ДЕЛО БЫЛО В ОКТЯБРЕ.
Что хочется еще сказать про события осени 1993 года?
Я нарочно отнес эту заметку на неделю после того, как пресса выскажется по поводу событий октября-93 в связи с 10-летием. Чтобы не затерялась в общем потоке.
Обязан сказать, что тогдашний Верховный Совет и тогдашняя оппозиция во главе с Руцким и Хасбулатовым вызывали у меня неприятие, граничащее с отчаянием. А многие представители той оппозиции и их взгляды мне просто отвратительны.
Но в данном случае это не имеет никакого значения.
Суть в том, что 21 сентября 1993 года президент Ельцин принял известный Указ N1400 о роспуске Верховного Совета. В тот же день в 22 ч. 10м. Конституционный суд вынес заключение, что Указ N 1400 не соответствует Конституции.
И все. И на этом можно ставить точку. И никаких разговоров.
Потому что с этой минуты все действия президента против Верховного Совета являются и являлись незаконными.
Понимаете, нечего обсуждать. Плох или хорош Конституционный суд, но это - Конституционный суд, высший арбитр в стране. Плох или хорош закон, но это - закон.
Кстати, некоторые представители либеральной интеллигенции, выступившие тогда с призывом "Раздавить гадину!" (имея в виду противников Ельцина), сегодня возмущаются тем, что власть плюет на законы и т. д. Неужто искренне не понимают, что начало-этому было положено в октябре 93-го года при их горячей поддержке? За что боролись на то и напоролись. А если бы тогда Ельцин сказал:
"Остаюсь при прежнем мнении о Верховном Совете, но свой указ отменяю, потому что так постановил Конституционный суд, а закон выше президента, и любой человек в стране, тем более президент, обязан подчиняться закону", мы бы сегодня, наверное, жили иначе.
Но где вы видели, чтобы начальник чтил закон, если закон поперек его "ндрава". Потому и живем в беспределе, как уголовники говорят. И, наверное, в бесстыдстве. Ведь грамотные люди, авторитетные газеты, все зная, разглагольствуют нынче о "защите демократии десять лет назад", о "подавлении мятежа", и ни слова - о решении Конституционного суда. Даже дав слово председателю тогдашнего Конституционного суда Зорькину, его слова о сути дела вычеркнули. Говорю так потому, что уж
Зорькин-то не пропустил бы, сказал бы о главном.
А может быть, они ничего не утаивают, не скрывают, а просто считают несущественным такой пустяк, как соблюдение закона.
Ведь и враги Ельцина талдычат лишь общие слова о "государственном перевороте". Видимо, и они считают Конституционный суд и закон формальными "буржуйскими" финтифлюшками. То ли дело арматурным прутом по голове или из танка по депутатам... И получается, что все одинаковы. Один Зорькин, наверное, до сих пор понять не может, о чем же десять лет шумят народные витии?
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ, 181, стр. 2, Трибуна
10/10/2003