Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
САЙ Сергей Иванович

Интернет-конференция
руководителя Федеральной службы земельного кадастра России
Сая Сергея Ивановича

 

Обзор публикаций СМИ


Этапы земельной реформы

Самым жгучим вопросом в общественной и политической жизни страны за последние годы был вопрос о земле. Это и понятно, ведь от того, какая судьба будет уготована ей, будет зависеть и судьба народа, обитающего на ней.

Советский энциклопедический словарь (1990 г.) гласит: "...Земля при социализме не имеет стоимости, при капитализме имеет цену и выступает объектом купли-продажи". Действительно, в 1990 году земля России не имела цену. Теперь же она имеет ее и является объектом купли-продажи. И за этот исторический предельно короткий промежуток времени в земельных отношениях проведена работа, для которой в иное время потребовалось бы несколько десятилетий.

ПРЕЛЮДИЯ

ОБЩЕСТВЕННОЕ сельскохозяйственное производство достигло апогея своего развития в 70-80 годы прошлого столетия. Однако к концу 80-х годов устойчиво наметился спад. Было видно, что соцсоревнование, как форма развития сознательного и свободного творчества народных масс, как движущая сила социалистического производства, исчерпало себя, а общественная собственность уже не стимулирует производство. Были сделаны попытки углубления хозрасчета, испробовались организационные структуры и на арендных отношениях.

Однако использование общественной собственности все ухудшалось. "Наше" означало "не мое". Результат- всеобщая обезличка в использовании имущества, в т.ч. земли. Дошли до того, что в металлолом попадали почти исправные тракторы. Сейчас бы нашим сельчанам такой металлолом!

Отдельные сноровистые мужики, видя такое наплевательское отношение к имуществу, начали приобретать себе в собственность тракторы и машины, преодолевая тихий прессинг односельчан, усмотревших в них жажду наживы. А на просторах России все крепчал "свежий ветер" крестьянско-фермерского движения.

Горожане в это время гнули спины на картофельно-овощных плантациях пригородных совхозов, а потом разгружали на овоще-базе вагоны с луком и картошкой, прибывшие из западных областей... Людям нужна была своя земля.

Конечно же, такое состояние дел на обширной территории России было известно руководителям Коммунистической партии и Советского правительства и были с их стороны приняты вполне адекватные меры. Так, в мае 1986 года вышло Постановление Совмина СССР (от 15.05.86г.) и аналогичное Постановление Совмина РСФСР (от 05.06.86г.), а 17 июля 1986 года, во исполнение этих правительственных документов, вышло Постановление исполкома Читинского областного Совета народных депутатов и Президиума Совета профессиональных союзов "О мерах по дальнейшему развитию коллективного садоводства и огородничества".

Начались землеустроительные проектно-изыскательские работы, повсеместно обследовались земельные участки для этих целей. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (N 1079 от 19.09.87г.) и аналогичное Постановление Совмина РСФСР (N 409 от 23.10.87Г.) подключили к этому важному мероприятию ряд министерств и ведомств. 24 ноября 1987 года была утверждена и начала осуществляться "Схема размещения коллективных садов Читинской области". Начиналась оттепель в земельных отношениях и ...

ЛЕД ТРОНУЛСЯ

НАСТУПИЛ 1990 год. Он вправе войти в историю как год становления России на рельсы рыночной экономики. В конце этого года практически одновременно были приняты четыре Закона РСФСР: о крестьянско-фермерском хозяйстве, о земельной реформе, о собственности в РСФСР и о социальном развитии села, которые основательно расшатали устои социалистических производственных отношений, потребовали создания нового земельного строя.

Для реализации этих законов и обеспечения равноправного развития всех форм собственности и хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики в 1990 году был создан специальный государственный орган - Комитет по земельной реформе (Госкомзем), а в нашей области - Областной комитет по земельной реформе и земельным ресурсам (Облкомзем), в дальнейшем переименованный в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Читинской области.

В кратчайший срок был сформирован и укомплектован кадрами и прочим 31 районный и городской комитет по земельной реформе.

Работы начались сразу же и по всем направлениям. Это организация крестьянских хозяйств, предоставление земельных участков гражданам для ведения садоводства, огородничества, жилищного строительства, оформление всем им правоудостоверяющих земдокументов, составление списков налогоплательщиков, госземконтроль и т.д. Много времени уходило на разъяснительную работу с гражданами. На Госкомзем и его структуры на местах возлагались не только землеустроительная, но и организационная, контрольная и консультативная функции.

Справедливости ради следует отметить, что земельная реформа застала многих врасплох. Так, при отчуждении земель от колхозов в пользу сельских Советов в одном случае колхозники собирали сход и заявляли: не отдадим землю сельсовету. И невдомек им было, что земля передается в ведение Совета для содержания их же скота, в другом случае сельсовет отнекивался от земли... Приходилось на ходу вести разъяснительную работу. Повсеместно, и буквально взрывными темпами, началась организация крестьянско-фермерских хозяйств. Так, если в 1990 году в области было всего шесть КФХ, то к концу 1994 года их численность достигла наивысшей отметки за весь постперестроечный период - 1819. Людей привлекало "идти в фермеры" и новизна дела, и грезы о свободе и собственности, которые раньше были понятиями весьма условными.

За первые годы реформы получили земельные участки для ведения садоводства свыше 30 тыс. семей, и общее число "дачников" в 1995 году составило 72 тысячи. В их распоряжении находилось свыше 6 тыс. га земель. Быстрыми темпами наделялись граждане земельными участками для ведения коллективного огородничества. За Первые два года реформы земельные участки для этих целей получили свыше 58 тысяч семей, а общее число "огородников" в 1992 году составило 79 тысяч. Площадь отведенных им земель составила 5,6 тыс. га.

Увеличилось также число личных подсобных хозяйств. Если в 1990 году в нашей области было 180 тыс., то в 1993-м уже 205,4 тыс. хозяйств, а средний размер одного хозяйства при этом увеличился с 0,16 га в 1990 году до 0,37 га в 1993-м.

В 1992 году началась реорганизация колхозов и совхозов, приведение их статуса в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Порядок реорганизации был регламентирован Постановлением Правительства РФ N 86 от 29.12.91 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", а также рекомендациями Госкомзема. Срок был установлен жесткий - закончить всю работу до конца года.

Без преувеличения, за этот срок была проведена колоссальная землеустроительная работа. Были подсчитаны по всем районам, включая Агинский округ, среднерайонные земельные паи и размеры земельных долей по каждому колхозу и совхозу, подлежащих реорганизации. Доли подсчитывались не только в физических гектарах, но и с учетом соотношения площадей пашен, сенокосов и пастбищ и их продуктивности - в баллогектарах. А прежде из долевого фонда исключались земли, переданные в ведение местных Советов, земли, включенные в фонд перераспределения района, площади, используемые сортоучастками, а также земли, находящиеся у колхозов в аренде. Списки граждан, имеющих право на земельные доли, составлялись хозяйствами совместно с местными Советами и утверждались общими собраниями коллективов.

В результате проведенных мероприятий к 1995 году были реорганизованы практически все сельхозпредприятия, определились порядка 90 тысячи собственников земельных долей.

Несмотря на крайнее ограничение средств и времени, в 1995 году были оформлены и выданы правоудостоверяющие документы всем сельскохозяйственным и несельскохозяйственным предприятиям, всем крестьянско-фермерским хозяйствам, которых насчитывалось к этому времени 1764. Необходимые земдокументы были выданы 79,5% владельцам личных подсобных хозяйств, индивидуальным жилищным строителям - 48,6%, садоводам- 56%, собственникам земельных долей - 96,5%.

Динамика развертывания земельной реформы показывает, что основные количественные показатели демонополизации земли были достигнуты уже за первую "пятилетку" реформ (1991-1995 Г.Г.), когда потребности желающих получить земельные участки были удовлетворены практически полностью. Основной акцент был сделан на создание многообразия форм собственности на землю, на формирование многоукладной экономики на ней. Тем временем накатывалась...

ВТОРАЯ ВОЛНА

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ экономики набирали обороты. Вслед за реформированием земельных отношений шла либерализация цен, которая своей мощью накрыла первую волну, существенно ослабив ее силу.

Отпуск цен и последовавшее за ним немыслимое удорожание продукции монополизированных отраслей промышленности, обслуживающих сельское хозяйство, стало для многих просто непреодолимой преградой, необходимые как воздух, например, запчасти для многих стали недоступными, а удорожание горюче-смазочных материалов сработало по принципу домино, "оглушив" при этом и производственную сферу, и транспортную систему. И, конечно же, оно не могло не влиять на размах реформенных процессов...

