Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
САЙ Сергей Иванович

Интернет-конференция
руководителя Федеральной службы земельного кадастра России
Сая Сергея Ивановича

 

Обзор публикаций СМИ


КОНТРОЛИРОВАТЬ - ЗНАЧИТ УПРАВЛЯТЬ

Нормативные акты и комментарии, связанные с государственным контролем и кадастровым учетом земель

Земельный кодекс РФ определяет 4 вида земельного контроля: это государственный, муниципальный, производственный и общественный.

Правительством РФ принято Положение "О государственном земельном контроле" N 833 от 19 ноября 2002 года, которое вступило в силу 11 декабря 2002 года. Оно имеет некоторые отличия от утратившего силу Положения от 23.12.93 г. "О Порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РФ".

Головным органом, осуществляющим государственный земельный контроль, является Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр). Служба вырабатывает и направляет политику по госземконтролю совместно с Министерством природных ресурсов РФ, Министерством сельского хозяйства РФ и

Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

В прежнем Положении определялось 4 органа, и каждый из них был самостоятелен в осуществлении государственного земельного контроля. Такая "независимость" приводила к отсутствию взаимодействия между ними.

Основной целью государственного земельного контроля является выявление, пресечение и профилактика нарушений, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, Земельным кодексом РФ, профилактика причин и условий, способствующих их возникновению. Такие виды нарушений приведены в п.п. 8 и 9 Положения.

Недавно органы госземконтроля, в частности наше подразделение, приняли участие в совместных проверках с территориальными органами и отделом Росземкадастра по обеспечению взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе во Владимирской и Липецкой областях. В ходе проверок было установлено нарушение земельного законодательства, а именно самовольное занятие земель органами вневедомственной охраны под служебную стоянку для размещения автотранспорта.

Существуют и другие проблемы. Так, например, подъездная территория к Домодедовскому аэропорту используется как платная автостоянка. Участок огражден специальными средствами, там установлен шлагбаум, и кто-то незаконно получает прибыль за въезд и выезд транспорта.

У аэропорта есть договор аренды земельного участка, но под иное целевое использование - под автобусную стоянку. То есть по договору аренды земли права на использование земельного участка под платную автостоянку нет.

Подобная ситуация сложилась и в Шереметьеве. Разрешение этих проблем возможно вместе с государственными контрольными службами - МВД, ФСБ, прокуратурой, но прежде всего с местными администрациями.

И еще пример незаконного строительства коттеджей в водоохранной зоне на берегу Москвы-реки. Наш территориальный орган (Москомзем) выявил это нарушение. Организация АКВА незаконно построила 8 коттеджей в Строгинской пойме. Уже несколько лет московская власть продолжает судиться. За это время было решение трех судебных инстанций о сносе незаконно построенных коттеджей. Есть исполнительный лист. Сейчас идет борьба по исполнению самого судебного решения.

Как видите, работы по контролю за использованием земель государства российского нам хватает. Но есть одно но... Дело в том, что в новом Земельном кодексе государство практически устранено от управления землей. Распоряжение землей фактически возложено на органы местного самоуправления. Сегодня, например, Минимущество вносит предложения о муниципализации всей земли, то есть предлагает отдать землю России в распоряжение органам местного самоуправления и передать функцию государственного земельного контроля на муниципальный уровень.

Согласно статье 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, получается, что государственной собственностью - землей - распоряжаются органы местного самоуправления. То есть не собственник распоряжается государственной собственностью. Это нонсенс.

В данной ситуации это нам не просто мешает, это создает проблемы абсолютно для всех: для граждан, для юридических лиц, для государства. Ведь земля - это и территория единого государства, нашей страны. Наша задача - сохранять государственную землю, а не лишаться ее.

По этой причине мы говорим, что для проведения государственной земельной политики, в частности, государственного земельного контроля по управлению землями нужно усиливать роль государства в целом, нужно усиливать и взаимодействие между различными органами государственной власти, сделав акцент на взаимодействие с полномочными представителями президента в округах и надзорными структурами власти.

Для нас приоритетом является взаимодействие с органами прокуратуры. Почему? В прежнем Положении мы имели право непосредственно обращаться в судебные органы. Новое Положение не предоставляет нам такого права. Мы можем направлять заявления в иные органы.

Второе приоритетное направление - взаимодействие с органами МВД.

Дело в том, что как прокурор, так и сотрудники милиции имеют право составлять протоколы о нарушении земельного законодательства, и эти протоколы направляются должностным лицам госземконтроля на рассмотрение.

При проведении проверок государственные инспектора по использованию и охране земель имеют право обращаться в органы внутренних дел.

Нам необходимо наладить работу с налоговыми службами. Потому что земля, предоставленная в собственность, облагается земельным налогом. Здесь встает вопрос о взаимодействии в части взыскания налога за использование земельного участка.

Теперь несколько слов о иерархии госземконтролеров. Положением предусмотрено три уровня должностных лиц, осуществляющих государственный земельный контроль (п.п. 3, 4, 5):

Федеральный уровень - главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель и его заместители; государственные инспектора РФ по использованию и охране земель.

Уровень субъекта Российской Федерации - главный государственный инспектор субъекта РФ по использованию и охране земель и его заместители; государственные инспектора субъекта РФ по использованию и охране земель.

Уровень района (города) - главный государственный инспектор района (города) по использованию и охране земель и его заместители; государственные инспектора района (города) по использованию и охране земель.

Главными государственными инспекторами РФ, субъекта РФ, района (города) являются соответственно руководитель Росземкадастра, руководители комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов РФ, районов (городов). Заместителями главных государственных инспекторов являются заместители руководителя, начальники структурных подразделений, осуществляющих государственный земельный контроль. Государственными инспекторами являются сотрудники структурных подразделений, осуществляющих государственный земельный контроль.

В п.п. 14 и 15 Положения предусмотрены права вышеуказанных должностных лиц.

Правом рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать штрафы на лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, наделены главные государственные инспектора РФ, субъекта РФ, района, города.

Кодекс об административных правонарушениях внес изменения по порядку обнаружения, фиксирования правонарушения и взыскания. Круг лиц, кто имеет право составлять протоколы, шире, чем в предыдущем законодательстве. А круг лиц, которые накладывают взыскание, сужен. Но при этом следует отметить, что если раньше законодательство допускало коллегиальное рассмотрение дела и вынесение коллегиального решения, то сейчас законодатель ввел единоличное рассмотрение и соответственно это лицо налагает взыскание своим постановлением.

Есть изменения относительно рассмотрения дел в порядке обжалования. Если раньше не совсем было понятно, куда обращаются юридические лица, то сейчас Кодекс об административных правонарушениях четко определяет, что юридические лица обжалуют постановления госземинспекторов в арбитражный суд.

Граждане обжалуют постановление в вышестоящий орган, высшему должностному лицу по административной линии или на усмотрение гражданина - в суд. Дело рассматривается мировыми судьями.

Для всего инспекторского состава Положением предусматривается ношение форменной одежды. В настоящий момент эскизы формы разработаны и подлежат согласованию с Министерством обороны РФ и Геральдической службой Президента Российской Федерации. В отличие от прежнего документа в новом

Положении отсутствует право на ношение оружия. Это оправданно.

Во-первых, Росземкадастр - гражданская служба. Во-вторых, за все десять лет при исполнении служебных функций не было ни одного факта применения оружия инспекторами. Как показывает практика, оружие и другие спецсредства создают у государственного инспектора иллюзию собственной безопасности.

Мы подготовили приказ о том, чтобы в срок до 1 февраля 2003 года те инспектора, которые ранее имели оружие, аннулировали лицензию на право хранения и ношения служебного оружия и сдали его в установленном законом порядке.

В заключение своего комментария к новому Положению "О государственном земельном контроле" замечу, что главная цель документа - помочь государству в целом управлять землей.

В. СОЛДАТЕНКОВ, начальник управления государственного земельного контроля Росземкадастра

В 2002 году Росземкадастром приняты приказы, позволяющие реализовать принятое Правительством РФ Положение "О государственном земельном контроле":

- "О проведении проверок" от 16.04.2002 г. N П/264;

- "О наделении полномочиями" от 29.07.2002 г. N П/300;

- "Об утверждении плана проверок по использованию и охране земель в федеральных округах" от 10.09.2002 г. N П/318;

- "О рассмотрении жалоб на постановления главных государственных инспекторов субъектов РФ по использованию и охране земель и их заместителей" от 10.09.2002 г. N П/319;

- "О предоставлении органам правопорядка сведений и материалов" от 03.10.2002 г. N 3295;

- "О форме федерального государственного статистического наблюдения N 1-зем "Сведения о государственном земельном контроле" от 16.10.2002 г. NП/333;

- "О продлении действия приказа от 16.04.2002 г. N П/264" от 28.10.2002 г. N П/341;

- "О мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в сфере использования и охраны земель" от 03.12.2002 г. N П/365;

Росземкадастр приказом "О проведении проверок" от 16.04.2002 г. N П/264 поручил территориальным органам проводить проверки решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам изъятия и предоставления земель; приказом Росземкадастра "О продлении действия приказа от 16.04.2002 г. N П/264" от 28.10.2002 г. N П/341 установлена постоянная проверка и направление материалов по неправомерным решениям в органы прокуратуры; приказом Росземкадастра "О наделении полномочиями" от 29.07.2002 г. N П/300 определен перечень лиц в системе Росземкадастра, ответственных за проведение совместных проверок в пределах федерального округа при осуществлении государственного земельного контроля. Рассмотрение в порядке обжалования заявлений на постановления, вынесенные должностными лицами территориальных органов Росземкадастра, осуществляет Росземкадастр. Приказ также направлен на взаимодействие с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах;

приказом Росземкадастра "Об утверждении плана проверок по использованию и охране земель в федеральных округах" от 10.09.2002 г. N П/318 утвержден план проверок в федеральных округах с привлечением к проверкам инспекторов из территориальных органов Росземкадастра; приказом Росземкадастра "О рассмотрении жалоб на постановления главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель и их заместителей" от 10.09.2002 г. N П/319 в развитие приказа П/ЗОО определена процедура обеспечения по рассмотрению заявлений и жалоб на вынесенные постановления о привлечении к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;

приказом Росземкадастра "О предоставлении органам правопорядка сведений и материалов" от 03.10.2002 г. N329 в целях упорядочения действий по сбору доказательств по фактам нарушений земельного законодательства предусмотрена обязанность формировать административные дела при возбуждении административного производства за земельные правонарушения, а также направлять в органы правопорядка заявления граждан и юридических лиц, содержащие сведения о преступлениях и административных правонарушениях по подведомственности, осуществлять выдачу документов по запросам правоохранительных органов при осуществлении ими следственных и розыскных действий, осуществлять судебное представительство по делам комземов;

приказом Росземкадастра "О форме федерального государственного статистического наблюдения N 1-зем "Сведения о государственном земельном контроле" от 16.10.2002 г. N П/333 утверждена форма отчетности;

приказом Росземкадастра "О мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в сфере использования и охраны земель" от 03.12.2002 г. N П/365 в целях реализации положений статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации госземинспекции при проведении проверок по соблюдению земельного законодательства обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений, и направлять материалы в органы государственной власти по их устранению


4, стр. 1-4 приложение "Земля", Ваше право. Документ (приложение к газете Ваше право. Газета о правах человека)
27/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Сай С.И.
Росземкадастр
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Росземкадастр
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации