КС ПРЕДОСТАВИЛ РЕГИОНАМ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ СРОКИ ГУБЕРНАТОРСТВА
С сегодняшнего дня главы регионов могут вздохнуть спокойно: им не придется покидать свои любимые кабинеты, искать себе преемников и уходить из большой политики.
Три месяца эта нерадостная перспектива маячила перед ними и в любой момент могла стать реальностью. А пауза, взятая судьями Конституционного суда, - никогда им еще не требовалось так много времени для того, чтобы вынести вердикт, - только добавляла этому процессу напряженности и даже драматизма. Для того чтобы узнать, что происходит в КС, региональные чиновники использовали даже журналистов. Но, учитывая, что достоверной информации о настрое судей ни у кого не было, губернаторам оставалось разве что гадать на ромашке - "оставят - не оставят".
Итак, начнем с фабулы. Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", вступивший в силу 19 октября 1999 года, предусматривал, что главы регионов могут занимать свою должность не более двух сроков подряд. Однако 8 февраля закон был дополнен статьей 30.1, гласящей, что это ограничение не касается тех сроков, на которые губернаторы были избраны до 1999 года. Таким образом, главы почти большинства регионов фактически оказались вне действия этого закона. Получилось, что некоторые из них, например, президент Башкирии Муртаза Рахимов или президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, сейчас вообще "отбывают" свой "нулевой" срок и смогут баллотироваться еще дважды. Получили право на еще один срок и Юрий Лужков, и Владимир Яковлев, и Эдуард Россель, и Анатолий Лисицын. И вообще большинство губернаторов, которых принято относить к "тяжеловесам".Но вот в КС поступил запрос группы депутатов о конституционности этой поправки. Заседание по этому делу состоялось 4 апреля. И после этого начался длительный процесс принятия решения. Обычно это занимает 2-3 недели, но на этот раз судьям потребовалось более трех месяцев. И все эти три месяца губернаторы жили как на пороховой бочке. Вопрос "быть или не быть" стоял перед большим количеством глав регионов. Интрига заключалась еще и в том, что до сих пор неясно, кто стал истинным инициатором процесса.
В связи с этим на себя обращает внимание фигура одного из наиболее видных членов ЛДПР Алексея Митрофанова, чьей подписи даже не было под запросом, но который представлял запрос в КС. Именно он был, пожалуй, единственным активным участником этих слушаний, яростно громил поправку, в то время как остальные выступающие выглядели довольно вялыми. Все это не могло остаться незамеченным и не создать впечатление, что г-н Митрофанов не просто добивается отмены поправки, но и кровно заинтересован в этом. Впрочем, интерес Алексея Митрофанова лежит, как говорится, на поверхности. Он давно уже грезит о лужковском кресле и даже принимал участие в последних выборах мэра. И было очевидно, что если бы Юрий Лужков ушел через полтора года, то депутат приложил бы усилия к тому, чтобы сменить думский кабинет на мэрский.
Кстати, Митрофанов не единственный депутат, который хочет переехать на Тверскую, 13. Член ОВР и крупный столичный бизнесмен Георгий Боос тоже не прочь попробовать себя на поприще градоначальника. И уже даже начал самостоятельную игру против своего недавнего покровителя Юрия Лужкова. Именно Боос - автор оказавшейся "на скамье подсудимых" поправки. Год назад он честно помог Юрию Лужкову. Но сейчас он ничего не сделал, чтобы спасти свою поправку и помочь Лужкову остаться в кресле по крайней мере на ближайшие шесть лет. А ведь он мог хотя бы попытаться торпедировать запрос и, используя свое влияние в Думе, уговорить депутатов не направлять его. Однако он не только не сделал этого, но даже не предупредил об опасности Лужкова, который узнал о процессе чуть ли не из СМИ. И это бездействие может быть объяснено как раз настроем Бооса на участие в выборах мэра.
Примечательна и позиция, которую занял Кремль. Совершенно неожиданно он, по словам некоторых источников в администрации президента, оказался на стороне поправки. И для этого есть определенные причины. Во-первых, многие из губернаторов являются гарантами стабильности в своих регионах, а смена состава может привести к очередному дележу пирога. Во-вторых, губернаторы могли элементарно влиять на позицию администрации. За этот месяц практически все региональные "тяжеловесы" побывали в Кремле, и не исключено, речь при встречах того или иного уровня шла о каком-либо посредничестве, способном хоть как-то повлиять на ситуацию при принятии решения Конституционным судом. Так или иначе, позиция администрации к концу июня была уже ясна - поправку стоит оставить.
Конечно, прямо чиновники из администрации или даже сам президент не могли пытаться уговорить судей не отменять поправку. Учитывая принципиальность его председателя Марата Баглая и всех остальных судей, из этого вряд ли бы что-нибудь вышло. Однако в данной ситуации отсутствие у Кремля ярко выраженной позиции, которая была бы донесена до судей, как раз могло повлиять на вердикт.
Дело в том, что поправка хотя и не совсем демократична, однако сразу было очевидно, что Основному закону она не противоречит. И совершенно обоснованно она была признана конституционной. Есть, правда, в постановлении оговорка: "субъекты РФ, которые... предусмотрели в своих конституциях и уставах... ограничение, вправе самостоятельно решить вопрос о том, как следует исчислять указанные сроки - продолжается ли исчисление, ранее установленное субъектом РФ, либо оно начинается после вступления в силу Закона "Об общих принципах...". Таким образом, по словам председателя Конституционного суда Марата Баглая, все регионы разделены на две категории. "Существует группа субъектов Федерации, в законодательстве которых не определено, сколько сроков подряд можно замещать должность главы региона, - пояснил он. - В этих регионах первый срок - этот тот, на который губернатор был избран после 19 октября 1999 года. И существует вторая группа, где этот вопрос был урегулирован. Теперь этой второй группе предстоит решить - учитывается ли срок, на который был избран губернатор или президент до 1999 года".
Всего, по словам полномочного представителя президента в КС Михаила Митюкова, во вторую группу попали 24 региона. Но, учитывая, что обычно губернаторы полностью контролируют свои парламенты, мало у кого возникают сомнения, что большинство местных дум решат ситуацию в пользу ныне действующего главы региона.
Филипп Стеркин, Страна.Ru
121, Якутия
11/07/2002
|