Численность крестьянско-фермерских хозяйств пошла вниз. Начиная с 1995 года прекратило существование 485 хозяйств, во владении которых находилось 47 тыс. га земли. На начало текущего года у нас в области функционируют 1334 хозяйства с общей площадью земель 165,2 тыс. га.

На 44 тысячи семей (по сравнению с 1993 годом) уменьшилось количество личных подсобных хозяйств и сейчас оно составляет 161,8 тысячи. Однако здесь улучшилось качество: если в 1993 году в среднем на одно хозяйство приходилось 0,37 га, то сейчас - 0,62 га. Для сравнения: в начале земельной реформы средний размер ЛПХ составлял 0,16 га. Расширение хозяйств произошло за счет долевых земель.

После отпуска цен отказались от своих земельных участков 3,5 тысячи садоводов (сейчас их число 68,6 тыс.) и 55,3 тысячи граждан, занимающихся коллективным огородничеством - сейчас их число 23,7 тысячи. Освободились 3,4 тысячи га земель, отведенных на эти цели.

Проверки использования садово-огородных участков, проведенные земельными комитетами, показали, что основные причины отказа граждан от земельных участков - это увеличение тарифов поездок на общественном транспорте, отдаленность земельных участков, удорожание семенного материала и удобрений. Тем не

РЕФОРМА СОСТОЯЛАСЬ

АНАЛИЗ данных государственного учета земель позволяет делать вывод о некоторой стабилизации землепользования. По крайней мере, не наблюдается резкого "сброса" числа землевладельцев и землепользователей за последние четыре года. После вступления в силу Указа Президента РФ N 480 от 23.04.93 г. "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" многие занялись индивидуальным жилищным строительством. Так, если в 1992 году не было ни одного застройщика (закон о земельной реформе был ориентирован на сельское хозяйство), то в 1995 году занимались жилищным строительством уже около 26 тысяч семей. За все время, начиная с 1993 года, индивидуальное жилищное строительство имеет тенденцию роста и в настоящее время число застройщиков составляет 29,6 тысячи. За ними закреплено 3,5 тыс. га земель.

Сейчас практически завершен первый этап земельной реформы и продолжается процесс совершенствования правовой базы, ликвидирована монополия государственной собственности и сложилась государственная, муниципальная и частная собственность на землю, создано многоукладное хозяйствование на земле. Так, в собственности граждан сейчас находится 8,3% земельного фонда области, юридических лиц - 0,12% и 91,55%- в государственной и муниципальной собственности. В госсобственности в основном находятся земли лесного фонда, которые составляют 76% от всех земель области.

По форме хозяйствования наибольшие площади сельскохозяйственных земель приходятся на сельскохозяйственные кооперативы - в пределах 54%, 31,4% приходится на товарищества и общества, 9,7% - на госпредприятия, 3% - на крестьянские хозяйства.

Недавно вступил в действие Федеральный Закон об обороте сельскохозяйственных земель. Но это предмет отдельного разговора. Ограничусь только тем, что в принципе собственники земельных долей могут получить их сейчас в натуре (на местности) через определенную процедуру. Однако этот процесс представляется весьма сложным и сомнительным. Во-первых, земная поверхность, его почвенный и растительный покров, гидрография и рельеф сильно различаются между собой в пределах даже небольшой площади. Во-вторых, дробление сельскохозяйственного производства до размеров земельных долей отбросит сельское хозяйство назад не на одно столетие. Нужна новая концепция - объединение собственников земель до оптимального размера с целью наиболее рационального использования ее.

Важнейшим направлением в деятельности земельных комитетов был контроль за использованием и охраной земель, за реформированием земельных отношений в рамках действующих законодательных актов. Представление об объеме выполненных работ дает несколько цифр. Например, в 2002 году должностными лицами рай(гор) комземов проведено 2029 проверок соблюдения земельного законодательства. Выявлено 1083 нарушения. По 766 нарушениям выданы предписания, составлено 111 протоколов, 94 виновных лиц были привлечены к административной ответственности с применением штрафных санкций на общую сумму 257,2 тыс. рублей. В результате до конца года были устранены 620 нарушений земельных правоотношений.

Реформирование земельных отношений, несомненно, дело чрезвычайно ответственное, с далеко идущими последствиями. Чтобы оно шло в правовом русле, требовалось от местных администраций принятие распорядительных документов, соответствующих законодательным актам. Правовая экспертиза этих документов была приоритетной функцией Облкомзема. Без нарушений здесь не обошлось. Всего за годы реформы Облкомзем приостановил действие 290 постановлений глав местных администраций, принятых с нарушением правовых норм.

