СЛОВО О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВОСУДИИ В РОССИИ
В своем кратком выступлении я хотел бы с согласия своих коллег представить вам некоторые соображения, раскрывающие корни и суть конституционного правосудия в России в его эволюции. Это, следовательно, не отчет о деятельности Конституционного Суда за 10 лет и не попытка давать оценку своей деятельности - суд, как известно, не вправе судить в собственном деле.
Прежде всего, стоит вспомнить, что, когда 10 лет назад в России закладывались основы демократического правового государства, не все отчетливо понимали, какое место в этом государстве должен занимать Конституционный Суд. Различные подходы диктовались тем обстоятельством, что в мировой практике не было, как нет и сейчас, единой модели судебного конституционного контроля. Однако реформаторы первой волны были едины в поисках надежных гарантий от возврата к тоталитаризму. Они понимали, что если в государстве отсутствует судебный конституционный контроль, то даже самая демократическая конституция с самым широким набором прав и свобод граждан грозит остаться листком бумаги, а общество рано или поздно неминуемо столкнется со злоупотреблениями ничем не ограниченной власти.
Сама идея и базовые ценности конституционного правосудия пришли к нам вместе с перестройкой - этим могучим движением народа к свободе. Они опирались, главным образом на опыт построения правового государства за рубежом. В 1989 г. был создан Комитет конституционного надзора СССР, в состав которого вошли опытные юристы во главе с профессором С.С. Алексеевым, некоторые из них и поныне с полной отдачей трудятся в аппарате нашего Конституционного Суда.
В независимой России идея конституционного правосудия сразу обрела свое полное воплощение.12 июля 1991 г. был принят Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", который подписал первый Президент России Борис Николаевич Ельцин. Закон наделял Конституционный Суд полномочиями по проверке конституционности не только правовых актов высших органов государственной власти, но и действий высших должностных лиц. Следовательно, не исключалось участие Суда в качестве высшего арбитра возможных политических разногласий. К 1 ноября 1991 г. было закончено формирование Конституционного Суда, и Суд начал свою работу.
В то время в России настроения и события менялись быстро и радикально. Довольно скоро, а именно в 1993 г., в политическом развитии возник острый кризис, который затронул и Конституционный Суд. Нужно отдать должное Борису Николаевичу Ельцину, который отверг возможность прекращения деятельности Конституционного Суда и роспуска его состава. С принятием в 1993 г. новой Конституции РФ необходимой стала разработка нового Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", который был принят в 1994 г. Полномочия Конституционного Суда были существенно расширены, одновременно исключена несвойственная ему проверка конституционности действий должностных лиц и других полномочий, характерных для судов общей юрисдикции.
Очень важно отметить, что в последующее время Президент России не допускал какого-либо вмешательства в деятельность Конституционного Суда, выполняя все судебные решения, даже те, с которыми он был не согласен. В этом заключается важный для всех нас момент истины, а именно: сложился порядок, при котором все органы власти и все должностные лица, включая главу государства, признают обязательность решений Конституционного Суда. Это важнейшее условие конституционного правового государства.
Становление Конституционного Суда происходило в непростых условиях. Не сразу была выработана оптимальная модель конституционного правосудия, не просто решались вопросы, связанные с созданием условий для работы Суда. В нашей стране, полной эгалитаристских пережитков советского прошлого, и поныне не все государственные деятели с пониманием воспринимают необходимость высокого статуса судьи Конституционного Суда.
Радикальная перестройка российского государства и правовой системы в последние десять лет востребовала достижения научной правовой мысли, вовлекла в общественно-политическую и юридическую практику ученых-юристов. В состав Конституционного Суда вошли крупные ученые-правоведы. Первым Председателем Суда стал профессор Валерий Дмитриевич Зорькин. Председательские обязанности исполнял профессор Николай Васильевич Витрук, которого затем сменил видный ученый, профессор Владимир Александрович Туманов. В нынешнем составе Суда из 19 судей 12 имеют ученую степень доктора юридических наук и 5 - кандидата наук. Эти цифры не только характеризуют научный потенциал Конституционного Суда, но и, что более важно, во многом объясняют превращение решений Конституционного Суда в объективный научно обоснованный фактор развития права.
Разумеется, Конституционный Суд не подменяет собой законодателя, не вторгается в нормотворческую сферу исполнительной власти и вообще не руководствуется целесообразностью. Но такие не разделяемые ни с кем полномочия, как:
- общеобязательное толкование Конституции РФ,
- объявление утратившими силу неконституционных правовых норм,
- выявление конституционно-правового смысла законов и соответствующие рекомендации законодателю принять законы, восполняющие пробелы в правовом регулировании, не могут не приводить к появлению нового права. И надо сказать, что такая деятельность Суда никогда не выпадает из общих закономерностей и направлений развития российского права: ни с точки зрения его демократической сущности, ни по соответствию его общей структуре. Здесь второй момент истины, раскрывающий уникальный феномен конституционной юстиции: через конституционное правосудие на базе позитивного права и юридической науки рождаются новые правовые принципы, так сказать, надпозитивное право, независимость которого от политической конъюнктуры обеспечивает высшие и прочнейшие гарантии прав и свобод граждан от возможных посягательств со стороны публичной власти.
Бескомпромиссно и последовательно защищая конституционные права и свободы граждан, твердо следуя при этом принципам и нормам международного права, Конституционный Суд в то же время преодолевает формализм в их толковании, если это нарушает общие интересы. Конечно, даже от демократического государства могут исходить отдельные законы, в скрытой форме противоречащие Конституции, и тогда такие акты подвергаются Конституционным Судом решительной дисквалификации. Но государство - это и главный гарант защиты прав и свобод, и поэтому мы, отнюдь не из трепета перед органами государственной власти, выступаем в поддержку общего интереса и публичного порядка. Это особенно важно сейчас, в условиях нарастающего участия нашего государства в борьбе против международного терроризма.
Следовательно, содействие укреплению и усилению нашего государства вытекает для Конституционного Суда совсем не из конъюнктурных соображений. Наша деятельность органически связывает идею сильного государства с государством правовым и конституционным, где государственная власть действует в рамках Основного закона и во имя человека. Конституционный Суд с первых шагов своей деятельности выступил в защиту единого правового и конституционного поля, с позиций конституционализма обосновал единство системы государственной власти и целостности России в условиях федерализма, одновременно защищая права субъектов Российской Федерации. В трудные годы конфронтации исполнительной и законодательной властей Конституционный Суд неоднократно обязывал главу государства принимать меры для взаимодействия, поиска компромиссов с парламентом. В судебных процессах по делу КПСС, федерального вмешательства в Чеченской Республике, по определению так называемого суверенитета республик и многим другим Суд находил правовые решения, которые способствовали стабильности в обществе и укреплению конституционного правопорядка. Мы знали, что это повышает доверие народа к Конституции и государству, поднимает его правосознание и культуру.
Здесь уместно сказать, что становление Конституционного Суда, как и упрочение судов общей юрисдикции и арбитражной юстиции, происходило в последние годы на принципиально новой конституционной основе, а именно на принципах разделения властей и признания органов правосудия как самостоятельной судебной власти - власти, а не придатка других ветвей власти. Действуя в тесном сотрудничестве, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды выполняют важнейшую функцию государства - гарантировать конституционную законность, обеспечение и эффективную защиту прав человека и гражданина. Потенциал судебной власти в полной мере еще не раскрыт, надо расширять судебный контроль за всеми сторонами административного механизма. Сильная и независимая судебная власть - это условие и залог веры людей в государство, гарантия гражданского мира, становления гражданского общества, развития экономики, утверждения справедливости и т.д.
Краеугольный камень всей деятельности Конституционного Суда - его независимость: независимость от других ветвей власти, независимость от давления средств массовой информации, независимость как внутренняя свобода правовых убеждений. Но, слава Богу, хотя мы и слышим иногда критические высказывания об отдельных мотивах постановлений Суда, но не было ни одного упрека в том, что мы судим не по праву и по Конституции, что отдаем предпочтение целесообразности, что кто-то из судей злоупотребил неприкосновенностью, что принимаем решения под чью-то диктовку, поддаемся политизации или корысти. Саморегуляция и самоограничение судей и высокое чувство ответственности дополняют их независимость. Конституционный суд, это хрупкое дитя свободы, нужен нашему государству и народу только при условии, что он действует независимо и служит только Конституции.
