Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Баглая Марата Викторовича
"К 10-летию Конституции Российской Федерации: защита конституционных прав и свобод граждан"

Обзор публикаций СМИ


Переводчик с конституционного

Председатель КС Марат Баглай считает, что в Основном Законе ничего менять не нужно


Марат Баглай полагает, что судьи Конституционного Суда - самостоятельные и независимые люди и что давить на них невозможно. "Все друг друга знают, как облупленных, так что любой шаг в сторону от права не останется незамеченным", - утверждает глава КС

В числе принятых на минувшей неделе Госдумой законопроектов по судебной реформе был и новый вариант Закона "О Конституционном Суде РФ". В самом КС к некоторым положениям внесенного президентом законопроекта относятся прохладно. Прежде всего это касается предложения понизить статус членов КС, приравняв их ко всем прочим судьям. Тем не менее в интервью "Итогам" председатель КС Марат Баглай исключил ситуацию, при которой этот суд мог бы утратить независимость.
- Марат Викторович, как вы расцениваете идею пересмотреть статус членов КС, уравняв их в правах с другими судьями?
- Нужно спросить у Думы, у тех, кто этот законопроект разрабатывал. Мы свои замечания изложим. В основе этой реформы лежит благая цель - сделать так, чтобы решения судов, в частности, КС, выполнялись неукоснительно во всех регионах. Но с другой стороны, статус судей КС установлен федеральным конституционным законом, и снижать этот статус до уровня простого федерального закона запрещает Закон "О судебной системе". А что содержится в законопроекте? Если, например, встает вопрос об аресте судьи КС, то сейчас он решается корпоративно, консолидированным мнением его коллег-судей. Теперь же предлагается, чтобы такое решение выносил Совет Федерации при соответствующем обращении генпрокурора. Но до сих пор нам, к счастью, не приходилось сталкиваться с такими ситуациями, так зачем же трогать существующий порядок?
- Постоянно обсуждается тема принятия поправок к Конституции или даже нового Основного Закона. Без этого действительно не обойтись?
- У нас очень демократическая Конституция, и нам бы добиться, чтобы ее нормы выполнялись в полном объеме. Посмотрите на первую и вторую главы действующей Конституции, где речь идет об основах конституционного строя и об основных правах граждан, - к ним ни у кого претензий нет. Говорят же о необходимости изменить механизм власти. Что там не нравится? Взаимоотношения между парламентом и исполнительной властью. Речь идет, в частности, о переходе от президентской республики к парламентарной. Но как у нас обстоят дела с партиями? Существуют ли у нас сложившиеся политические партии, на которые (хотя бы на одну из них или на коалицию) могло опереться правительство? Нет таких условий. Тогда зачем что-то менять? Тем более что перед страной стоит сложная задача проведения реформ, а реформы проводятся только в сильном и стабильном государстве. Это одна сторона вопроса. Другая - реформа российского федерализма. Каким должно быть число субъектов Федерации? Кто-то говорит - семь, кто-то - четырнадцать, а кто-то - сорок восемь. На таком огромном территориальном массиве можно обосновать любую цифирь. Если же все-таки такие перемены будут признаны целесообразными, то скажу лишь, что КС всегда будет исполнять Конституцию, которая легитимно и правильно принята. Мы ее сами не выдумываем, а только читаем и растолковываем написанное. Впрочем, если уж нужна моя точка зрения, то вот она: ничего менять не надо. Надо и дальше реформы проводить в конституционных рамках.
- Значимость решений КС крайне высока. Нередко первые лица государства оказываются одной из сторон в споре. Испытывают ли судьи какое-либо давление?
- Никакого давления, могу вас заверить. Но если бы кто-то попытался к нам обратиться, ответ был бы категорическим: "Нет!" Но никто и не пытался. Предыдущий президент Борис Ельцин ни разу мне не позвонил с тем, чтобы надавить и повлиять на принятие решения. Вот у меня на столе телефон прямой связи с президентом, но он ни разу не позвонил. Хотя ему некоторые наши решения не нравились. Но к его чести ни он, ни его представители ни разу не попытались вмешаться. Может, они понимали, что председатель КС - не та фигура, которая сможет решить их проблемы. Судьи КС - самостоятельные и независимые люди. На них давить невозможно. И потом, при нашей работе невозможно скрыть никакого лоббирования. Все друг друга знают, так что любой шаг в сторону от права не останется незамеченным. Да и состав у нас большой - 19 человек. Чтобы истолковать Конституцию, нужны все девятнадцать судей, чтобы решить судьбу закона - девять или десять человек. Ну о каком давлении можно говорить, ведь чтобы добиться результата, придется давить на всю десятку. К тому же в КС не ведут политических дискуссий и стараются быть беспристрастными, что, слава богу, удается.