Современное мировое землеустройство основывается на точных науках, осуществляется с помощью электронно-измерительных приборов и космических технологий, идет сплошная компьютеризация технологических процессов.

У нас уже сейчас внедряется автоматизированная система ведения земельного кадастра, основанная на компьютерной технологии. Соответственно, нам нужны квалифицированные специалисты. Поэтому с самого начала реформы Областному земельному комитету совместно с руководством ЧСХТ удалось в 1992 году открыть при Читинском сельскохозяйственном техникуме землеустроительное отделение, а с 1996 года на базе ЧГТУ подготавливаются инженеры по специальности "Мелиорация, рекультивация и охрана земель". На сегодня подготовлено 199 техников-землеустроителей и 34 инженера. В то же время из 380 местных администраций только в 159 введены штаты землеустроителей, а по остальным, якобы из-за финансовых несостоятельностей, не введены эти должности. Ясно, что экономика землепользования в этих администрациях еще долго будет не на высоте. Хотелось бы, чтобы администрации муниципальных образований имели прозорливость, чтобы видеть сейчас в земельных отношениях...

ОЧЕРТАНИЯ ГРЯДУЩИХ ЛЕТ

УГЛУБЛЕНИЕ земельной реформы столь же масштабно, как пройденный этап. В конечном счете - это вовлечение земли в реальные экономические процессы, присущие рыночной экономике, составными элементами которых являются: системы ипотечных отношений, введение страхования инвестиционного капитала, совершенствование налогообложения земельных участков с учетом их реальных продуктивных качеств, местоположений и т.д. Земельный участок из более абстрактного понятия должен стать конкретной недвижимостью со всеми своими индивидуальными свойствами и прочно привязанный к местности, к геосети России.

Речь идет о введении государственного земельного кадастра - свода документированных сведений о местоположении, целевом назначении, стоимости и правовом положении земельных участков, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков и наличия на них других объектов недвижимости.

В июле 2000 года вступил в действие Закон РФ "О государственном земельном кадастре", который в условиях многообразия форм собственности устанавливает три главных постулата: первый - обеспечить эффективное управление земельными ресурсами России, второй - обеспечить защиту прав граждан на объекты недвижимости, в том числе на землю, и третий - обеспечить экономическую эффективность использования земельного фонда через создание полной, объективной налоговой системы.

Может возникнуть вопрос: почему нужно государственное управление землями, находящимися у кого-нибудь в собственности? Дело в том, что в соответствии с мировой практикой, понятие земельной собственности следует рассматривать как комплекс земельно-имущественных прав, устанавливающих условия землепользования. Другими словами, владельцу передается не сама земля, как объект недвижимости, а комплекс имущественных прав по общественно полезному использованию данного участка.

Поэтому система земельно-имущественных отношений носит характер, ограничивающий права отдельных собственников в угоду рационального использования земельного фонда страны.

В августе прошлого года утверждена областная целевая программа "Создание автоматизированной системы земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2003-2007 годы)", которая разработана для реализации аналогичной федеральной программы.

Главная цель программы - создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и госучета объектов недвижимости. Для достижения данной цели нужно выполнить ряд очень важных задач. Это создание автоматизированных баз данных на уровне единых методических и программно-технических принципов, ввод в эти базы данных информации о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимости, обеспечение совместимости информационных систем, связанных с формированием, госучетом, технической инвентаризацией, оценкой, регистрацией прав, налогообложением и т.д.

Одновременно будет продолжено не информационное обеспечение автоматизированной системы ведения земельного кадастра. Для реализации программы необходимы значительные капиталовложения - 670 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 194,3 млн. рублей, областного - 200 млн. и местных бюджетов - 275,7 млн. рублей. В текущем году запланировано освоить 122,17 млн. рублей, в том числе федеральных-35,47 млн., областных-40,38 и местных бюджетов - 46,32 млн. рублей.

Судьба программы всецело зависит от своевременности и полноты финансирования. Следует отметить, что областная программа создания автоматизированной системы земельного кадастра 1998-2000г.г. и продолженная до 2003 года полностью не реализована именно из-за недофинансирования. В прошлом, 2002 году, например, на инвентаризацию земель было предусмотрено освоить за счет местных бюджетов 33,75 млн. рублей, фактически же обеспечена финансированием только половина работ. Весь комплекс землеустроительных работ обеспечен финансированием из местных бюджетов только на 49,4%. Всего на 17% умудрились выполнить планы Карымский район и г.Балей, на 21-27% выполнили финансирование Борзинский, Шелопугинский и Газимуро-Заводский районы. По областному бюджету землеустроительные работы профинансированы на 73% - это наивысший показатель за все предыдущие годы.

Такое состояние дел настораживает: если не изменить отношение к этому важному мероприятию, то программа по созданию АС ГЗК может остаться только мечтой.

Отправными точками при создании автоматизированной системы госземкадастра и самыми ресурсоемкими элементами являются: изготовление планово-картографических материалов (обеспеченность которыми в настоящее время крайне недостаточная), инвентаризация земель населенных пунктов и разграничение государственной собственности на землю...

Много хлопот до недавнего времени доставляли земли, находящиеся в пределах федеральных ведомств. Распоряжение ими на местах не было делегировано ни Госкомзему, ни Мингосимуществу, хотя зданиями и сооружениями, находящимися в федеральной собственности, органы Мингосимущества распоряжались. В этих условиях возникали ситуации, когда, например, воинские подразделения, не являясь собственниками земли, предоставляли помещения или сооружения и находящиеся под ними земельные участки в аренду коммерческим структурам. На такое распоряжение землей в военизированных поселениях претендовали и органы местного самоуправления. Возникали земельные споры, в которых обе стороны шли на нарушение установок Гражданского законодательства.

В июле 2000 года друг за другом вышли два Постановления Правительства Российской Федерации (NN 536 и 537), согласно которым Мингосимущества было преобразовано в Министерство имущественных отношений - Минимущество РФ (Пост. N 536 от 18.07.2000г.), а Госкомзем-в Федеральную службу земельного кадастра Российской Федерации - Росземкадастр (Пост. N 537 от 18.07.2000г.). Определились функции обоих ведомств, согласно которым проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизация, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами (в пределах своей компетенции) отошли Минимуществу. Делегирование распоряжения федеральными землями на местах наконец-то состоялось, но нужно еще... разграничение государственной собственности на землю.

В июле 2001 года вышел в свет Федеральный Закон "О разграничении государственной собственности на землю", а в октябре этого же года - долгожданный Земельный кодекс.

Эти документы, вышедшие на втором десятилетии реформирования земельных отношений, призваны дальше развивать его, способствовать углублению земельной реформы в сторону усовершенствования экономики землепользования. И потому оторопь берет, когда на странице газеты объявляется о "...начале полномасштабной земельной реформы" и предлагается от имени Комитета по управлению госимуществом Читинской области "...любая помощь муниципальным образованиям в организации земельной реформы, подготовки и обучению специалистов по работе с землей..." (Л.Черкашин "Работаем на одной земле". "Забайкальский рабочий" N217 от 14.11.2002Г.). Поневоле начинаешь думать, что земельная реформа только начинается. Но когда уже разрушена государственная монополия на землю, создано многообразие форм собственности и хозяйствования на ней, второй раз начинать земельную реформу нам не следует.

Просто-напросто, выступая в средствах массовой информации, дабы не вводить людей в заблуждение, нужно было бы выражаться поконкретнее. Говоря об одном из множества составляющих АС ГЗК -о распределении госсобственности на землю - выставлять его ни много ни мало как земельную реформу- вызывает только сожаление по поводу компетентности автора в сфере земельных отношений и не больше. Но когда он же до того "урезает" функции земельных комитетов, определенные Постановлением Правительства РФ (N 537 от 18.07.2000г.), что оставляет им только осуществление госземконтроля, то все его высказывания обретают некоторую направленность: или подменять собой федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, или умолчать и умалить роль земельных комитетов, осуществивших основную часть земельной реформы,

К тому же, чтобы не беспокоить девяносто с половиной тысяч собственников земельных долей, не следовало бы г-ну Л.Черкашину бахвалиться богатым опытом разграничения государственной собственности и приватизации, или, по крайней мере, уточнить, о какой приватизации речь идет.

Сейчас, когда к управлению земельными ресурсами причастны порядка восьми министерств и ведомств, для успеха общего дела нужны благоприятные этические нормы во взаимодействиях между собой.

Важным составляющим Госземкадастра (ГЗК) является кадастровый учет земельных участков, который проводится специальными государственными учреждениями, осуществляющими исполнительные функции по ведению ГЗК. Это федеральные государственные учреждения "Земельные кадастровые палаты" (ФГУ ЗКП). ФГУ ЗКП по Читинской области создана в ноябре 1999 года. В настоящее время в 24 районах области созданы ее филиалы.

Земельными кадастровыми палатами осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, включая постановку на учет вновь образованных- землепользовании, учет текущих изменений характеристик земельных участков. Кроме того, кадастровые палаты обеспечивают ведение дежурных кадастровых планов и кадастровых дел, предоставление сведений ГЗК органам государственной власти и местного самоуправления.

При прохождении госземучета земельный участок получает кадастровый номер, который является идентификационным и позволяет его найти среди тысячи других участков, а в единый государственный реестр земли (ЕГРЗ) вносятся сведения о его местонахождении, целевом использовании, стоимости и правовом статусе.

В нашей области автоматизированный кадастровый учет земельных участков ведется по программе "Геополис-98", разработанной Новосибирским региональным кадастровым центром "Земля". Специалистами Новосибирского РКЦ "Земля" ведется подготовка и переподготовка кадров по ведению госземкадастра в автоматизированном режиме. За последние два года подготовлено более 70 специалистов. Однако работа по созданию АС ГЗК осложняется из-за отсутствия планово-картографической основы по большинству населенных пунктов, отсутствия единой системы координат и ключей перевычисления координат из одной системы в другую, отсутствия координат поворотных точек границ земельных участков.

Следующей важной составной частью ГЗК является государственная кадастровая оценка земель, которая проводится на всей территории России во исполнение Постановления Правительства РФ N945 от 25.08.95г. "О государственной кадастровой оценке земель".

В результате проведения этих работ будут получены стоимостные характеристики всех категорий земель и установлено объективное налогообложение. В соответствии с действующим законодательством кадастровая стоимость земель с текущего года будет применяться для начисления единого сельхозналога и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

За последние годы (2000-2002) у нас в области проведена оценка сельхозугодий, результаты которой утверждены на уровне областной Администрации. Проведена оценка земель поселений, результаты которой готовятся к утверждению.

В прошлом году начаты работы по оценке земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий, земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, земель промышленности, находящихся вне населенных пунктов. До конца текущего года эти работы должны быть закончены.

Земля представляет собой уникальный природный ресурс. Она является единственной основой существования человечества и единственным фактором организации его производительных сил. Из-за ограниченности и невосполнимости земельных ресурсов возникает объективная необходимость общественного и государственного регулирования правовых норм и условий землепользования. Другими словами, нужен мониторинг земель, находящихся во всех формах собственности, т.е. нужна система наблюдения за состоянием земель, своевременное выявление негативных явлений, их прогноз и меры их предупреждения.

При проведении мониторинга земель, как составной части мониторинга всей окружающей среды, должны решаться задачи по информационному обеспечению всего комплекса работ по ведению госземкадастра, землеустройства, государственного контроля за использованием и охраной земель и обеспечению граждан информацией о состоянии земель. Необходимость мониторинга земель диктует сама жизнь. В нашей области есть регионы, которые претендуют на объявление их зоной экологического бедствия. Однако недостаток систематических наблюдений не позволяет сделать этого. Такие исследования требуют значительных капиталовложений и должны проводиться программными методами. К сожалению, средства на проведение мониторинга земель за годы проведения земельной реформы не выделялись, хотя с 1993 по 1995 годы действовала программа мониторинга.

Проведенные проверки использования сельскохозяйственных угодий показывают, что, начиная с 1993 года, в области идут устойчивые процессы вывода из сельхозоборота продуктивных земель. Так, если в 1991 году пашни в сельхозпроизводстве было 1572,7 тыс. га, то сейчас в обработке находится 564,9 тыс. га. За прошедшие годы выведены из оборота 1007,8 тыс. га. Причем выведены пашни не самого худшего качества.

На землях, выведенных из оборота, местами происходит процесс самозарастания, представляет реальную опасность развитие эрозионных процессов. Неиспользуемые земли являются объектом постоянного наблюдения, т.е. мониторинга земель.

В настоящее время мониторинг земель в Российской Федерации будет осуществляться в соответствии с Земельным кодексом и Постановлением Правительства N846 от 28.11.2002г. "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель". Хочется верить, что досадная близорукость в этом деле не будет допущена в нынешних условиях.


Владимир ШКАРОВСКИЙ, руководитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Читинской области., 65, стр. 3, Забайкальский рабочий
01/04/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Сай С.И.
Росземкадастр
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Росземкадастр
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации