Губернаторы получили новый срок
Губернаторы – за третий срок. Немцов - против
Когда Марат Баглай читал текст постановления Конституционного Суда, решалась судьба сразу 56 губернаторов. Можно сказать и по-другому. Решался вопрос - быть или не быть великой региональной кадровой революции? Скажи Баглай и его коллеги губернаторам «нет» - и к 2003 году Россия осталась бы без большинства политических тяжеловесов во главе регионов.
Выбор судей: губеранторам-ветеранам разрешили избираться на третий, а некоторым и на четвертый срок. Из первых комментариев складывается впечатление, что многие из них и не сомневались в своей победе. Так, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев заявляет: «Я давно говорил, что никто не запрещает идти на третий срок, поэтому это просто подтверждение моих слов».
«В сложившемся положении ничего другого и придумать нельзя, - считает Марат Баглай. - Да, какой-то период времени будет переходный период, когда все будут выстраиваться на одной черте, и этой чертой является 19 октября 1999 года. И через какое-то время, конечно, в целом в стране появится порядок».
«У Островского барин говорит: как вас судить, мужики? По закону или по совести? А совесть - это обычаи, совесть - это традиции, но это не закон. А мужики что ответили? Мужики говорят: суди нас барин по совести, а не по закону, потому что законов мы не знаем, мы не хотим этих законов видеть. Так вот - кончать надо, кончать. Страна должна жить по закону», - считает мэр Москвы Юрий Лужков.
Закон говорит, что в будущем все без исключения губернаторы должны избираться только на два срока. Но пока в России - период исключений. Продолжаться он будет для некоторых региональных лидеров до 2013 года. Например, Кирсан Илюмжинов может пойти на рекорд. Теперь и Степное Уложение Калмыкии - так называется местная конституция, - и федеральное законодательство позволяют ему быть президентом 20 лет.
«Я занимаю должность президента республики десятый год. В апреле 1993 года народ Калмыкии доверил мне руководить республикой. Конечно, уже большой промежуток времени прошел, но усталости нет. До пенсии еще работать и работать», - говорит Илюмжинов.
По мнению губернатора Новгородской области Михаила Прусака, регионы "не потеряли политических тяжеловесов с этим решением. Дело не в Прусаке, а дело в Лужкове, в Шаймиеве. В нашей стране смена поколений происходит очень тяжело, и этот процесс нельзя просто пускать на самотек".
А вот руководитель фракции СПС в Госдуме Борис Немцов, занимавший кресло губернатора Нижегородской области в 1991-1997 годах, считает, что решение Конституционного Суда приведет к застою. «Очевидно, что этот застой не позволяет свежей крови, новому поколению прийти к власти, - заявляет Немцов. - Зачастую люди, которые управляют, управляли еще советской системой, они бесконечно отстали, но тем не менее сидят и боятся расстаться со своими креслами. Пусть лучше они уходят сами. Пусть они освободят место. 21 век уже на дворе. Сколько можно сидеть? Не достали еще, не надоело?»
Впрочем, последнее слово - за избирателями. Это любимый тезис всех политических тяжеловесов. Но пока они неохотно отвечают на вопрос - воспользуются ли правом, подтвержденным Конституционным Судом.
Юрий Лужков, например, считает вопрос о том, выдвигать ли свою кандидатуру на следующих выборах, очень серьезным. «Он ни в коем случае не решается автоматически. Такого решения - выдвигать свою кандидатуру или не выдвигать, - я еще не принял. И, поверьте, я не рисуюсь», - заявил московский мэр.
Решение Конституционного Суда нельзя обжаловать. Но обсуждение его все еще продолжается. Одна из версий - это политика. Губернаторы потеряли Совет Федерации, лишились части налоговых поступлений, которые перераспределены в пользу центра, и за это получили возможность оставаться на своих постах дольше, чем на своем останется президент Путин.
«Некоторые считают, что это выгодно администрации президента для того, чтобы продлить полномочия некоторых губернаторов. Но есть и мнение других, которые говорят: в другом случае, если бы Конституционный Суд принял обратное решение, то сказали бы, что оно помогает администрации президента избавиться от якобы неугодных губернаторов или президентов», - говорит Марат Баглай.
Смогут ли губернаторы воспользоваться правом на третий срок, зависит не только от их желания и воли избирателей. В нескольких десятках регионов местные парламенты, не дожидаясь федерального закона, в 90-х приняли решение об ограничении сроков двумя. И вот теперь местным депутатам придется самим решать, обнулять сроки, которые были до 1999 года, или нет. Кроме этого, правые депутаты в Думе хотят осенью вернуться к губернаторскому делу. Правда, шансов получить поддержку Думы у правых мало. Их союзниками готовы стать только коммунисты.
Большинство политиков уже заявило, что считает для себя вопрос с третьим сроком закрытым. И поэтому, скорее всего, российские граждане еще десятилетие будут видеть в избирательных списках давно знакомые фамилии. Как это назвать - политической стабильностью или застоем - избиратели будут решать сами.
Решение Конституционного Суда находится прежде всего в юридической плоскости. В самом же Конституционном Суде считают, что любой другой вердикт как раз и мог бы трактоваться как политический.
Андрей Румянцев, РТР. Вести недели.
14/07/2002
|