Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
САЙ Сергей Иванович

Интернет-конференция
руководителя Федеральной службы земельного кадастра России
Сая Сергея Ивановича

 

Обзор публикаций СМИ


ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ - ЗЕМЛИ РОССИИ

12 декабря 2002 года вступило в силу Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 г. N 846. Его комментирует начальник управления государственного мониторинга земель Росземкадастра Урал САМРАТОВ.

Впервые понятие мониторинга в нашей законодательной практике появилось в 1991 году с принятием Земельного кодекса РФ. Там мониторинг был определен как система наблюдений за состоянием земель и оценка изменений в их состоянии, связанных с влиянием негативных факторов.

К тому времени в Советском Союзе происходили большие деструктивные изменения в состоянии земель: засоление, заболачивание, опустынивание;

обсуждались проблемы поворота северных рек, Чернобыля, Арала, Каспия... Все это вызвало в научных кругах, особенно в среде землеустроителей, почвоведов, лесников, экологов, потребность формирования системы мониторинга земель.

Хотя и в прошлом веке выполнялись определенные работы по обследованию земель. Например, следили за целевым использованием земель, то есть наблюдали, как земля используется в виде пастбища, пашни, леса, многолетних насаждений или под дороги, строения. Велись наблюдения за состоянием почвы: выполнялись почвенные съемки, определяли вид почвы, ее механический и химический состав, продуктивность. Здесь я веду речь о качественной оценке земли.

Есть такое понятие - "бонитет почв". Почва оценивалась по определенным показателям: урожайность по годам в зависимости от качества самой почвы, от влияния природных факторов, зональности, экспозиции, количества влаги, от внесения удобрений и так далее.

Сейчас в новом Земельном кодексе статья о мониторинге земель расширена и конкретизирована. Определены три важнейшие задачи: к системе наблюдения за состоянием земель в целях ведения госземкадастра, госземконтроля и землеустройства добавляются системы информационного обеспечения всех органов власти, Правительства РФ, Президента РФ и населения знаниями о состоянии земли, изменении ее экологических характеристик, использовании.

Например, происходит вмешательство в русло рек. Они застраиваются, не очищаются, за ними плохо следят. В результате происходят такие катастрофические наводнения, как в Якутии и Краснодарском крае. Или наши черноземы. Сейчас происходит зарастание полей лесом. С одной стороны, вроде бы это полезно - земля отдыхает. Но с другой стороны, когда земли будут востребованы, придется расходовать новые капитальные средства для их освоения. В свое время наша служба давала прогноз по уровню Каспийского моря. Но строительство различных хозяйственных построек не было приостановлено. Сейчас многие из них затоплены.

Летом в Московской области горели торфяники под Шатурой. А если бы был мониторинг, отслеживалась влажность земель, возможность их возгорания, то такой беды могло и не быть.

У нас прорабатывается предложение о создании на федеральном уровне небольших полигонов, эталонных участков, где могут происходить вредные для сельского хозяйства, населения и вообще для жизни негативные процессы. Тогда мы сможем прогнозировать, что будет с землей в случае чрезвычайной ситуации. Ведь прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов на земле - наша задача.

В целях реализации постановления Росземкадастр издал приказ от 20 декабря 2002 г. N П/374 "О Программе действий Росземкадастра по реализации постановления Правительства РФ от 28.11.2002 г. N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель".

В качестве первого шага в программе действий предусмотрена разработка во II квартале 2003 года единой системы показателей государственного мониторинга земель. Это сложная задача. Ведь хозяйствуют на земле и наблюдают за компонентами природной среды многие министерства и ведомства - Минприроды, Министерство сельского хозяйства, Росгидромет, Минатом и так далее.

При разработке единой системы показателей (п. 6 Положения) необходимо наладить взаимный обмен информацией и определить, что мы должны получить в своей системе наблюдения, а что - из системы наблюдения других министерств и ведомств.

Наши земли делятся на 7 категорий целевого использования: это земли сельскохозяйственного назначения;

земли населенных пунктов;

земли промышленности, транспорта, связи, космического обеспечения, энергетики, обороны;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли рекреаций и земли запаса. В зависимости от категории земли будут формироваться сами показатели. Например, по землям сельскохозяйственного назначения нужно учитывать плодородие в виде характеристики почв, так называемого механического состава, гумус, количество полезных микроэлементов... В городе в почвах надо учитывать наличие тяжелых металлов, их вредность для населения.

Документ этот практически готов. В начале года мы направим его в министерства и ведомства для сбора замечаний и предложений. После согласований утвердим как временный и направим в территориальные органы для обкатки.

Кроме этого документа, в программе действий Росземкадастра, о которой я уже упоминал, предусмотрено "разработать концепцию и технический проект автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель по уровням: район (город), субъект Российской Федерации и Российская Федерация" (п. 9 Положения). То есть система будет трехуровневая. Это большая и масштабная задача, но она облегчается тем, что в соответствии с двумя постановлениями правительства уже разрабатывается автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра.

Территориальные органы Росземкадастра, городские органы и районные учреждения в большей степени уже обеспечены соответствующими компьютерными средствами. И сейчас мы говорим, что надо разработать автоматизированную систему государственного мониторинга как подсистему информационного обеспечения большой кадастровой системы.

Концепция и технический проект будут разработаны к первому кварталу 2004 года. Получение информации о земле (см. п.п. 7, 8 Положения) производится с использованием съемок. Подведомственное Росземкадастру унитарное федеральное предприятие Госземлекадастрсъемка практически оснащено необходимыми средствами съемок. У нас имеются аэрофотосъемочное оборудование, цифровые средства обработки аэрофотоснимков, спутниковые геодезические приемники, чтобы определять местоположение объектов и границ земельных участков.

Создание спутниковой системы межевания - важнейшее направление. В мире есть две глобальные навигационные системы, которые эксплуатируются министерствами обороны Российской Федерации и Соединенных Штатов. Российская система называется Глонасс - Глобальная навигационная система. Там около 10 спутников вращаются вокруг Земли в разных орбитальных плоскостях на высоте 20 тыс. километров. В Москве и Московской области мы устанавливаем 20 референцных станций на расстоянии 50-70 километров друг от друга. Они будут связаны в сеть программно и по каналам связи. Эта система позволит пользователям определить свое местоположение на местности с точностью до 1-2 сантиметров!

Ведь для нас все объекты должны быть "привязаны в пространстве". Это непосредственная задача, это каркас самой системы межевания, где собственность должна быть определена на местности с высокой взаимной точностью.

В задачу управления государственного мониторинга земель входит создание спутниковой системы межевания на территории всей страны. В Москве мы создаем такой центр за счет швейцарского гранта до 5 миллионов швейцарских франков. Далее за счет других средств планируем создать аналогичные системы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, затем в Перми и Саратове. В этом году Министерство экономики разрешило для закупки приборов и оборудования использовать до 50 миллионов рублей.

Кроме того, в работе мы используем материалы космических съемок, например в северных труднодоступных районах. Такие материалы мы получаем из Росавиакосмоса по нашей заявке бесплатно.

В заключение замечу, что Положение о государственном мониторинге для нас - это руководство к действию. Управление госмониторинга земель должно разработать программы и организовать государственный мониторинг на всех уровнях по единой системе показателей, единой технологии и единой нормативно-технической документации.


Записала М. ЛЕБЕДЕВА, 3, стр. 9, Ваше право. Документ (приложение к газете Ваше право. Газета о правах человека)
20/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Сай С.И.
Росземкадастр
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Росземкадастр
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации