ОФОРМЛЕНИЕ КАДАСТРОВЫХ ПЛАНОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИ
В октябре 2002 г. Московская областная нотариальная палата совместно с Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" (ФГУ ЗКП) по Московской области провели консультативный семинар по теме: "Оформление кадастровых планов земельных участков, представляемых для совершения нотариальных действий".
В семинаре принимали участие президент Московской областной нотариальной палаты (МОНП) Челышев В.Б., начальник отдела правового обеспечения ФГУ ЗКП по Московской области Лащенов А.В., члены Методического совета МОНП, нотариусы Московской области.
Организация ведения государственного земельного кадастра на территории Московской области
(Докладчик - Лащенов А.В., начальник отдела правового обеспечения ФГУ ЗКП по Московской области)
В соответствии с приказом Росземкадастра от 26.09.2001 N П/166 "Об упорядочении деятельности по ведению государственного земельного кадастра"("Российская газета" от 3 октября 2001 г. ) (зарегистрирован Минюстом России 27.09.2001, регистрационный N 2952) контрольные, регулирующие и другие управленческие полномочия в части организации ведения государственного земельного кадастра на территории кадастровых округов осуществляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по субъектам Российской Федерации.
Исполнительные функции по ведению государственного земельного кадастра, включая государственный кадастровый учет земельных участков, специальные функции по ведению государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества в части внесения сведений об их наличии в Единый государственный реестр земель, а также предоставление сведений государственного земельного кадастра, осуществляются Федеральной службой земельного кадастра России непосредственно в части ведения государственного земельного кадастра в кадастровом округе "Общероссийский", а в остальных кадастровых округах - через земельные кадастровые палаты.
Решения о передаче земельной кадастровой палате перечисленных функций по мере технической готовности ее подразделений принимаются комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по субъекту Российской Федерации.
В настоящее время полномочиями в сфере проведения государственного кадастрового учета земельных участков, удостоверения и выдачи сведений государственного земельного кадастра наделены следующие филиалы ФГУ ЗКП по Московской области: Балашихинский, Егорьевский, Клинский, Красногорский, Люберецкий, Наро-Фоминский, Одинцовский, Озерский, Сергиево-Посадский, Ступинский. В остальных случаях эти полномочия продолжают осуществляться рай(гор)комземами - территориальными органами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Московской области.
СОСТАВ КАДАСТРОВОГО ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОФОРМЛЕНИЕМ НАСЛЕДСТВА
Кадастровый план земельного участка (далее - КПЗУ) представляет собой единый документ, состоящий из разделов, предназначенных для отражения определенных групп характеристик, поставленного на кадастровый учет земельного участка. Правила оформления КПЗУ утверждены Росземкадастром 10.04.2001(Российская газета" от 11 июля 2001 г ).
Для оформления прав на наследственное имущество, в состав которого входит земельный участок, наследники представляют нотариусу кадастровый план данного участка. При этом на КПЗУ достаточно отразить общие сведения о земельном участке (раздел B.I), содержащиеся в соответствующем подразделе Государственного реестра земель кадастрового района(Порядок ведения Государственного реестра земель кадастрового района, раздел "Земельные участки " утвержден приказом Росземкадастра от 15.06.200] N П/119 (зарегистрирован Минюстом России 20.06.2001, регистрационный N 2753). "Российская газета" от 11 июля 2001 г. ). В число указанных сведений включаются: кадастровый номер участка; предыдущие номера участка; наименование участка; местоположение участка; категория и вид разрешенного использования земель; площадь участка; сведения о базовых платежах, в том числе нормативная цена; сведения о правах.
Вносимые в КПЗУ сведения о нормативной цене, используемые для расчета государственной пошлины при совершении нотариальных действий, связанных с оформлением наследства, должны отражать ее величину по состоянию на день открытия наследства.
СОСТАВ КАДАСТРОВОГО ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ДЛЯ НОТАРИАЛЬНОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ СДЕЛОК С ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ
Для совершения сделок с земельными участками, требующих нотариального удостоверения, заявителям выдается КПЗУ, включающий разделы B.I "Общие сведения" и В.2 "План (чертеж, схема) границ земельного участка", а также разделы В.3 "Сведения о частях и обременениях земельного участка", В.4 "План (чертеж, схема) границ части земельного участка" и В.З "Описание границ земельного участка" при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре. В случае отсутствия в органе кадастрового учета сведений о зарегистрированных обременениях земельного участка об этом может вноситься специальная отметка в строку 16 раздела B.1 КПЗУ.
В разделе В.2 КПЗУ вычерчивается план (чертеж, схема) границ описываемого земельного участка на основании сведений о земельном участке, отраженных в Государственном реестре земель кадастрового района и дежурной кадастровой карте в графической форме. План (чертеж, схема) границ земельного участка изготавливается любым доступным способом - рукописным или автоматизированным, в том числе с использованием копировально-множительной техники (без специального штрихования и выделения цветом). При необходимости на план (чертеж, схему) границ земельного участка могут быть нанесены в качестве топографической основы объекты местности, необходимые для понимания местоположения границ земельного участка.
При составлении плана (чертежа, схемы) границ земельного участка используются условные знаки, принятые для отображения сведений о земельных участках в графической форме.
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА О НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
На основании п. 2 ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"("Российская газета " от 10 января 2001 г. ) в Едином государственном реестре земель отражаются экономические характеристики земельных участков, включая размеры платы за землю. Сведения о базовых платежах и оценке в отношении определенного земельного участка помещаются в форму Ф. 1.4 подраздела Государственного реестра земель кадастрового района. Согласно п. 6 Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 918("Российская газета " от 26 декабря 2000 г ), выписки из государственного земельного кадастра, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме КПЗУ.
Отсюда в качестве документа о нормативной цене земельного участка, выдаваемого по заявлению заинтересованного лица, должна применяться форма B.1 КПЗУ, заполняемая с соблюдением следующих правил:
- в строку 12 заносятся данные соответствующих показателей из формы Ф.1.4 Государственного реестра земель кадастрового района, графа 4 таблицы 3. Величина нормативной цены отражается цифрами в рублях;
- в строке 16 осуществляется запись: "нормативная цена рассчитана по состоянию на _________ (вносится дата, указанная в качестве расчетной в заявлении о предоставлении сведений)";
- в строке 17 осуществляется запись: "для предоставления сведений о нормативной цене земельного участка".
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КАДАСТРОВОГО ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. СОСТОЯЩЕГО ИЗ НЕСКОЛЬКИХ РАЗДЕЛОВ НА ДВУХ И БОЛЕЕ ЛИСТАХ
Статьей 45 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11.02.1993 N 4462-1("Российская газета " от 13 марта 1993 г. ) установлены требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий, в частности: в документе, объем которого превышает один лист, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью. Количество прошитых листов заверяется подписью нотариуса с приложением его печати.
Поскольку указанные требования обращены к лицам, представляющим документы для совершения нотариальных действий, и иное не предусмотрено Правилами оформления КПЗУ, изготовление КПЗУ осуществляется без специальной прошивки и скрепления дополнительной печатью его листов. При этом каждый раздел КПЗУ удостоверяется подписью должностного лица и заверяется печатью органа, проводившего кадастровый учет. В ходе изготовления КПЗУ в строку 3 раздела B.1 заносится общее количество листов плана, нумерация листов осуществляется по порядку в пределах всего документа.
Аналогичный порядок действует в случаях изготовления КПЗУ, предназначенного для предъявления в учреждение юстиции по регистрации прав.
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КАДАСТРОВОГО ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПО ЗАПРОСАМ НОТАРИУСОВ
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке предоставляются за плату или в установленных законом случаях бесплатно. Нотариусы не относятся к числу лиц, имеющих право на бесплатное получение данных сведений. Нотариус, заинтересованный в получении сведений государственного земельного кадастра, подает в соответствующий орган письменное заявление с указанием своих реквизитов, объемов и характера запрашиваемых сведений, формы предоставления и способа доставки, К заявлению прикладывается квитанция об оплате услуг за предоставление сведений(В соответствии с приказом Мособлкомзема от 28.03.2001 N 17 "О мерах по взиманию и перечислению платы за сведения госземкадастра в бюджет РФ" плата за предоставление сведений ГЗК об определенном земельном участке составляет 0,79 МРОТ, за копирование указанных сведений на одном листе А 4 - 0,08 МРОТ, за доставку этих сведений - по прейскуранту цен отделений связи ).
Для получения сведений об определенном земельном участке в заявлении указывается кадастровый номер этого участка, а при его отсутствии приводится описание местоположения (адресный ориентир) земельного участка.
Для получения сведений обо всех земельных участках, расположенных в границах определенной территории, в заявлении даются ориентиры ее границ. Заявитель не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемых им сведений.
ОСНОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В КАДАСТРОВЫЙ ПЛАН ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА РАЗДЕЛА В.6 "ОПИСАНИЕ ПОВОРОТНЫХ ТОЧЕК ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА"
Согласно п. 1 Правил оформления КПЗУ указанный раздел включается в состав кадастрового плана, предназначенного для предоставления сведений, необходимых для установления границ земельных участков в натуре или для проведения работ по составлению графических описаний отдельных вновь образуемых частей земельных участков. Заинтересованные лица обращаются в органы кадастрового учета с заявлением, содержащим отметку об использовании данных сведений при землеустройстве.
Наличие раздела В.6 в КПЗУ, представляемого для совершения нотариальных действий, не требуется.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕТНЫХ КАДАСТРОВЫХ ЗАПИСЕЙ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ОДНОСТОРОННИХ СДЕЛОК С ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ
В соответствии с п. 1 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации(Российская газета " от 8 декабря 1994 г.), п. 1 ст. 43 Земельного кодекса Российской Федерации( "Российская газета " от 30 октября 2001 г.) собственники земельных участков вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, в т.ч. совершать односторонние сделки по слиянию либо разделению земельных участков, с соблюдением требований законодательства. Для совершения допустимых односторонних сделок с земельными участками необходимо и достаточно волеизъявления их правообладателей, выраженного в установленном порядке.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате совершения односторонних сделок, заинтересованные правообладатели или уполномоченные ими лица подают в органы кадастрового учета заявки соответствующего содержания.(Требования к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет утверждены приказом Росземкадастра от 13.06.2001 N П/115 (зарегистрирован Минюстом России 20.06.2001, регистрационный N 2757). "Российская газета " от 4 июля 2001 г. ) В заявках указываются:
- просьба провести необходимые учетные кадастровые действия:
- описание земельного участка, из которого образуются новые участки (кадастровый номер существующего земельного участка, правообладателем которого является заявитель, а при отсутствии кадастрового номера земельного участка - номер Свидетельства на право собственности на землю данного заявителя или местоположение данного участка);
- способ образования новых участков (слияние, разделение).
При принятии решения о постановке на кадастровый учет вновь сформированного земельного участка (участков) в числе обязательных требований проверяется:
- соблюдение запретов раздела земельных участков определенного вида разрешенного использования, установленных законодательством (часть 2 ст. 11 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 29 ноября 1990 г., N 26, cm. 324.), п. 1 ст. 30 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"("Российская газета " от 23 апреля 1998 г.) и т.п.):
- соблюдение в отношении сформированного земельного участка требований нормирования минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами Московской области или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования (п. 5 ст. 30 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", п. 2 ст. 63 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"("Российская газета " от 22 июля 1998 г.), п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", п. 1 ст. 1182 Гражданского кодекса Российской Федерации("Российская газета " от 28 ноября 2001 г.), решение Малого совета Мособлсовета от 16.12.1992 N 4/28 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области" и т.п.);
- при отсутствии нормативно установленных минимальных размеров земельных участков соблюдение требований законодательства, направленных на обеспечение использования сформированного земельного участка по целевому назначению как самостоятельного объекта недвижимости (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации);
- соблюдение при формировании земельного участка красных линий, линий регулирования застройки, требований градостроительных регламентов, а также утвержденных органом местного самоуправления проектов межевания территорий и организации застройки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (п. 7 ст. 56, п. 7 ст. 59 Градостроительного кодекса Российской Федерации("Российская газета "от 14 мая 1998 г.)).
В составе материалов межевания, представляемых для проведения государственного кадастрового учета, должны содержаться документы, подтверждающие допустимость формирования нового земельного участка как объекта градостроительной деятельности с соблюдением перечисленных требований законодательства (например, справка, заключение и т.п. от местных органов архитектуры и градостроительства).
В результате проведения кадастрового учета заявителям выдаются КПЗУ, содержащие дополнительную информацию (строки 18 раздела B.I), необходимую для государственной регистрации сделки, в результате которой прекращают свое существование учтенные земельные участки (участок), являясь источником для вновь образуемого земельного участка (участков).
ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА УТОЧНЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ ПЛОЩАДИ РАНЕЕ УЧТЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
При отражении в государственном земельном кадастре сведений о ранее учтенном земельном участке в соответствии с правоустанавливающим документом (например, акт органа местного самоуправления) о переоформлении прав на ранее предоставленный или оформлении прав на фактически занимаемый земельный участок, предоставленный правообладателю без проведения работ по уточнению площади занимаемого земельного участка (когда есть основания полагать, что в дальнейшем площадь земельного участка и описание прохождения границ могут быть уточнены), значение площади такого участка вносится в строку 12 формы Ф.1.1 Государственного реестра земель кадастрового района (ГРЗ КР).
Уточненное значение площади земельного участка, полученное в результате выполнения работ по межеванию (при отсутствии факта самовольного занятия земель), вносится в строку 13 формы Ф.1.1 ГРЗ КР на основании заявления правообладателя земельного участка и материалов межевания. Факт внесения данной записи в порядке изменения значения площади, содержащегося в строке 12 открытого подраздела ГРЗ КР на ранее учтенный земельный участок, удостоверяется в строке 14 формы Ф.1.1 ГРЗ КР.
В результате названных кадастровых работ заявителю в установленном порядке выдается КПЗУ, в котором:
-в строке 11 раздела B.I отражается значение площади земельного участка, содержащееся в строке 12 формы Ф.1.1 ГРЗ КР (при наличии записей в строках 13, 14 и отсутствии таковой в строке 15 формы Ф.1.1 ГРЗ КР);
- в строке 16 раздела B.I содержится отметка "уточненная площадь ____ кв. м; отсутствуют сведения о внесении уточненной площади земельного участка в ЕГРП";
- в разделе В.2 вычерчивается план (чертеж, схема) границ описываемого земельного участка согласно сведениям о земельном участке, отраженным в ГРЗ КР и на ДКК в графической форме.
На основании заявления правообладателя о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) уточненного значения площади принадлежащего ему земельного участка и кадастрового плана данного участка (строка 16 раздела B.I) в установленном порядке вносятся изменения (уточнения) характеристик участка в ЕГРП.
Для выполнения учетных кадастровых записей и регистрационных действий, связанных с изменением (уточнением) значения площади ранее учтенного земельного участка, не требуется внесения соответствующих изменений в правоустанавливающий документ на земельный участок.
СРОК ДЕЙСТВИЯ КАДАСТРОВОГО ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
На основании п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок определяется как часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Моментом возникновения или прекращения существования земельного участка в виде объекта государственного кадастрового учета является дата внесения записи об этом в Единый государственный реестр земель (п. 3 ст. 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре").
Таким образом, выписка из государственного земельного кадастра, содержащая сведения об определенном земельном участке (КПЗУ), является документом, имеющим юридическую силу до тех пор, пока земельный участок существует как объект кадастрового учета в описанных и удостоверенных границах.
После ответов на вопросы участников семинара президент Московской областной нотариальной палаты Челышев В.Б. прокомментировал концепцию проекта Федерального закона "Об организации деятельности нотариата в Российской Федерации", который находится на рассмотрении в государственной Думе, и новый Закон РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения , который вступает в силу с 1 января 2003 г.
3, стр. 42-46, Нотарiальный вестникъ
11/03/2003
|