НИ ПЯДИ ЗЕМЛИ
НЕ ОХВАЧЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗЕМЕЛЬНЫМ КАДАСТРОМ, В МОСКВЕ УЖЕ НЕ ОСТАЛОСЬ
13 мая на заседании правительства Москвы принято постановление "О результатах государственной кадастровой оценки земель города Москвы". С основным докладом выступил руководитель Московского земельного комитета Виктор ДАМУРЧИЕВ, отметивший, что "кадастр может стать важным инструментом при проведении земельных операций в Москве лишь после появления современного федерального земельного законодательства и разграничения прав собственности на землю между Москвой и федеральным центром". Работы по кадастровой оценке московских земель выполнялись Москомземом на основании федеральных законов в сотрудничестве с Федеральным земельным комитетом, Москомархитектурой, Минимуществом РФ и Мосгеодезией по заказу ОАО "Городской кадастр" в рамках программы работ по проведению земельной реформы в Москве.
- Мы исследовали 1516 кварталов Москвы по 14 важнейшим показателям, - рассказал Виктор Назарович. - Теперь у Москвы есть детальное описание отдельных земельных участков, позволяющее проводить мониторинг и унифицировать земельные операции. Это не значит, что сам по себе кадастр решает все проблемы. Это значит, что мы не потеряли времени и к появлению федерального земельного законодательства Москва готова начать полноценные и юридически прозрачные земельные операции. В этом главный смысл появления кадастра.
Виктор Дамурчиев напомнил, что государственная кадастровая оценка земель в Москве, проведенная на основании соответствующего постановления правительства РФ от 25 августа 1999 года N 945 и распоряжения мэра Москвы от 24 июля 2000 года, призвана реализовать экономические методы управления столичными земельными ресурсами. В том числе это позволит усовершенствовать сложившуюся в Москве систему установления экономически обоснованных размеров платежей, включая земельный налог. Это не значит, что резко подскочит земельная арендная плата. Напротив, отныне каждый арендатор или инвестор будет точно знать, сколько стоит конкретный участок земли и по каким критериям осуществлялась оценка этого участка. Это снизит возможность всякого рода злоупотреблений и мошенничества при проведении операций с землей, позволит сделать все эти операции действительно "прозрачными". А роль Москвы в наполнении государственного бюджета "земельными" деньгами весьма велика. Для сравнения: земельные платежи по РФ в среднем составляют 17.39 руб/га, а по Москве эта цифра достигает 94000 руб/га. После вступления в силу кадастра динамика платежей, по мнению депутата Мосгордумы Ивана Новицкого, увеличится в 0,9 раза, а ожидаемые до 2005 года поступления в московский бюджет возрастут в 1,9 раза. Хотя все выступавшие подчеркивали, что главное
- даже не увеличение арендной платы или цен на землю, а приведение процессов купли-продажи и сдачи в аренду земли в соответствие с федеральными и городскими законами.
Выступивший на заседании правительства в качестве содокладчика председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин, отметив важность земельного кадастра, подчеркнул, что "теперь Москве необходим и градостроительный кадастр".
- Теперь станут ясными многие градостроительные вопросы,
- сказал Александр Викторович.
- Ясными они станут и для нас, специалистов, и для всех землепользователей, как московских, так и федеральных. Теперь главным вопросом будет не принадлежность объекта, а его расположение и связь с инфраструктурами города. Это даст возможность мониторинга, то есть четкой оценки последствий градостроительной политики в Москве.
Выступившие по докладу подчеркивали, что детальная кадастровая "проработка" московских земель рассчитана не только на сегодняшний день, но и на будущее. Разумеется, исследование кремлевских территорий в качестве сельскохозяйственных угодий кому-то покажется бессмысленным. Так же, как и оценка заповедных земель Лосиного Острова в качестве будущей... строительной площадки. Но все это имеет смысл, если вспомнить, что, например, штрафы за загрязнение заповедников будут теперь рассчитываться с учетом кадастровой оценки конкретного участка заповедника.
На заседании подтверждена политика московского правительства: землю в Москве надо не столько продавать, сколько сдавать в аренду. Ведь в Москве продажа земли в частную собственность может быстро стать непосильным бременем для всей столичной инфраструктуры, что приведет к значительному перекосу в социальном секторе столицы и отрицательно скажется на уровне жизни москвичей. А значит, Москва, как и любой другой мегаполис, не должна стимулировать индивидуальную жилую застройку. Что касается цен на землю, то они в Москве не такие уж и высокие по сравнению, скажем, с Японией, где за последние 10 лет стоимость городских земель выросла в среднем в 135 раз! Что же касается и "стремительного роста цен на землю в Москве": здесь цены растут не так уж и стремительно, если учесть, что в цивилизованных странах каждые 10 лет стоимость земли увеличивается в среднем в 2 раза. К счастью, Москва таких темпов роста цен не знает.
Первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель Комплекса по имущественно-земельным отношениям Олег Толкачев отметил, что "общественный всплеск после попытки незаконной продажи земли на Хорошевском шоссе сыграл положительную роль, поскольку общество поняло, что без законодательной базы решать такие вопросы невозможно".
- Наличие кадастра - база для нашей работы, - подчеркнул Олег Михайлович. - Дело за разграничением земель на городские и федеральные. Сегодня достигнута договоренность между московским правительством и Минимуществом РФ о первом заседании совместной согласительной комиссии по этому вопросу. Оно состоится уже 17 мая. Надеюсь, работа комиссии, сопредседателем которой я являюсь, будет плодотворной. Сейчас для нас самое важное - защитить интересы Москвы и москвичей. Другой задачи нет, и мы будем и впредь действовать в рамках федеральных и московских законов для отстаивания интересов города и его жителей.
Резюмировавший выступления первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир РЕСИН сказал:
- Земельные ресурсы - самый важный ресурс Москвы. И я хотел бы поблагодарить всех, кто готовил земельный кадастр, который открывает новые возможности в планировании городской жизни и осуществлении градостроительной концепции Москвы. Мы переходим к нормальным рыночным отношениям, и кадастр дает возможность грамотно и юридически безукоризненно работать как с арендаторами земли, так и с инвесторами. Меня радует перспектива перехода к более детальным кадастровым проработкам отдельных участков земли в Москве, когда мы, используя федеральную методику, сделаем комплексную оценку каждого участка земли и каждого кадастрового квартала. А значит, теперь работа с землей станет понятнее. Думаю, надо пропагандировать эту работу среди арендаторов и землепользователей с тем, чтобы ко времени введения федеральных земельных законов мы в Москве имели полноценный и цивилизованный земельный рынок. Наша цель - не увеличение земельных сборов, а эффективное землепользование и повышение налоговых поступлений в бюджет Москвы. А значит, кадастр появился во благо городу и его жителям.
Правительство Москвы утвердило полученные в ходе государственной кадастровой оценки земель Удельные показатели кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам города и установило нормативную цену земли в Москве. В третьем квартале 2003 года в правительство Москвы должны быть представлены проекты распорядительных документов на исчисление земельного налога и арендной платы за землю, а в четвертом квартале нынешнего года Москомзем и Москомархитектура должны подготовить проект положения о порядке ведения мониторинга кадастровой стоимости московских земель. Все это позволит Москве подготовиться к внедрению рыночных механизмов при операциях с землей уже к началу 2004 года.
Григорий САРКИСОВ, 57-58, стр. 1, Тверская 13
15/05/2003
|