Практика показала, что почти все основные, достаточно широкие полномочия, которыми наделен Конституционный Суд, оказались востребованными. Несмотря на то, что это был совершенно новый орган, и в обществе не было привычки обращаться в суд по конституционным вопросам, Конституционному Суду пришлось сразу же включиться в активную работу. К нему стали поступать и запросы соответствующих государственных органов, и групп депутатов парламента, и жалобы граждан. И поток таких обращений, часто совсем неподведомственных, не ослабевает, что, кстати сказать, свидетельствует и о доверии к Суду, и о том, что общественные ожидания от Суда превышают его функции.
Самая краткая статистика такова: за 10 лет Судом рассмотрено свыше 3 тыс. обращений, принято около 200 постановлений, тысячи определений по жалобам граждан, направленных на защиту их конституционных прав и свобод. За этими цифрами скрывается не только конкретная судьба отдельных людей, права которых были защищены, но и защита прав тысяч других граждан. Потому что Конституционный Суд судит не людей, а законы, которые, как известно, распространяются на всю территорию Российской Федерации и на всех граждан Российской Федерации или ее субъекта.
Так, Суд принял свыше 30 постановлений, которыми утвердил и тем самым расширил многие демократические гарантии граждан в уголовном процессе, устраняя при этом все скрытые препятствия на пути осуществления важнейшего конституционного права: права на судебную защиту, на правосудие. Суд твердо отстаивал право граждан на частную собственность и свободную предпринимательскую деятельность, видя в этом принципиальные основы развития в стране рыночной экономики. Защищая трудовые и социальные права, Суд исходил из конституционного положения о социальном характере нашего государства.
К конституционному знаменателю были приведены многие избирательные законы и законы о местном самоуправлении. В течение прошедшего десятилетия практика конституционной проверки постепенно охватила практически все отрасли российского права.
Обо всех направлениях деятельности Конституционного Суда в одном выступлении не скажешь. Да в этом и нет необходимости, поскольку деятельность Суда носит открытый характер и хорошо известна российской и зарубежной общественности. Все постановления и основные определения Суда введены в Интернет. Мы не жалуемся на внимание средств массовой информации, практически все решения Суда регулярно освещаются многими газетами и журналами. За что мы нашим журналистам весьма благодарны.
И последнее. За прошедшие 10 лет Конституционный Суд России вошел в международное сообщество судебных органов. Мы являемся членами Европейской конференции конституционных судов, Конференции конституционных судов СНГ и молодых демократий, скоро продолжим работать в Венецианской комиссии "К демократии через право" в связи с присоединением России к этой важной структуре Совета Европы. Мы установили связи и сотрудничество с 31 конституционным судом на всех континентах и верховными судами, осуществляющими конституционный контроль. И сегодня здесь присутствуют представители конституционных судов и советов со всех континентов мира, а также Европейского Суда по защите прав человека, корректное согласование с решениями которого весьма важно для европейской правовой интеграции.
Эти связи наполнены реальным и взаимополезным содержанием. Особенно важен обмен опытом, взаимное изучение правовых позиций. Очень похоже, что новая реальность, процессы глобализации и развитие науки потребуют от всех нас очень скоро гораздо более тесного сотрудничества. Обо всем этом мы сегодня и завтра будем говорить на специально организованной международной конференции "Конституционная юстиция на рубеже XXI века".
В заключение я хотел бы сообщить вам, что в ознаменование 10-летия Суда четыре работника награждены орденами Российской Федерации, пяти работникам, также пришедшим в Суд с первых дней его работы. Президентом РФ присвоено почетное звание "Заслуженного юриста Российской Федерации". Позвольте, уважаемый Владимир Владимирович, поблагодарить Вас за эту высокую оценку работы сотрудников нашего Суда.
Полагаю, что отмечаемый сегодня 10-летний юбилей Конституционного Суда Российской Федерации - это и значимая и знаковая дата в развитии российской государственности. Потому что если в стране есть Конституционный Суд и если он независимый, праведный и справедливый, значит, в стране есть демократия, конституционализм и правовое государство. Это фундаментальные ценности нашего народа - им и служим.
М. В. БАГЛАЙ, Председатель Конституционного Суда РФ, 2, стр. 13-16, Закон и право
12/02/2002
|