СОХРАНИТ ЛИ ГОСУДАРСТВО КОНТРОЛЬ ЗА ЗЕМЛЕЙ?
В середине ноября Министерством имущественных отношений РФ на парламентские слушания депутатов Госдумы была предложена Концепция управления недвижимостью в Российской Федерации, а затем проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых федеральных законов".
Основная идея разработчиков документа состоит в том, что земельный участок является объектом оборота и гражданско-правовых сделок. Из этого делается вывод, что регистрация возникновения, изменения, прекращения права - единственный необходимый элемент государственного влияния на процесс этого оборота, под который подгоняется и к которому сводятся функции государственного управления землей. Главными держателями информации о земельных участках и объектах, хозяевами, которые могут решать вопросы по их предоставлению и изъятию, должны стать органы местного самоуправления. Свою позицию руководство Минимущества объясняет тем, что сведения о земельных участках и строениях собираются на местах и лишь дублируются в земельном и градостроительном кадастрах.
Совершенно иной точки зрения придерживаются представители Госстроя, Минюста, Росземкадастра, которые выступают против идеи передачи технической инвентаризации в частные руки, как это предполагается в предлагаемой концепции. Они мотивируют свою позицию тем, что это может не только снизить качество информации, но и открыть широкие возможности для использования ее против граждан.
С комментарием проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых федеральных законов", подготовленного Министерством имущественных отношений наш корреспондент Н. Скобликов попросил выступить на страницах газеты руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по РМ А. ФРОЛОВА.
- Представитель Европейской экономической комиссии ООН Рейнгольд Вессели прямо заявил: "Нет ни одной страны, где кадастровые функции были спущены на уровень муниципалитетов. Это может привести к тому, что права собственности не будут гарантированы по всей стране". Попытка подвергнуть ревизии Земельный кодекс Российской Федерации, действующий с 30 октября 2001 года и наделивший в полной мере органы местного самоуправления полномочиями по управлению земельными ресурсами, может коренным образом разрушить установившийся порядок. Выстраданный, принятый в результате ожесточенных дискуссий вокруг вопроса владения землей, пользования ею, распоряжения собственностью, Земельный кодекс сейчас вновь подвергается ревизии. На мой взгляд, Земельный кодекс достаточно взвешен и сбалансирован в части распределения полномочий между Центром, территориями субъекта РФ, органами местного самоуправления. Последние получили достаточно много полномочий по распоряжению земельными участками. Более того, именно органы местного самоуправления имеют все полномочия по предоставлению и изъятию земельных участков. В кодексе предусмотрен муниципальный контроль, земельные отношения максимально приближены к местному самоуправлению, территориям, что отвечает интересам субъектов Федерации. Это финансово-экономическая основа развития республик и областей.
Поэтому совершенно непонятна позиция Минимущества, отстаивающего несбалансированное перераспределение полномочий между различными звеньями управления. Странным, мягко говоря, выглядит стремление Минимущества передать в ведение органов местного самоуправления вопросы ведения кадастра и контроля. Исключается такое понятие, как государственный земельный контроль, государственный земельный кадастр. При этом попытка протащить этот закон через Госдуму делается в условиях, когда в России только - только начала выстраиваться современная надежная система земельного кадастра, которая регистрирует земельные участки, объекты недвижимости, гарантирует, что недвижимость не станет объектом мошенничества. В предложенном варианте все это выхолащивается, органам местного самоуправления предлагается самим осуществлять земельные отношения и самим же контролировать их правомерность и законность.
- Подобная схема до начала девяностых годов прошлого века существовала в дорожном строительстве. Дорожники сами строили и сами у себя принимали объекты. Это привело к тому, что, в Мордовии, например, дороги приходили в негодность уже на следующий год после сдачи в эксплуатацию...
- Дороги можно поправить, а вот когда земля пойдет по рукам по прихоти небескорыстного муниципального чиновника, страна может оказаться перед такой проблемой, которая потрясет всю экономику. И исправить роковую ошибку будет чрезвычайно трудно и накладно. Органы местного самоуправления - крупнейший земельный и имущественный собственник, наделенный распределительными функциями, активный участник земельного и имущественного рынка. Думаю, что придание ему еще и контролирующих функций породит такой вал мошенничества, который приведет к полной неразберихе в земельных отношениях. Я не знаю такой страны, где бы не существовало системы государственного земельного кадастра. Мы тщательно изучили опыт Германии, Швеции, Франции, Австрии - везде выстроена жесткая государственная вертикаль земельного кадастра, позволяющая идентифицировать земельные участки, определять их принадлежность и через Управление юстиции регистрировать права на них. Это гарантирует всех участников земельного рынка от надувательства.
Мы только начали осваивать цивилизованный земельный рынок, а нам предлагают выхолостить самое главное - государственный контроль над этим процессом. Это противоречит не только здравому смыслу, но и интересам собственников и арендаторов, интересам государства. Пройден очень сложный этап земельной реформы, которая еще не закончена. Только с 27 января будущего года начнет действовать закон "Об обороте сельскохозяйственных земель". В этих условиях отменить государственный земельный кадастр, государственный контроль за использованием и охраной земель неразумно. Наш комитет против такой позиции Минимущества РФ, которая полностью исключает из управления земельными ресурсами органы исполнительной власти субъектов РФ.
Не случайно депутаты Госдумы в ходе парламентских слушаний по поводу концепции управления недвижимостью, предложенной Минимуществом РФ, определили ее как однобокую, требующую детальной доработки. Руководство Федеральной Службы земельного кадастра России совершенно верно считает, что "система земельного кадастра, выстроенная два года назад, работает эффективно и выхолащивать суть государственной системы недопустимо". Проект закона, разработанный Министерством имущественных отношений, направлен в регионы для получения отзывов. Их учтет Правительство РФ, которое может выступить с законодательной инициативой по принятию закона в Госдуме. Если удастся протащить его через парламент, будут уничтожены, выброшены в мусорную корзину законы "О государственном земельном кадастре", "О землеустройстве". Предлагаемое "сворачивание" государственной функции управления природными ресурсами - лесами, землями, водными объектами, строениями, недрами - противоречит соответствующим кодексам и ст. 131 ГК РФ. В условиях, когда в стране идет напряженная работа по укреплению вертикали власти, контрольным функциям государства придается важное значение, а Минимущества предлагает разрушить систему государственного контроля за охраной и использованием земель в РФ. Ревизия Земельного кадастра дает карт-бланш валюнтаризму и приведет к непредсказуемым последствиям.
1, стр. 7, ЭЖ-Русь
01/01/2003
|