ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ - ЗЕМЛИ РОССИИ
12 декабря 2002 года вступило в силу Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 г. N 846. Его комментирует начальник управления государственного мониторинга земель Росземкадастра Урал САМРАТОВ.
Впервые понятие мониторинга в нашей законодательной практике появилось в 1991 году с принятием Земельного кодекса РФ. Там мониторинг был определен как система наблюдений за состоянием земель и оценка изменений в их состоянии, связанных с влиянием негативных факторов.
К тому времени в Советском Союзе происходили большие деструктивные изменения в состоянии земель: засоление, заболачивание, опустынивание;
обсуждались проблемы поворота северных рек, Чернобыля, Арала, Каспия... Все это вызвало в научных кругах, особенно в среде землеустроителей, почвоведов, лесников, экологов, потребность формирования системы мониторинга земель.
Хотя и в прошлом веке выполнялись определенные работы по обследованию земель. Например, следили за целевым использованием земель, то есть наблюдали, как земля используется в виде пастбища, пашни, леса, многолетних насаждений или под дороги, строения. Велись наблюдения за состоянием почвы: выполнялись почвенные съемки, определяли вид почвы, ее механический и химический состав, продуктивность. Здесь я веду речь о качественной оценке земли.
Есть такое понятие - "бонитет почв". Почва оценивалась по определенным показателям: урожайность по годам в зависимости от качества самой почвы, от влияния природных факторов, зональности, экспозиции, количества влаги, от внесения удобрений и так далее.
Сейчас в новом Земельном кодексе статья о мониторинге земель расширена и конкретизирована. Определены три важнейшие задачи: к системе наблюдения за состоянием земель в целях ведения госземкадастра, госземконтроля и землеустройства добавляются системы информационного обеспечения всех органов власти, Правительства РФ, Президента РФ и населения знаниями о состоянии земли, изменении ее экологических характеристик, использовании.
Например, происходит вмешательство в русло рек. Они застраиваются, не очищаются, за ними плохо следят. В результате происходят такие катастрофические наводнения, как в Якутии и Краснодарском крае. Или наши черноземы. Сейчас происходит зарастание полей лесом. С одной стороны, вроде бы это полезно - земля отдыхает. Но с другой стороны, когда земли будут востребованы, придется расходовать новые капитальные средства для их освоения. В свое время наша служба давала прогноз по уровню Каспийского моря. Но строительство различных хозяйственных построек не было приостановлено. Сейчас многие из них затоплены.
Летом в Московской области горели торфяники под Шатурой. А если бы был мониторинг, отслеживалась влажность земель, возможность их возгорания, то такой беды могло и не быть.
У нас прорабатывается предложение о создании на федеральном уровне небольших полигонов, эталонных участков, где могут происходить вредные для сельского хозяйства, населения и вообще для жизни негативные процессы. Тогда мы сможем прогнозировать, что будет с землей в случае чрезвычайной ситуации. Ведь прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов на земле - наша задача.
В целях реализации постановления Росземкадастр издал приказ от 20 декабря 2002 г. N П/374 "О Программе действий Росземкадастра по реализации постановления Правительства РФ от 28.11.2002 г. N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель".
В качестве первого шага в программе действий предусмотрена разработка во II квартале 2003 года единой системы показателей государственного мониторинга земель. Это сложная задача. Ведь хозяйствуют на земле и наблюдают за компонентами природной среды многие министерства и ведомства - Минприроды, Министерство сельского хозяйства, Росгидромет, Минатом и так далее.
При разработке единой системы показателей (п. 6 Положения) необходимо наладить взаимный обмен информацией и определить, что мы должны получить в своей системе наблюдения, а что - из системы наблюдения других министерств и ведомств.
Наши земли делятся на 7 категорий целевого использования: это земли сельскохозяйственного назначения;
земли населенных пунктов;
земли промышленности, транспорта, связи, космического обеспечения, энергетики, обороны;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли рекреаций и земли запаса. В зависимости от категории земли будут формироваться сами показатели. Например, по землям сельскохозяйственного назначения нужно учитывать плодородие в виде характеристики почв, так называемого механического состава, гумус, количество полезных микроэлементов... В городе в почвах надо учитывать наличие тяжелых металлов, их вредность для населения.
Документ этот практически готов. В начале года мы направим его в министерства и ведомства для сбора замечаний и предложений. После согласований утвердим как временный и направим в территориальные органы для обкатки.
Кроме этого документа, в программе действий Росземкадастра, о которой я уже упоминал, предусмотрено "разработать концепцию и технический проект автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель по уровням: район (город), субъект Российской Федерации и Российская Федерация" (п. 9 Положения). То есть система будет трехуровневая. Это большая и масштабная задача, но она облегчается тем, что в соответствии с двумя постановлениями правительства уже разрабатывается автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра.
Территориальные органы Росземкадастра, городские органы и районные учреждения в большей степени уже обеспечены соответствующими компьютерными средствами. И сейчас мы говорим, что надо разработать автоматизированную систему государственного мониторинга как подсистему информационного обеспечения большой кадастровой системы.
Концепция и технический проект будут разработаны к первому кварталу 2004 года. Получение информации о земле (см. п.п. 7, 8 Положения) производится с использованием съемок. Подведомственное Росземкадастру унитарное федеральное предприятие Госземлекадастрсъемка практически оснащено необходимыми средствами съемок. У нас имеются аэрофотосъемочное оборудование, цифровые средства обработки аэрофотоснимков, спутниковые геодезические приемники, чтобы определять местоположение объектов и границ земельных участков.
Создание спутниковой системы межевания - важнейшее направление. В мире есть две глобальные навигационные системы, которые эксплуатируются министерствами обороны Российской Федерации и Соединенных Штатов. Российская система называется Глонасс - Глобальная навигационная система. Там около 10 спутников вращаются вокруг Земли в разных орбитальных плоскостях на высоте 20 тыс. километров. В Москве и Московской области мы устанавливаем 20 референцных станций на расстоянии 50-70 километров друг от друга. Они будут связаны в сеть программно и по каналам связи. Эта система позволит пользователям определить свое местоположение на местности с точностью до 1-2 сантиметров!
Ведь для нас все объекты должны быть "привязаны в пространстве". Это непосредственная задача, это каркас самой системы межевания, где собственность должна быть определена на местности с высокой взаимной точностью.
В задачу управления государственного мониторинга земель входит создание спутниковой системы межевания на территории всей страны. В Москве мы создаем такой центр за счет швейцарского гранта до 5 миллионов швейцарских франков. Далее за счет других средств планируем создать аналогичные системы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, затем в Перми и Саратове. В этом году Министерство экономики разрешило для закупки приборов и оборудования использовать до 50 миллионов рублей.
Кроме того, в работе мы используем материалы космических съемок, например в северных труднодоступных районах. Такие материалы мы получаем из Росавиакосмоса по нашей заявке бесплатно.
В заключение замечу, что Положение о государственном мониторинге для нас - это руководство к действию. Управление госмониторинга земель должно разработать программы и организовать государственный мониторинг на всех уровнях по единой системе показателей, единой технологии и единой нормативно-технической документации.
Записала М. ЛЕБЕДЕВА, 3, стр. 9, Ваше право. Документ (приложение к газете Ваше право. Газета о правах человека)
20/01/2003
|