ЭКВИЛИБРИСТЫ ВЫСШЕГО УРОВНЯ
Ну кто из нас не любит цирк? Ведь в нашей стране цирковые представления разворачиваются на высшем уровне. В скором времени, скажем, редкий по своей рискованности трюк предстоит выполнить Валерию Зорькину - председателю Конституционного суда РФ. Дело в том, что еще в сентябре в КС поступили жалобы от российских журналистов, а затем и от некоторых депутатов Госдумы по поводу явных противоречий, содержащихся в законе "Об основных гарантиях избирательных прав". Имеется в виду его 48-я статья, которая определяет (а вернее было бы сказать - расплывается в определениях), какие публикации следует относить к незаконной агитации. В соответствии с формулировками этой статьи в любом журналистском материале о кандидате могут быть усмотрены нарушения закона. Таким образом создается путаница в толковании закона, а кроме того, ущемляются права сотрудников СМИ (об этом мы уже рассказывали в "СН" N74, 76).
Конституционный суд во главе с Зорькиным, получив ноты протеста от журналистов, долго хранил молчание. И вот, наконец, свершилось - КС отреагировал на запрос депутатов и принял жалобы к рассмотрению. Тем самым принудил себя балансировать на весьма ненадежной опоре. С одной стороны, дело нельзя не принять к производству - речь ведь идет о чести мундира КС (и лично Валерия Зорькина). С другой - вышеупомянутый закон об избирательном праве был внесен в Госдуму Президентом РФ, а стало быть, господину Зорькину так или иначе предстоит подвергнуть сомнению конституционность действий главы государства. Но это не единственная проблема КС. Острота ситуации заключается в том, что предвыборная кампания уже идет. Следовательно, приняв скандальное дело к рассмотрению, КС попросту вмешивается в предвыборный процесс. Никто не запрещает, конечно, конституционные дебаты отложить - начать их, скажем, после 7 декабря. Но... Если суд рассмотрит депутатский запрос по окончании выборов и признает некоторые нормы закона неконституционными, то не исключено, что возникнет вопрос об отмене результатов голосования. Правда, как считают аналитики, до этого дело не дойдет - ведь "спорный" закон касается не сути избирательного процесса, а лишь одного из аспектов проведения выборов.
Тем не менее и журналисты, и теперь уже сами законотворцы считают, что действующее законодательство обесценивает смысл выборов и противоречит Конституции, особенно в положениях, касающихся свободы слова. Причем ограничения прав и свобод граждан, которые предусмотрены Конституцией, по сути, ничем не обоснованы: все-таки выборы - это не эпидемия, не война и не стихийное бедствие. Напротив - именно во время выборов информационные шлюзы должны быть максимально открыты: иначе есть вероятность, что из-за молчания прессы во власть могут "просочиться" опасные (в буквальном смысле) личности - закон ведь не позволяет разглашать и негативную информацию о кандидатах.
Как бы то ни было, 13 октября Конституционный суд заслушал выступление судьи-докладчика по этому делу, а также мнение заявителей, депутатов, представителей Центризбиркома. Предполагается, что свое решение КС вынесет через неделю-другую.
Разумеется, Валерий Зорькин не берется предсказывать, каким будет это решение. Однако заверяет, что в любом случае КС даст конкретное толкование тех положений закона, которые пока что предполагают весьма вольную трактовку.
...Двести сорок лет назад Екатерина Вторая, составляя свой "Наказ", поучала: "Всякий закон должен написан быть словами вразумительными для всех, и при том очень коротко". Все несоответствующее этому требованию императрица называла "пустой болтовней". В этом смысле "пустая болтовня" становится для современной России национальным признаком. Ну как тут не скажешь: вся наша жизнь - цирк!
Елена Сысолятина, 84, Слово нефтяника
21/10/2003