Конституционной юстиции в России 10 лет
Начало работы первого Конституционного суда завершилось кризисом Стеркин Филипп 30 октября 2001 Читайте сюжет: Десятилетие конституционного правосудия [версия для печати]
У Конституционного суда России сегодня юбилей. 10 лет тому назад 30 октября 1991 года состоялось его первое заседание, на котором было избрано руководство суда. С этого момента новый орган принял самое активное участие в формировании правовой системы страны. За этот период он пережил немало кризисов, его упраздняли, не раз он оказывался в самой гуще политических страстей, и, казалось, что вот-вот КС поступится своей независимостью, ради того, чтобы не впасть в немилость у власти.
И, тем не менее, ему удавалось всегда придерживаться главного принципа правосудия - непредвзятости. За эти 10 лет на его решениях были построены целые отрасли законодательства и восстановлены конституционные права десятков тысяч людей. Стоит отметить хотя бы тот факт, что в значительной мере благодаря КС в России сейчас нет смертной казни.
Российскому Конституционному суду пришлось жить при двух законах: образца 1991 года и образца 1994 года. И если первый акт создал КС, то второй возродил после почти полуторалетнего перерыва в его деятельности.
Впрочем, как ни прискорбно, кончина КС-91 была предрешена. С одной стороны, суд был вынужден защищать советскую Конституцию, против которой фактически выступили реформаторы во главе в Борисом Ельциным. И поэтому неизбежно КС оказался по одну сторону баррикад с Верховным советом, всевластие которого гарантировал старый Основной закон. С другой, - сами нормы закона "О Конституционном суде" не могли не превратить его в довольно политизированный орган. Ему было предоставлено право начинать процессы по собственной инициативе, рассматривать не только нормативные акты, но и, например, действий властей, а также судебную практику.
В своем первом же постановлении суд пошел против Бориса Ельцина, отменив его указ "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым предусматривалось образования единого всемогущего правоохранительного ведомства. А спустя год в его архиве было уже немалое количество политических процессов. Без всякого сомнения, самый громкий из них - "дело КПСС". В суд тогда обратились депутаты-коммунисты, которые намеревались оспорить указы Бориса Ельцина о запрете КПСС и КП РСФСР. В ответ депутаты-демократы направили в КС запрос о конституционности КПСС. Решение суда не удовлетворило обе стороны. КС отказался признать указы неконституционными, однако сохранил партячейки - основу компартии.
С 1992 года суд становится все более активным участником разворачивающегося конфликта президента и парламента. Председатель КС Валерий Зорькин даже добился подписания "мирового соглашения" между Русланом Хасбулатовым и Борисом Ельциным.
В 1993 году Конституционный суд отменил очередной указ президента, который был направлен на недопущение создания оппозиционного Борису Ельцину Фронта национального спасения. А затем начинается уже открытое столкновение с президентом. После введения в марте 1993 года особого порядка управления, который заключался, например, в том, что все решения Верховного Совета не имели силы, если были направлены на отмену указов президента, Валерий Зорькин выступил по телевидению с критикой этого акта. Этой же ночью КС приступил к рассмотрению действий президента и признал их нарушающими Конституцию.
А осенью КС отменил известный указ # 1400 "О поэтапной конституционной реформе", которым Борис Ельцин распустил Верховный Совет и Съезд народных депутатов России и назначил выборы в новый парламент. КС также указал, что действия президента служат основанием для его отрешения.
После окончания октябрьского противостояния первый в истории России КС завершил свою работу. Борис Ельцин двумя указами "распустил" его и отменил закон "О Конституционном суде". Впрочем, уже 21 июля 1994 года был принят новый закон, а феврале 1995 года КС возобновил свою работу.
Существующий закон не предусматривает возможности КС оценивать действия руководства страны. В то же время в нем появилась норма о праве КС толковать нормы Конституции. И руководство суда уверено, что не следует расширять его компетенцию за счет политических полномочий. "Я считаю, что это неизбежно втянет нас в политику. Ведь кризис 1993 года, который поразил Конституционный суд, был связан как раз с этим, - заявил в одном из своих интервью Стране.Ru Председатель Конституционного Суда Марат Баглай. - Прежний закон предоставлял нам возможность начинать рассмотрение дела, получив информацию буквально с экрана телевизора, не посмотрев ни на один документ, оценивая в конечном счете журналистскую информацию. Это привело к тому, что суд оказался втянут в политику. Но с тех пор ситуация стабилизовалась, во многом благодаря как раз изменению закона о КС. Да, наш закон, слава Богу, гарантирует нас от повторения ситуации 1993 года. Мы рассматриваем только правовые акты, но не действия".
Кстати, говорить о снижении роли КС нельзя. Его решения сформировали своего рода стержни многих отраслей права: налогового, гражданского, административного, конституционного. Отдельного внимания заслуживает блок постановлений, касающихся прав человека в уголовном и гражданском процессах. Фактически именно усилиями Конституционного суда, который в каждом своем решении утверждал принципы состязательности процесса, шла последние годы правовая реформа. Именно КС сформулировал основные постулаты этой отрасли законодательства. И именно постановления, касающиеся соблюдения прав и свобод человека занимают наибольший удельный вес в его решениях. В частности, в одном из своих решений он указал, что в России не могут выноситься смертные приговоры, пока во всех регионах не заработают суды присяжных.
Неоценима и роль КС в области сдерживания страны от расползания. Неоднократно он указывал на то, что регионы не вправе провозглашать себя суверенными. При этом, учитывая совершенствование механизмов контроля за исполнением решений КС, их игнорирование может привести к отрешению от должности руководителей субъектов федерации.
Страна.Ru
30/10/2001
|