- Многих смущают сроки рассмотрения запросов в КС. Уже несколько месяцев суд занят рассмотрением запроса о соответствии Конституции решения Госдумы, отменившей амнистию лиц, получивших госнаграды.
- Мы в первый раз столкнулись с такой ситуацией. Что-то отдаленно похожее было в Словакии, но полной аналогии и тут нет. Такого не бывало, чтобы парламент сначала объявил амнистию, потом взял свое решение обратно, и при этом кого-то выпустили из тюрем, а кого-то нет. Отсюда и наши долгие дебаты. Мы обсуждаем проблему и буквально каждый день открываем какие-то новые грани и вынуждены сами себе отвечать на новые вопросы.
(Фото: ВЛАДИМИР НОВИКОВ)
- Каким образом КС отслеживает выполнение своих постановлений?
- Для этого у нас есть специальное управление. В целом наши постановления исполняются. Но только с некоторой степенью узости: на кого постановление направлено конкретно, тот все что надо исправляет, а, например, находящийся по соседству субъект РФ с аналогичной ситуацией считает, что это к нему не относится. Поэтому один из внесенных в Госдуму законопроектов содержит нормы, усиливающие исполнение наших решений.
- То есть если вы заменяете одну норму другойЙ
- Нет, мы не можем подменять собой парламент. И если вдруг в ходе обсуждения какого-либо вопроса замаячит новая норма, то мы тут же отступаем. Это дело Думы. Неслучайно многие наши постановления заканчиваются словами: "Государственной думе надлежитЙ" Сейчас, например, в Госдуме дожидаются своего часа одиннадцать законов, некоторые нормы которых мы признали неконституционными. Но не сомневаюсь, что со временем в эти законы будут внесены поправки.
- Согласно постановлению КС вынесение смертных приговоров невозможно до введения судов присяжных во всех субъектах Федерации. По плану судебной реформы через два года такие суды должны появиться. И что, после этого в России вновь будут выноситься смертные приговоры?
- Я считаю, что мероприятия по совершенствованию судебной системы крайне своевременны и полезны, особенно в том, что касается Уголовно-процессуального кодекса. Решение КС ясно и понятно - без введения суда присяжных во всех 89 субъектах РФ вынесение смертных приговоров невозможно. Потому что в противном случае нарушается 19-я статья Конституции - равенство граждан перед судом. За одно и то же преступление люди будут получать разное наказание. Нешуточное это дело - вынесение смертного приговора. Ну а если суды присяжных появятся во всех субъектах РФ, трудно сказать, в какой степени будет сохранено наше решение. Но, как известно, не во всех регионах введение суда присяжных приветствуется.
- Кстати о регионах. Как быть с вызывающей нарекания субъектов РФ 72-й статьей Конституции о так называемых предметах совместного ведения центра и регионов?
- Собственно, за истолкованием 72-й статьи никто к нам не обращался, потому что там можно толковать каждое слово. Да это практически невозможно, учитывая величину статьи. Но КС первый сказал принципиальную вещь: возможно опережающее принятие законов субъектом РФ. То есть региону необязательно ждать, когда федеральный законодатель примет тот или иной закон, относящийся к сфере совместного ведения. Если федерального закона нет, регион имеет полное право сам регулировать эту сферу общественных отношений. Но когда появляется федеральный закон, региональный законодатель должен привести свой закон в соответствие с федеральным.
- А если федеральный закон противоречит Конституции?
- Считаете, что противоречит? Обращайтесь в КС. Но такой возможностью пока никто не воспользовался. Это следствие слабости правовой культуры. Даже многие государственные деятели до сих пор не понимают важность перевода конфликтных споров в судебную плоскость - предпочтение отдается административным подходам, полемике в прессе.


Светлана Сухова, No. 26 (264), Журнал Итоги
03/07/2001
Материалы по теме:
Конференция
Список вопросов
Биография Баглая М.В.
Конституция РФ
Конституционный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Конституционный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации