СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ
Экономия на земельном кадастре может сделать Самару банкротом
Областной центр рискует в скором времени вновь оказаться на грани банкротства. Доходы от сдачи государственного и муниципального имущества, запланированные в бюджете города на 2003 год, были заявлены без предварительного проведения земельного кадастра, и теперь их получение не гарантировано. Без этих средств дефицит бюджета Самары увеличится в два раза. Впрочем, представители городской администрации полагают, что проблема не имеет под собой реальных оснований.
На заседании Самарской городской Думы депутат Михаил Анисимов потребовал включить в повестку дня вопрос об отмене постановления о бюджете города на 2003 год. По его мнению, при формировании доходной части бюджета по статье "доходы от сдачи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности", были допущены грубые нарушения. В связи с этим городская казна в текущем году рискует недополучить 399, 6 млн рублей. Эта сумма составляет 10% от общих доходов города за год и равна бюджетному дефициту, который, как известно, был заложен администрацией в максимально разрешенном законодательством размере -те же 10%. Власти города могут столкнуться с фактом несоблюдения ими Бюджетного кодекса РФ.
Нарушения, которые, по мнению Анисимова, были допущены при формировании неналоговой составляющей доходной части бюджета, состоят вот в чем. В 2002 году власти Самары запланировали выделить областному комитету по земельным ресурсам и землеустройству 10 млн рублей на проведение государственного кадастра земель города и инвентаризацию объектов недвижимого имущества. Однако фактически комитетом в прошлом году было получено 1, 2 млн рублей. Примерно так же было в предыдущие годы. В связи с этим инвентаризация городских земель была выполнена лишь на 20, 2%. Такое положение вещей затрудняет создание нормально работающей системы муниципального управления земельными ресурсами, а следовательно, мешает полноценному прогнозированию доходов, которые город может получить со своих земель и расположенных на них объектов.
Самарские парламентарии и городские чиновники не сочли, что заявление депутата Анисимова имеет под собой серьезные основания, и отказались обсуждать на заседании Думы предложенный им вопрос. Власти предпочли расценить происходящее как своего рода пиар-акцию, устроенную Михаилом Анисимовым с целью поддержания своего имиджа оппозиционера. Действительно ли присутствовала рекламная составляющая и насколько отсутствовало реальное содержание, станет ясно ближе к концу финансового года. Как сообщили "СО" в администрации города, на сегодняшний день нет никаких предпосылок к тому, что Самара не получит предусмотренных в ее бюджете средств. В принципе на этом пункте своего заявления Михаил Анисимов и не настаивал, поскольку, по его мнению, важен факт неучтенности финансов, а не их объем.
Руководитель областного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Александр Власов сообщил "СО", что от правильного учета земель прежде всего зависит сбор земельного налога, а не доходы от сдачи муниципальной собственности. Кроме того, главный землеустроитель области подчеркнул, что за последнее время его ведомству удалось достичь определенных успехов в переговорах с городскими властями. В частности, перед принятием бюджета Самары он присутствовал на заседании согласительной комиссии, куда входили руководители думских комитетов и городские чиновники. Все они, по словам Александра Власова, признали проблему инвентаризации земель "архиважной" и согласились заложить в расходную часть бюджета средства на проведение соответствующих работ. Получит ли комитет эти деньги, или город будет осуществлять финансирование, руководствуясь опытом прошлых лет, пока неизвестно.
Если из-за озвученных Анисимовым нарушений бюджет Самары все же лишится части доходов, оппоненты городской администрации обретут реальный шанс обанкротить региональный центр. Предыдущие попытки признать Самару банкротом успехом не увенчались.
Михаил АНИСИМОВ, депутат Самарской городской Думы:
- Доходная часть бюджета города сформирована незаконно, и я это докажу. К сожалению, администрация и депутаты не хотят ничего слушать, поэтому мне придется обращаться в прокуратуру. Когда я это сделаю, пока не знаю, нужно серьезно подготовиться.
Город должен платить комитету по земельным ресурсам за проведение кадастра. Когда вся земля зарегистрирована и зарегистрирован перечень установленных на ней и принадлежащих муниципалитету объектов, с земли можно получить деньги.
Почему же за пять лет на эти цели выдали всего 3 млн? Может быть, кому-то просто невыгодно собирать деньги за землю, за строения в бюджет? На сегодняшний день запланировано получить от комитета по управлению имуществом за землю, а также за здания и сооружения 400 млн рублей. Но мы можем не получить этих денег вообще, а можем получить дополнительно к ним еще 400 млн. Если мы лишимся этих средств, город просто-напросто станет банкротом, а я как член коллегиального органа окажусь в дураках.
Александр ВЛАСОВ, руководитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Самарской области: - Если раньше деньги на инвентаризацию земель шли непосредственно от сбора земельного налога, то теперь, после выхода нового Налогового кодекса, они фактически "растворяются" в бюджете, и нам остается рассчитывать только на понимание со стороны администраций. Я недавно выступал на согласительной комиссии в Самарской городской Думе и говорил там о перспективах на 2003 год. Тогда городские власти согласились с тем, что проведение землеустроительных работ является архиважной задачей. Можно сказать, что в конечном итоге мы встретили с их стороны полное взаимопонимание и теперь надеемся на получение необходимых финансовых средств.
Екатерина ПАНКОВА, 6, стр. 3, 6, Самарское обозрение
10/02/2003
|