ТЕПЕРЬ У ЗЕМЛИ ЕСТЬ ЦЕНА
Гектар пашни в Дербентском районе стоит 33,5 тыс. рублей.
В нашей республике, как и по всей стране, проходит земельная реформа. Новый импульс ей придало и то, что в конце января 2003 гида вступил в силу федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Ход реформы отражается и в письмах в редакцию, в связи с чем наш корреспондент встретился с первым заместителем председателя Государственного комитета РД по земельным ресурсам и землеустройству Надиром Абиловым и попросил его ответить на ряд вопросов.
- В течение последних лет в Российской Федерации проводится работа по инвентаризации и государственной оценке земель, выполняется программа "Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра". Каково состояние этой работы в Дагестане?
- Есть постановление Правительства РД, в соответствии с которым утверждена республиканская программа введения государственного земельного кадастра. В рамках ее проводится и государственная кадастровая оценка земель. Работу мы начали в 2002 году и на сегодняшний день по землям сельскохозяйственного назначения она выполнена полностью и утверждена правительством. Получился очень большой разброс стоимости гектара сельхозугодий - от 700-1000 рублей в Агульском, Ахвахском, Цунтинском до 33,5 тысяч рублей в Дербентском, Каякентском, Карабудахкентском районах в зависимости, конечно, от плодородия почвы, места расположения, условий орошения участка, близости к транспортным коммуникациям и т.д. Установление цены поможет решить вопросы купли-продажи земельных участков, установления арендной платы за землю, начисления налогов, в том числе и обещаемого законодателями единого сельскохозяйственного налога.
Что касается программы создания автоматизированной системы государственного земельного кадастра, то эта работа у нас только начинается. Программа предусматривает большие мероприятия не только по государственной кадастровой оценке земель всех категорий, но и по инвентаризации ранее не учтенных земельных участков, постановке всех земель на государственной кадастровый учет и др.
Завершены работы и по государственной кадастровой оценке земель 10 городов и около 1600 сельских населенных пунктов республики. Предстоит работа по государственной оценке рекреационных территорий (особо охраняемые территории морского побережья, парков, зон отдыха и т.д.), лесного фонда, водного фонда, промышленности и транспорта, дачных товариществ и других земель несельскохозяйственного назначения. Все категории земель должны быть охвачены системой государственной кадастровой оценки. Работы будут завершены к концу текущего года.
- 27 января с.г. вступил в силу федеральный чакон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Что делается в Дагестане для того, чтобы, как предусмотрено законом, разработать до 1 июля 2003 года республиканский закон и подзаконные акты, чтобы запустить механизм нового земельного реформирования?
- В минувшем году был принят и вступил в силу 27 января 2003 года федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Правительство РД поручило нам подготовить к третьему кварталу текущего года проект идентичного республиканского закона. Российским законом определено, что на территории субъекта РФ приватизация земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с момента, предусмотренного законом этого субъекта. И до тех пор, пока не будет принят республиканский закон, оборота земель сельскохозяйственного назначения у нас не будет.
Согласно Конституции РФ, вопросы земельного законодательства находятся в совместном ведении властей федерации и субъектов. Поэтому закон, о котором мы ведем речь, относят к числу так называемых рамочных, т.е. такой, который дает общие контуры, за пределы которого не должны выходить законы субъекта РФ.
- Вы сказали, что разрабатывается проект республиканского закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Каковы, на ваш взгляд, будут особенности закона в Дагестане, население которого всегда выступало против разрешения купли и продажи земли?
- В первую очередь, мы хотим посмотреть на законы других субъектов РФ. Пока такой закон ни в одном из них не принят. Надеемся получить помощь от намеченного под эгидой Государственной Думы РФ в марте 2003 года в Самаре совещания по вопросу принятия законов субъектов РФ об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Дагестанский закон, конечно, будет иметь и свои особенности. Изучение состояния дел с землей на местах и мнений дагестанцев позволяют предположить, что республиканскому за кону будут характерны, например, льготы на приобретение, аренду земли теми, кто проживает именно в данной местности, предполагается, что земли зимних отгонных пастбищ будут передаваться только в аренду. Малоземелье, чересполосица и другие факторы тоже продиктуют неординарные меры. В общем, еще будем смотреть и взвешивать.
- Надир Алаудинович, как вы думаете, кто будет продавцом земли? Государство или тот, кто сегодня хозяйствует на ней?
- Принят федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю". Речь идет о разграничении федеральной, республиканской и муниципальной собственности на землю.
Вся земля будет распределена в строгом соответствии с Земельным, Лесным, Водным и другими кодексами, законами Российской Федерации. Перечень земель будет согласован с республиканскими, муниципальными органами власти и утвержден Правительством РФ. После чего эти земли должны быть зарегистрированы за конкретными собственниками в соответствующем порядке в органах юстиции, в частности, и в регистрационной палате. Тогда распорядителем, продавцом этих земель станут соответственно федеральные, республиканские или муниципальные органы власти или уполномоченные ими учреждения. В этой связи уточню один момент. Земельным кодексом РФ предусмотрено, что земли, представленные гражданам в пожизненно наследуемое владение или в постоянное бессрочное пользование, передаются гражданам бесплатно в собственность, Но только однократно. Кто хочет иметь второй, третий и т.д. участок, тот должен его выкупать. После регистрации участка земли в соответствующих органах в качестве его собственности гражданин получает право продать его или передать в аренду.
- Каковы гарантии того, что сельскохозяйственные земли попадут в руки эффективных собственников, а не спекулянтов?
- Дело в том, что продажа земельных участков должна осуществляться по конкурсу. И если участок стая собственностью гражданина, то он, как мы уже говорили, может продать его или передать в аренду. Но документы по продаже участка земли предполагают, во-первых, использование его по целевому назначению, во-вторых, за него приходится платить земельный налог, в-третьих, будет работать государственный, общественный, муниципальный земельный контроль. Так что переданные в частную собственность земли не должны зарасти сорняками. В наше время, действительно, много запущенных приусадебных, выделенных гражданам под застройку, дачных земельных участков. Это происходит, скорее всего, не из-за отсутствия законов, а из-за их невыполнения.
- Помните, наш республиканский закон, который, вопреки российскому закону, ограничил право свободной купли-продажи выделенных на застройку участков земли. Как оказалось, он заметно активизировал подпольный рынок земли, обогатил тех чиновников, которые помогали обходить законы продавцам и покупателям. Не получится нечто подобное в связи с намечающимися особенностями республиканского закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"?
- С момента принятия Земельного кодекса РФ в Дагестане исчезли препятствия на пути купли-продажи выделенных под застройку участков земли. А что касается готовящегося проекта республиканского закона об обороте земель сельхозназначения, то он не будет отличаться от российского по основным принципиальным вопросам. Главное в том, что работать с землей мы будем, основываясь на принципах эффективности, справедливости, публичности, прозрачности проведения процедур ее предоставления и продажи.
-
ДЖАМАЛУДИН ДЖАМБУТАЕВ, 35, стр. 1,2, Дагестанская правда
18/02/2003
|