Валера, спасай!
Снимет ли КС Кремль с крючка
Очередной “процесс десятилетия” стартовал вчера в Конституционном суде. Валерию Зорькину и его коллегам предстоит дать ответ на самый злободневный политвопрос дня: соответствует ли завоевавшее уже скандальную известность новое российское выборное законодательство Конституции или нет. За последние годы КС исчез с авансцены российской политики. Но сейчас всякая ирония по поводу “судьбоносности” вердикта суда неуместна. Без преувеличения, от решения Зорькина и К° зависит судьба свободы слова в России.
Конституционный суд знаменит своей медлительностью. Но на этот раз
Зорькин с коллегами демонстрировали просто чудеса оперативности. По словам источников в КС, Кремль намекал судьям на то, что процесс неплохо бы отложить. Но Валерий Дмитриевич решил, что разумнее поступить ровным счетом наоборот. Так ли это или нет, пока неясно. Из прошедшего вчера первого заседания суда нельзя было сделать никаких выводов о возможном вердикте. На этом заседании выступали исключительно истцы.
В течение всех последних недель российские СМИ были забиты примерами того, как наши избиркомы борются за соблюдение “чистоты избирательного процесса”. Вчера эти примеры были официально оглашены в зале заседания суда. Подробно рассказывалось, например, о том, как тульский журналист в своем материале назвал Александра Коржакова “генералом”, а Елену Драпеко — “актрисой”, за что получил выговор от руководства. И хотя Коржаков действительно генерал, а Драпеко — актриса, начальство журналиста сочло, что сообщать об этом нельзя, поскольку эти два уважаемых гражданина — еще и депутаты, а закон запрещает распространяться о непрофессиональной деятельности народных избранников. А в Калининграде случился уже подлинный казус: там баллотируется в Думу Алексей Юшенков, которого журналисты совершенно справедливо представили как “сына убитого депутата Госдумы Сергея Юшенкова” и получили за это выговор от начальства.
После заслушивания выступления заявителей судьи молча удалились. Тем временем, опасаясь возможного поражения в КС, Центризбирком начал тактическое отступление. Вешняков срочно выпустил инструкцию по применению выборного законодательства. Смысл новой инициативы Александра Альбертовича прост. Согласно шефу ЦИКа, во всех глупостях виноваты нерадивые исполнители на местах. Мол, и в Туле, и в Брянске чиновники местных избиркомов неправильно трактовали закон. Но теперь после новой инструкции из центра все должно войти в нормальное русло. И поэтому процесс в
Конституционном суде теряет смысл.
Один из истцов по делу, депутат Госдумы Борис Надеждин, радостно приветствовал вешняковский жест и даже отказался от части своих претензий к ЦИКу. Но внезапное миролюбие шефа Центризбиркома не должно вводить в заблуждение. Все уступки Вешнякова носят исключительно показной характер. Если суд воспримет аргументы главы ЦИКа, то для российской прессы это будет означать катастрофу.
Впрочем, какое именно решение примет суд, сегодня предсказать практически невозможно. Прошлый опыт свидетельствует: обычно КС действует по принципу “и нашим, и вашим”. Очень возможно, что и на этот раз решение
Зорькина со товарищи будет компромиссным. Мол, одни положения выборных законов
Конституции соответствуют, а другие, напротив, ее грубо нарушают. С человеческой точки зрения понять подобный вердикт можно. Ведь
Конституционный суд тоже не всесилен. Ровно десять лет тому назад в сентябре 1993 года этот орган пошел на жесткую конфронтацию с властью: отменил ельцинский указ о роспуске Верховного Совета. Но это мало на что повлияло. Даже панические телефонные звонки Руцкого из осажденного Белого дома
Зорькину с истерической просьбой “Валера, спасай!” ни к чему не привели. В результате КС пришлось временно прекратить свою деятельность. Сейчас настолько серьезные санкции со стороны власти суду, конечно, не грозят. Но все равно, если КС примет “не то” решение, то реакция Кремля, по словам знатоков, может быть весьма жесткой. Другое дело, что наказывать судей будут не в открытую, а втихомолку.
Так что КС осталось только понять — какое решение “то”. Ведь далеко не факт, что позиции Кремля и ЦИКа абсолютно идентичны.