Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Баглая Марата Викторовича
"К 10-летию Конституции Российской Федерации: защита конституционных прав и свобод граждан"

Обзор публикаций СМИ


ВЕРТИКАЛЬ И БУКВА ЗАКОНА

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ПОДТВЕРДИЛ ПРАВО ПРЕЗИДЕНТА РФ КОНТРОЛИРОВАТЬ РАБОТУ ГЛАВ РЕГИОНОВ

На днях Конституционный суд России подтвердил право президента РФ отстранять от должности глав регионов, а также право федерального законодателя распускать региональные парламенты. Кроме того, КС признал право главы государства на временное отстранение от исполнения обязанностей руководителей субъектов Федерации в случае возбуждения против них уголовных дел по обвинению в тяжких или особо тяжких преступлениях.

Тем самым была поставлена точка в вопросе о том, соответствует ли Конституции ряд положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".

Два года назад этот законопроект вызвал бурю негодования среди глав республик и губернаторов. Кремль обвиняли в покушении на право граждан избирать и быть избранными, в разрушении федеративного устройства и нарушении Конституции страны... В результате в Конституционный суд были направлены три запроса - от президента Чувашии Николая Федорова, от Госсовета Республики Адыгея и Государственного собрания Республики Саха (Якутия). Николай Федоров, правда, впоследствии отозвал свой запрос. Заявители оспаривали, в частности, те нормы нового закона, которыми оговаривается возможность досрочного прекращения полномочий законодательного органа государственной власти и отстранения от должности глав субъектов РФ. Признав за президентом России право контроля за всеми органами государственной власти, включая выборные, Конституционный суд, однако, обусловил его существенными ограничениями. Так, например, отстранить главу региона от должности можно лишь после соответствующих решений как минимум трех судебных инстанций, включая КС. Но даже если окончательная инстанция - Конституционный суд - признает какой-либо нормативный акт в региональном законодательстве не соответствующим Конституции, надо будет еще доказать, что представители региональных властей сознательно не выполнили первоначальное решение суда. Должен быть также доказан "конституционно значимый характер нарушений". Таким образом, все эти "меры устрашения" для глав регионов носят скорее превентивный характер.

Комментируя в беседе с журналистами данное постановление, полномочный представитель президента в КС Михаил Митюков заявил, что оно "достаточно мотивированно и обоснованно", поскольку "лишит некоторых возможности шалить, нарушая федеральное законодательство, и будет способствовать созданию стабильной правовой системы, укреплению федерализма".

Аналогичные высказывания прозвучали в обеих палатах Федерального Собрания. Так, глава Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Юрий Шарандин считает решение КС "логичным и справедливым". В комментарии для "Труда" он обратил внимание на то, что в постановлении оговорены сроки приведения в соответствие с федеральным законодательством противоречащих ему региональных нормативных актов - до полугода и более. Таким образом, у местных законодателей и глав регионов есть достаточно времени, чтобы на основании постановления суда исправить эти упущения, считает сенатор. "А то, что юрисдикция части не может быть больше юрисдикции целого, - это однозначно и обсуждению не подлежит", - подчеркнул юрист Шарандин.

По словам заместителя председателя думского Комитета по государственному строительству депутата Сергея Попова, постановлением "подведена черта под давним спором о том, что следует делать, если на местах принимают законы, противоречащие федеральным". Теперь, считает Попов, "правоприменители в субъектах РФ не будут "дергаться" между федеральным законодательством и противоречащими ему законами региона".

Подобной же точки зрения придерживается председатель КС Марат Баглай, заявивший, что "должны быть меры воздействия" на субъекты РФ в том случае, "когда они нарушают единое конституционное правовое поле и принимают законы, не соответствующие федеральной Конституции". При этом он подчеркнул, что данное постановление никак не ущемляет в правах глав субъектов РФ. "Такой задачи не ставит ни президент, ни Федеральное Собрание, ни Конституционный суд", - сказал М. Баглай....Что ж, "вертикаль власти" обретает завершенный вид.


Марина ЧЕРНУХА., 68, стр. 2, Труд-7
18/04/2002
Материалы по теме:
Конференция
Список вопросов
Биография Баглая М.В.
Конституция РФ
Конституционный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Конституционный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации