ЗЕМЛЮ - КРЕСТЬЯНАМ. И ДИВИДЕНДЫ - ТОЖЕ
Подмосковные крестьяне основали "Народный фронт в защиту русской земли"
В Московской области зарегистрировано новое общественно-политическое движение "Народный фронт в защиту русской земли". Главный девиз "фронтовики" позаимствовали у большевиков: "Землю - крестьянам". Но члены новой организации уверены, что у них захватить власть получится быстрее. чем у Ленина, - "у него не было сотового телефона и ксерокса". Пока активисты фронта работают по системе "скорой помощи". Выезжают по заявкам в районы, разъясняют людям их права и раздают методички, как бороться за свою собственность. Корреспонденты "Известий" побывали в поселке Чурилково Домодедовского района Московской области, жители которого одними из первых вступили в народное ополчение.
Было ваше, стало наше
Поселок Чурилково находится всего в нескольких километрах от Москвы, по соседству с аэропортом "Домодедово". Земля здесь дорогая, сотка зашкаливает за $5-6 тысяч. По таким ценам чурилковцы должны себя чувствовать если не миллионерами, то очень состоятельными гражданами. Почти у всех местных жителей есть бумажка на право владения немалым кушем -по 2, 4 гектара земли на душу получили крестьяне за многолетний доблестный труд в совхозе "Ямской". Точнее, право собственности было. Недавно сельчане узнали, что из зажиточных землевладельцев они вдруг превратились в обыкновенных батраков. Оказывается, в конце февраля Домодедовское отделение Московской областной регистрационной палаты без согласия людей передало их паи в собственность сельхозкооператива племзавода "Ямской". По этому случаю в Чурилкове вспыхнул крестьянский бунт. Село почти в полном составе вступило в "Народный фронт".
За последние две недели сельчане два раза брали штурмом совхозную контору и даже пытались перекрыть магистраль, ведущую в аэропорт. Сегодня бунтовщики собираются выехать в Москву и организовать митинг возле здания Генпрокуратуры. Требование у народа одно - вернуть паи и отправить в отставку директора "Ямского" Александра Семенова. Среди крестьян муссируются слухи, что их земля приглянулась руководству аэропорта "Домодедово". И скоро вместо капусты на колхозных полях будут построены гостиницы, рестораны и автомобильные стоянки.
Боимся провокаций
Во главе деревенского бунта стоит пенсионерка Нина Федоровна Комиссарова. Для того чтобы встретиться с ней, корреспондентам "Известий" пришлось изрядно потрудиться. Вначале чурилковцы наотрез отказывались раскрывать чужакам явку своей "комиссарши". Впустить нас в дом Нина Федоровна согласилась лишь после рекомендации одного из членов "Народного фронта".
- Боимся провокаций, - кратко пояснила хозяйка, захлопывая железную дверь. Пока мы раздевались, Комиссарова, словно заправский партизан, прильнула к глазку -проверить, нет ли "хвоста". Убедившись, что все чисто, облегченно вздохнула:
- Сами знаете, из-за земли нынче можно и головы лишиться. Мне уже несколько раз "братки" угрожали, даже пытались в милицию забрать. Теперь лишний раз стараюсь на улицу не выходить.
Как настоящий фронтовик, Нина Федоровна важные документы дома не держит - только в сейфе. Чурилковские активисты скинулись кто сколько сможет и арендовали ячейку в одном из банков Москвы. Там у них хранится изрядно потрепанная карта "правильных" земельных угодий "Ямского". На карте розовым цветом отмечены поля, зеленым - дачные участки и коттеджи. По словам Комиссаровой, у совхозного руководства есть точно такая же схема. Однако на директорской "зеленых" квадратиков с каждым днем почему-то становится больше. Но никого, кроме сельчан, это странное обстоятельство не волнует.
На заядлую бунтовщицу Нина Федоровна ни капельки не похожа. Скорее на домохозяйку, предпочитающую вечерами смотреть "Санта-Барбару". Но вместо сериалов 65-летняя пенсионерка всерьез взялась за изучение земельного законодательства. И весьма преуспела в юридических науках. Нина Федоровна сейчас представляет в суде интересы не только односельчан, но и жителей соседних деревень, также лишившихся своих наделов. На одном из судебных заседаний присутствовали практиканты и профессор одного из юридических вузов. После рассмотрения дела преподаватель уважительно спросил Комиссарову: "Вы в какой гильдии адвокатов состоите?" Узнав, что она самоучка, профессор изумился и предложил ей заочно поступить к нему на факультет.
- Куда мне на старости лет? А выступать в судах я и без диплома могу, - довольно улыбается женщина и протягивает мне несколько листочков. - Вот, смотрите: 11 февраля 2003 года Московский областной арбитражный суд по моему иску вынес решение, что директор племзавода "Ямской" с 1999 года занимает свою должность незаконно. Мы на общем собрании членов сельхозкооператива три раза выражали ему недоверие и увольняли. Даже нового директора избрали, но старый уходить не собирается. Домодедовская администрация горой за него. Несмотря на судебное решение и наши неоднократные предупреждения, регистрационная палата 20 февраля по заявлению Семенова отобрала паи у колхозников.
- А как получилось, что народ об этом ничего не знал? - сомневаюсь я. - Ведь для перерегистрации пая требуется письменное согласие собственников?
- Просто Семенов вначале пытался обмануть людей.До 1996 года "Ямской" назывался товариществом. Потом директор стал уговаривать народ перерегистрировать ТОО в кооператив. Но разве местные бабы да мужики знают, чем ТОО отличается от ОАО или СХПК? Для них это абракадабра. В Уставе нового кооператива было записано, что все его члены в качестве уставного капитала должны безвозвратно внести свои земельные паи. Семенов толком колхозникам ничего не объяснял, только просил поставить свою подпись в заранее заготовленных заявлениях о вступлении в СХПК и передаче надела. А взамен автографа выдавал написанные от руки бумаги, где было сказано, что гражданин такой-то имеет право собственности на 2, 4 га. То есть притуплял бдительность фиктивными бумажками.
- А чего же вы тогда в суд не пошли?
- Пошла, - хлопает ладонью по столу Нина Федоровна. - Я сразу почувствовала, что дело нечисто, когда мне такую бумажку показали. Объяснила односельчанам что к чему, и в ноябре 1996 года при помощи Домодедовского нарсуда мы все вернули в первоначальный вид. Через три года Семенов снова затеял эту аферу, но протокол собрания сфальсифицировал, приписав, что колхозники одновременно избрали его на очередной срок директором. Несколько лет нам потребовалось, чтобы доказать это. Вы поймите, мы не жаждем чьей-то крови. Обидно, что нашей землей без нашего согласия кто-то торгует за бешеные деньги. Неужели нельзя с народом по-человечески договориться, зачем обманывать?
Это все происки врагов
Памятуя об активных партизанских действиях чурилковцев, контора "Ямского" усиленно охраняется. Дверь за каждым посетителем закрывается на защелку. У опального директора Семенова свое мнение по поводу разыгравшихся событий. Кинув на меня быстрый оценивающий взгляд, Александр Иванович сразу же пошел в атаку:
- Это все происки врагов. Наш племзавод входит в число лучших в России, вот кучка смутьянов и мутит воду. Надеется власть захватить и поживиться на этом.
- А земля? - пытаюсь направить разговор в нужное русло.
- А что земля! - демонстративно фыркает мой собеседник. - Земельные паи, которые Ельцин крестьянам раздал, - фикция. Образно выражаясь, сельскохозяйственный ваучер. Надеюсь, знаете что такое ваучер? - снисходительно интересуется Александр Иванович и тут же сам отвечает на свой вопрос: - Обман населения. Тем более что Путин отменил все ельцинские земельные указы. И документы на владение землей с декабря прошлого года стали обычными бумажками. Наши люди добровольно решили внести свое право на земельный и имущественный пай в уставный капитал сельхозкооператива. А я, как директор, выполнил их волю.
- Но в деревне говорят, что вы собираетесь отдать колхозные поля домодедовскому аэропорту?
- Говорят, в Ростове кур доят, -потерял самообладание Александр Иванович. - Разве можно слухам верить? Сначала они кричали, что все "ЛУКОЙЛу" продали, потом про аэропорт вспомнили. Потом еще что-нибудь придумают...
Завтра они придут к вам
По словам Михаила Волкова, председателя "Народного фронта", а по совместительству директора совхоза "Туровской" Серпуховского района, земельный беспредел существует во всех районах Подмосковья.
- Мы никого не призываем к оружию! - горячится Волков. - Но вы же сами видите, люди доведены до последней черты. Сейчас повсюду идет массовая скупка за бесценок земельных паев. Чтобы это было легче сделать, применяется проверенная схема - банкротство сельхозпредприятий. Иногда дело доходит до смертоубийства. У нас в Туровском зарезали двух бабушек, в совхозе "Борец" Раменского района - еще одну пенсионерку. Да и мне угрожали. Местный бизнесмен потребовал выделить 6 соток совхозной поймы под личный аэродром. Я отказался. После этого неизвестные ворвались в дом, приковали жену наручниками, грозили сжечь ребенка. Как можно с этим смириться? Сегодня ограбили соседа. Завтра придут к вам. Поэтому мы хотим поднять крестьян на защиту их интересов.
Официально учредителями фронта числятся пять человек: коммунист, бизнесмен и трое отставных офицеров спецподразделений (видимо, для наведения порядка). Движение зародилось в маленькой деревушке Липицы Серпуховского района. Вначале местные жители для борьбы за свою землю создали Клуб обманутых акционеров. Об инициативе узнали коммунисты и предложили переименовать клуб в общественную организацию "Народный фронт в защиту русской земли".
Фронтовики, кроме агитпоездок по районам, дают крестьянам юридические советы, помогают составлять иски в суды. Юридической частью заведует житель Липиц Николай Дижур. Ему так же, как и Комиссаровой, пришлось самостоятельно постигать основы права.
- Мы попробовали обратиться за помощью в известную юридическую контору, - рассказывает он. -Нет проблем, сказали там. Платите 350 тысяч долларов плюс 10 процентов земли, и через полтора года мы решим это дело в вашу пользу! Так что спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Главный лозунг движения: "Землю - крестьянам!", эмблемой "защитникам" служит пятиконечная звезда с серпом и молотом внутри.
- Не надо в жизни ничего нового придумывать, - хитро щурится Дижур. - Только мы все быстрее сделаем, чем Ленин. У него не было сотового телефона и ксерокса.
- Выходит, ваша организация -одно из подразделений КПРФ?
- Нет. Мы самостоятельны и самодостаточны. Скорее коммунисты выполняют для нас роль бесплатных рекламных агентов, у них ведь очень разветвленная партийная сеть. Сейчас движение насчитывает около 18 тысяч человек. Из них 6 тысяч - жители Московской области, остальные из Тулы, Курска и Орла. Но с каждым Днем география расширяется. Обманутых очень много.
Как утверждают учредители, движение существует исключительно на их личные средства. Вступительных взносов не предусмотрено. Но в дальнейшем "Народный фронт" рассчитывает на добровольные пожертвования. Следующим этапом новоиспеченной организации станет захват власти. Правда, осуществлять это фронтовики намерены мирным путем - с помощью выборов. От районных до госдумовских.
***
За год крестьяне потеряли земель на $2 триллиона
В конце января 2003 года начал действовать закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Однако и до этот знаменательного события агроземли вполне свободно вращались на рынке. По информации Федеральной службы земельного кадастра (Росземкадасгр), в 2001 году в России было 406 млн га земель сельскохозяйственного назначения. через год их осталось 397, 9 млн га. С учетом того. что средняя стоимость 1 га крестьянской земли в России составляет $246, годовую потерю можно оценить в $1, 9 трлн. Средняя стоимость 1 га российской земли - цифра достаточно условная: в Якутии он стоит 400 руб., а на Кубани - 43 560 руб. Тем не менее именно исходя из средней цены российского нектара в Министерстве сельского хозяйства оценили отечественные сельхозугодья в $80-100 трлн. Беда в том, что полноценного кадастра в России еще нет, а значит, и нет рыночных механизмов земельного оборота. Полная база данных земель сельхозназначения, по словам статс-секретаря, заместителя руководителя Росземкадастра Ольги Иванниковой, появится к 2007 году. - Очевидно, что к этому времени площадь сельхозугодий сильно сократится. В Подмосковье продать 10-20 га никогда не было проблемой, просто для этого существовали другие схемы, - рассказывает Владимир Яхонтов, заместитель директора управления загородной недвижимости компании "МИЭЛЬ". - Переоформление сельхозземель в земли другого назначения делалось и раньше, может, и не слишком законно. Есть специальные компании, предлагающие такие услуги (тариф - где-то $200-300 за сотку). На мой взгляд, вступление закона в силу ни на что не повлияет, рынок от этого не поменяется. Закон - это просто декларация, рассчитанная в основном на иностранцев. Оценивая вступивший в силу закон об обороте сельхозземель, специалисты отмечают, что в первую очередь он заполняет правовой вакуум. Это один положительный момент, а негативных - целый ряд. - Следует обратить внимание на ст. 8 закона, установившую месячный срок, в течение которого государство имеет право выкупить землю на предложенных условиях, -говорит Максим Прохоров, юрисконсульт департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty. - На сегодняшний день большинство сделок заключается с совершенно иными суммами, нежели указано в договоре. С одной стороны, новый закон позволяет сделать схемы проведения сделок более прозрачными, но, с другой, потенциальные покупатели и продавцы будут искать новые пути сокрытия реальной суммы сделки. В итоге это неизбежно приведет к коррумпированности органов, имеющих непосредственное отношение к обороту земель сельхозназначения. Не решает закон и одну из главных задач - получение кредитов под залог земельной стоимости. По словам руководителя управления компании "РУСАГРО" Юрия Костюка, массовая скупка земель начнется только после того, как крупные банки готовы будут давать под ее залог кредиты. В противном случае замораживать средства, которые можно пустить в производство, никто не станет.
Прогноз на будущее таков. Деловая активность на земельном рынке будет возрастать в геометрической прогрессии. Но цены на землю будут подниматься незаметно для государственных органов.
Игорь Попов
Фото:
- Народное ополчение обсуждает методы борьбы с захватчиками
- Врага надо знать в затылок
Наталья ГРАНИНА, 61, стр. 11, Известия
08/04/2003
|