"Об основах регулирования земельных отношений в городе Батайске"
ПОЛОЖЕНИЕ "ОБ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГОРОДЕ БАТАЙСКЕ"
Введение
Настоящее Положение разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами в сфере земельных отношений и направлено на регулирование правоотношений, возникающих при предоставлении земельных участков на территории города Батайска на определенном праве.
Положение строится на основных принципах земельного законодательства и имеет своей целью обеспечение законности предоставления прав на земельные участки на территории города Батайска, в частности, обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении земельных участков, а также условия предоставления полной и достоверной информации о земельных участках.
Целью настоящего Положения является реализация полномочий местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и законами Ростовской области.
***
Раздел 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Принципы и порядок
регулирования земельных отношений
1. Принципы регулирования земельных отношений и права пользования земельными участками
1. 1. Принципы регулирования земельных отношений:
В основу регулирования земельных отношений положены следующие принципы:
- приоритет экологического благополучия окружающей среды в пределах городской черты;
- разрешенное использование земель;
- равноправие всех форм собственности на землю;
- платность использования земель;
- рациональное использование земель, сохранение невосполнимых земельных ресурсов для обеспечения перспектив развития города;
- комплексный подход в использовании земель;
- устойчивость права на землю;
- плановость в использовании земель;
- управление земельными ресурсами города преимущественно экономическими методами.
1. 2. Земельные участки в пределах городской черты могут находиться в федеральной собственности, собственности Ростовской области, муниципальной собственности и собственности юридических лиц и граждан. Разграничение прав собственности на землю определяется федеральным законом.
1. 3. Юридические лица и граждане имеют земельные участки также на праве постоянного (бессрочного) пользования и аренды, а граждане, кроме того, на праве пожизненного наследуемого владения. Земельные участки могут принадлежать на праве собственности или предоставляться на другом праве как одному лицу, так и нескольким лицам в долях.
2. Основные понятия
Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
Земельный участок - часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом;
Выбор земельного участка - действия, направленные на определение предполагаемого места размещения объекта строительства.
Работы по выбору земельного участка осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в соответствии с положением, утвержденным постановлением Мэра города;
Формирование земельного участка - процесс оформления документов на земельный участок, включающий изготовление проекта его границ, проверку соответствия его границ с данными государственного земельного кадастра, проведение землеустроительных работ по привязке границ земельного участка к координатам геодезической сети и установлению его границ на местности (межевание).
Работы по формированию земельного участка производятся в соответствии с положением, утвержденным постановлением Мэра города;
Проект границ земельного участка - документ, содержащий в графической и текстовой форме сведения о границах формируемого земельного участка, его площади, местоположении, а также другие существенные сведения. Проект границ земельного участка изготавливают органы архитектуры либо лицензированная организация на основании данных топосъемки местности, дежурного плана города либо непосредственных измерений на местности.
Работы по составлению проекта границ земельного участка выполняются в соответствии с положением, утвержденным постановлением Мэра;
Межевание земельного участка - мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности, привязке их к геодезической сети и изготовлению плана границ земельного участка.
Работы по межеванию земельного участка выполняют организации, имеющие соответствующую лицензию и разрешение на выполнение указанных работ;
Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов. К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ), дежурная кадастровая карта.
Работы по проведению государственного земельного кадастра выполняются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
Государственный кадастровый учет земельного участка - внесение данных о земельном участке в государственный земельный кадастр, присвоение земельному участку кадастрового номера, занесение данных о земельном участке в Единый государственный реестр земель и изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Работы по ведению кадастрового учета земельных участков выполняются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
Территориальная зона - часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области;
Освоение земельного участка - проведение собственником, землепользователем, землевладельцем, арендатором ряда действий, направленных на использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, во исполнение решения (постановления, распоряжения) Мэра города о предоставлении земельного участка (либо согласно условиям торгов) и на основании оформленных в установленном законом порядке и зарегистрированных в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним правоустанавливающих документов на земельный участок в сроки, установленные законом или решением (постановлением или распоряжением) Мэра города;
Домовладение - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах, предоставленный для жилищного строительства, в том числе индивидуального, и расположенные на нем жилые и нежилые строения, находящиеся в собственности юридического лица, гражданина или общей собственности нескольких лиц;
Строение - отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные и хозяйственные постройки (сараи, навесы, дворовые погреба, туалеты и т. п.);
Временный объект - строение, сооружение стационарного или передвижного характера (павильоны, ларьки, киоски, стационарные лотки, остановочные комплексы общественного транспорта, сезонные площадки предприятий торговли и общественного питания, специальные автоприцепы и автомобили, используемые для торговли, торговые палатки и тому подобные), не подлежащее регистрации в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость, находящееся на земельном участке на основании договора аренды, заключенного на срок до 5 лет;
Правовые документы на домовладение - документы, удостоверяющие права гражданина (граждан) на жилые, нежилые строения (помещения) и земельный участок домовладения;
Торги (конкурс, аукцион) - способ продажи земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка. Торги проводятся в соответствии с положением, утвержденным постановлением Мэра города. Победитель торгов возмещает продавцу затраты по подготовке документов и проведению торгов;
Начальная (стартовая) цена, рыночная стоимость (рыночная величина арендной платы) земельного участка - стоимость земельного участка или арендная плата, определенная в соответствии с отчетом независимого оценщика о ее рыночной величине;
Базовый размер арендной платы - размер арендной платы за земельный участок, устанавливаемый решением Батайской городской Думы;
Продавец, Арендодатель земельных участков - Администрация города Батайска в лице Мэра города - Главы Администрации, действующего на основании Федерального Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава города Батайска;
Договор аренды - двустороннее соглашение о найме на определенный срок земельного участка за плату. Договор аренды земельного участка заключается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Оформление договора аренды (дополнительного соглашения к нему) осуществляется специальным органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью (Комитет по управлению имуществом города Батайска), на основании заявления заинтересованного лица (арендатора) в соответствии с регламентом, установленным постановлением Мэра города;
Постоянное (бессрочное) пользование землей - использование земельного участка без установленного конкретного срока использования. Предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование производится в соответствии с Земельным кодексом РФ. Решение о передаче земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование принимается на основании распоряжения Мэра города;
Пожизненное наследуемое владение - использование земельного участка без установления конкретного срока использования. Предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение производится в случаях, установленных Земельным кодексом РФ;
Оформление правоустанавливающих документов на земельные участки - подготовка проектов правоустанавливающих документов на земельные участки (договоров купли-продажи, аренды, субаренды земельных участков и т. п.), осуществляемая специальным органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью в городе Батайске (Комитетом по управлению имуществом города Батайска), и представление таковых к подписанию сторонам;
Государственная регистрация прав - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельный участок. Регистрацию договора аренды земельного участка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет Арендодатель либо Арендатор по соглашению сторон;
Заявление - официальное письменное обращение лица, подаваемое в Администрацию города с целью реализации своего права на земельный участок.
3. Правоотношения, регулируемые настоящим Положением
3. 1. Настоящее Положение регулирует порядок предоставления земельных участков, определяет порядок разработки и оформления документов при приобретении, ограничении и прекращении прав на земельные участки, расположенные в пределах городской черты. Нормы настоящего Положения применяются при:
- предоставлении земельных участков;
- изъятии земельных участков;
- переходе прав на землю при переходе права на объекты недвижимости;
- изменении разрешенного использования земельных участков;
- государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
- разделе и объединении земельных участков;
- приватизации земельных участков;
- изменении формы права на земельный участок;
- уточнении границ и площади земельных участков;
- решении вопросов о самовольных постройках;
- оформлении документов при сделках с земельными участками;
- продлении срока аренды земельных участков;
- установлении сервитутов и обременений на земельные участки.
3. 2. До разграничения государственной собственности на землю нормы настоящего Положения в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" применяются в отношении всех городских земель, за исключением отнесенных федеральными законами к федеральной собственности.
Глава 2. Городские земли
4. Состав городских земель
4. 1. Территория города Батайска составляет 7274 га.
4. 2. В состав земель города входят земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам:
- жилым;
- общественно-деловым;
- производственным;
- инженерных и транспортных инфраструктур;
- рекреационным;
- сельскохозяйственного использования;
- специального использования;
- военных объектов;
- общего пользования;
- иным территориальным зонам.
4. 3. В пределах городской черты могут быть выделены зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, а также зоны, зарезервированные для муниципальных нужд (реконструкции, перспективного строительства, озеленения).
5. Территориальные зоны города
5. 1. Границы территориальных зон и их градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков в этих зонах, утверждаются Постановлением Мэра города по предложению городских служб, выполняющих функции в области градостроительства, землеустройства и управления землями на территории города.
5. 2. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, независимо от форм собственности и иных прав на землю.
5. 3. Земельные участки для тех или иных целей предоставляются в соответствии с территориальными зонами и их градостроительными регламентами.
5. 4. Объекты недвижимости, которые не соответствуют градостроительным регламентам территориальных зон, в которых расположены эти объекты, в сроки, установленные постановлением Мэра города, приводятся в соответствии с градостроительным регламентом. Если эксплуатация объекта недвижимости опасна для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, то принимается постановление Мэра города о запрете использования такого объекта.
***
Раздел 2.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Глава 3.
Предоставление земельных
участков для строительства
6. Основные положения
6. 1. Предоставление земельных участков для строительства возможно:
- без предварительного согласования места размещения объекта в собственность или в аренду, если предполагаемый к строительству объект размещается в соответствии с градостроительной документацией о застройке города и зонированием территорий, а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;
- с предварительным согласованием места размещения объекта в аренду, а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления - в постоянное (бессрочное) пользование, если предполагаемый к строительству объект не предусмотрен градостроительной документацией о застройке города и зонированием территорий.
6. 2. Предоставление земельных участков для строительства объектов коммерческого назначения осуществляется при наличии соответствующего технико-экономического обоснования или необходимых расчетов.
6. 3. Предоставление земельных участков в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется за плату, исключительно по результатам торгов (конкурса, аукциона). На торги может выставляться также право на заключение договора аренды земельного участка.
6. 4. Без проведения торгов предоставляются земельные участки в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе органам, учреждениям и предприятиям, выступающим заказчиками по строительству объектов для государственных или муниципальных нужд, а также при предоставлении земельного участка в аренду единственному заявителю. Земельный участок может быть предоставлен в аренду единственному заявителю при условии предварительной и заблаговременной публикации о предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации и производится на основании распоряжения Мэра города Батайска.
6. 5. Размер платежа за предоставление земельного участка в собственность или размер арендной платы определяется по итогам торгов. Начальная (стартовая) цена земельного участка или начальный размер арендной платы за пользование участком, определяется в соответствии с отчетом о рыночной стоимости земельного участка или величине арендной платы, предоставленным независимым оценщиком. Победитель торгов, а в случае предоставления земельного участка без проведения торгов - заявитель, оплачивает расходы по подготовке документов, необходимых для проведения торгов или предоставления земельного участка без его проведения, оформления договора купли-продажи, аренды земельного участка или права постоянного (бессрочного) пользования.
6. 5. 1. При предоставлении в аренду земельного участка единственному заявителю без проведения торгов размер арендной платы устанавливается в соответствии с отчетом независимого оценщика о рыночной величине арендной платы за его пользование.
6. 5. 2. В случае, если в соответствии с отчетом независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка или рыночная величина арендной платы за пользование им будет меньше установленной нормативной цены или базового размера арендной платы, начальная цена земельного участка или размер за пользование им устанавливаются в соответствии с соответствующими нормативно установленными размерами.
6. 6. Бесплатно предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющим в соответствии с федеральными законами право на их бесплатное получение.
Бесплатное предоставление гражданам земельного участка является однократным, и после получения участка гражданин подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
6. 7. Земельные участки для строительства в аренду предоставляются на нормативный срок строительства.
6. 8. Регламент прохождения документов по предоставлению земельных участков для строительства, утверждается постановлением Мэра города.
7. Предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта
7. 1. При предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта выполняются следующие работы:
- формирование земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка;
- подготовка документов для проведения торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка (права на заключение договора аренды) и его проведение, а в случаях, предусмотренных п. 6. 4. настоящего Положения, - подготовка документов, необходимых для предоставления земельного участка без проведения торгов;
- подписание протокола о результатах торгов или принятие Мэром города распоряжения о предоставлении земельного участка без проведения торгов;
- заключение договора купли-продажи земельного участка или договора аренды с победителями торгов или единственным заявителем после внесения ими соответствующих платежей.
8. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта
8. 1. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- принятие заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта;
- сбор и подготовка документов, необходимых для принятия решения о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта;
- информирование населения, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков и иных заинтересованных лиц о возможном или предстоящем их изъятии, в том числе путем выкупа, и предоставлении под строительство;
- определение результатов выбора вариантов земельного участка и оформление акта выбора земельного участка;
- подготовка, проведение и подведение итогов конкурса среди заявителей, если до момента принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта на земельный участок подано несколько заявок. В случаях, указанных в п. 6. 4. настоящего Положения, конкурс не проводится.
- принятие решения о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с результатами конкурса, а в случаях, указанных в п. 6. 4. настоящего Положения, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта;
- формирование земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в аренду или постоянное (бессрочное) пользование.
8. 2. С момента принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта до принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства за заявителем резервируется выбранный земельный участок. Оплата за резервирование земельного участка осуществляется в соответствии с положением, утвержденным постановлением Мэра города.
9. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства
9. 1. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются из состава земель, запланированных для застройки жилыми домами усадебного типа. Отдельные участки могут предоставляться из состава земель существующей жилой застройки.
9. 2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства, устанавливаются Решением Батайской городской Думы.
9. 3. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства могут предоставляться гражданам в аренду или собственность.
9. 4. Земельные участки, подлежащие застройке под индивидуальное жилищное строительство из состава земель, запланированных для застройки жилыми домами усадебного типа, предоставляются гражданам целевым порядком или по результатам торгов. Целевым порядком предоставляется, как правило, не более 50 процентов земельных участков, подлежащих застройке под индивидуальное жилищное строительство.
9. 5. Земельные участки, подлежащие застройке под индивидуальное жилищное строительство из состава земель существующей жилой застройки, предоставляются гражданам целевым порядком.
9. 6. Целевое предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство осуществляется гражданам, имеющим такое право в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (очередники, нуждающиеся в улучшении жилищных условий военнослужащие и другие категории граждан) и оформляется распоряжением Мэра города.
9. 7. Предоставляемый целевым порядком земельный участок под индивидуальное жилищное строительство передается гражданину на правах аренды, период которой определяется нормативным сроком строительства (как правило, до трех лет) либо в собственность (лицу, имеющему такое право в соответствии с действующим законодательством РФ).
9. 8. В случае невыполнения гражданином, получившим земельный участок целевым порядком, в установленные сроки работ по строительству и вводу в эксплуатацию жилого дома, предоставленный земельный участок подлежит:
- изъятию, в соответствии с земельным законодательством, если гражданин не приступил к освоению земельного участка в сроки, оговоренные распоряжением Мэра города;
- переоформлению договора аренды на новый срок, если гражданин освоил земельный участок, но не завершил строительство жилого дома.
9. 9. Предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по результатам торгов осуществляется в соответствии с положением, утвержденным постановлением Мэра города.
9. 10. В условия торгов на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в обязательном порядке включается обязательство гражданина осуществить строительство и ввод в эксплуатацию жилого дома в установленные сроки.
10. Предоставление земельных участков гражданам для дачного строительства
10. 1. Предоставление земельных участков гражданам для дачного строительства осуществляется в порядке, определенном статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации.Площадь земельного участка, предоставляемого гражданину для дачного строительства, устанавливается постановлением Мэра города.
Глава 4. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством
11. Предоставление земельных участков гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, сенокошения и выпаса скота, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества
11. 1. Площади земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, сенокошения и выпаса скота, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества, устанавливаются постановлением Мэра города.
11. 2. Порядок предоставления земельных участков гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, сенокошения и выпаса скота, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества осуществляется в соответствии со ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации.
12. Предоставление земельных участков для размещения временных гаражей
12. 1. Временными гаражами являются:
- металлические гаражи;
- гаражи из сборно-разборных конструкций;
- гаражи типа "ракушка".
12. 2. Земельные участки для размещения временных гаражей могут предоставляться в целевом порядке только гражданам (их некоммерческим объединениям), государственным или муниципальным учреждениям, владеющим транспортным средством.
12. 3. Размещение временных гаражей на свободном земельном участке осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Мэра города.
12. 4. Земельные участки для размещения временных гаражей предоставляются:
а) в целевом порядке без взимания арендной платы за землю - инвалидам всех групп, владеющим транспортным средством;
б) в целевом порядке в соответствии с базовым размером арендной платы, установленной решением Батайской городской Думы - государственным или муниципальным учреждениям и другим категориям пользователей (п. 12. 2. настоящего Положения).
12. 5. В случае отчуждения временного гаража собственником другому лицу земельный участок последнему может быть предоставлен в аренду с установлением арендной платы согласно пп. б) п. 12. 4. настоящего Положения.
12. 6. Земельные участки под временными гаражами приватизации не подлежат.
13. Рассмотрение вопросов об использовании самовольно занятых земельных участков, на которых возведены самовольные постройки юридическими лицами и гражданами
13. 1. Самовольно возведенные постройки на самовольно занятых земельных участках подлежат сносу, кроме случаев, предусмотренных пунктом 13. 2. настоящего Положения.
13. 2. Рассмотрение вопроса об использовании земельных участков под самовольно возведенными строениями возможно в случае соблюдения всех следующих требований:
- строение возведено в границах существующей застройки;
- строение отвечает всем градостроительным нормам;
- строение не мешает третьим лицам в использовании своего имущества, в том числе недвижимого;
- строение было возведено и используется под жилищные цели, или если строение было возведено на ранее отведенном земельном участке, или если строение передается в муниципальную собственность, или если строение было возведено по решению исполнительных органов власти города Батайска.
13. 3. При соблюдении требований, указанных в п. 13. 2. настоящего Положения, по данному вопросу издается распоряжение Мэра города о признании данного строения не подлежащим сносу. Указанное распоряжение является основанием для обращения заявителя в суд о признании права собственности на самовольно возведенное строение. После получения свидетельства о регистрации права собственности на строение в установленном порядке издается распоряжение Мэра города о предоставлении земельного участка собственнику строения в аренду либо в собственность по желанию заявителя.
13. 4. В случае, если за заявителем было признано право собственности на строение, находящееся на ранее отведенном земельном участке, то заявитель обязан внести соответствующие изменения в правовые документы на землю.
13. 5. Предоставление самовольно занятого земельного участка лицу, осуществившему самовольное строительство, и оказание услуг по оформлению документов осуществляется на платной основе. Стоимость земельного участка определяется в соответствии с отчетом независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка (величине арендной платы).
14. Предоставление земельных участков для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания
14. 1. Земельные участки для размещения новых временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания предоставляются в целевом порядке.
14. 2. Земельные участки на землях общего пользования и на территории существующего домовладения, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются для размещения объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания только на условиях аренды.
14. 3. Срок аренды земельного участка для размещения объекта мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания устанавливается в следующих пределах:
- для размещения временных объектов на срок не более пяти лет;
- для размещения передвижных объектов на срок менее 1 года.
14. 4. Земельные участки под временными объектами мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания приватизации не подлежат.
14. 5. В случае отчуждения объекта мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания собственником другому лицу земельный участок последнему может быть предоставлен на тех же условиях, что и первоначальному арендатору.
14. 6. Размер арендной платы при заключении договора аренды земельного участка, предоставляемого в целевом порядке для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, определяется в соответствии с решением Батайской городской Думы. Земельные участки, предоставляемые для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, примыкающие к ранее предоставленным земельным участкам, могут быть предоставлены в аренду собственнику (арендатору) используемого земельного участка без торгов.
15. Предоставление дополнительных земельных участков за счет граничащих территорий
15. 1. Предоставление дополнительных земельных участков может осуществляться за счет свободных от прав третьих лиц территорий, граничащих с земельными участками, находящихся во владении (пользовании) юридических лиц и (или) граждан.
15. 2. В качестве дополнительных могут предоставляться земельные участки, которые по градостроительным и другим нормам не могут быть использованы как самостоятельные для размещения объектов производственного, социально-бытового, жилого или иного назначения.
15. 3. Принятие решения о предоставлении дополнительного земельного участка в существующей градостроительной зоне осуществляется при условии опубликования сведений о предоставляемом земельном участке в средствах массовой информации о возможности присоединения указанного земельного участка к существующему. При наличии одной заявки на присоединяемый дополнительный земельный участок последний предоставляется на основании распоряжения Мэра города. В случае, если дополнительный земельный участок является смежным к нескольким земельным участкам, то он может предоставляться одному из владельцев (пользователей) смежного участка при условии согласия других владельцев (пользователей) смежных земельных участков или пропорционально всем владельцам (пользователям) на основании долевого соглашения.
15.4. В случае принятия решения о предоставлении дополнительного земельного участка владелец (пользователь) земельного участка, к которому присоединяют дополнительный земельный участок, обязан приобрести его в собственность или взять его в аренду, оплатив годовую арендную плату в соответствии с отчетом о рыночной стоимости (величине арендной платы) присоединяемого земельного участка и оплатить услуги по подготовке документов.
15. 5. В качестве дополнительного земельного участка может быть предоставлен земельный участок, не предоставленный ранее, но необходимый для выполнения строительно-монтажных работ при новом строительстве или работ по ремонту (реконструкции) существующего строения.
16. Раздел и объединение земельных участков
16. 1. Порядок раздела и объединения земельных участков осуществляется в соответствии с положением, утвержденным постановлением Мэра города
16. 2. Раздел или объединение земельного участка, принадлежащего нескольким гражданам, осуществляется при наличии письменного согласия всех его владельцев (пользователей).
16. 3. Допускается объединение только смежных земельных участков.
16. 4. Если объекты недвижимого имущества расположены на делимом земельном участке, то для продажи здания, строения, сооружения вместе с частью земельного участка из него должен быть выделен, путем раздела, земельный участок, подлежащий продаже. При этом каждый из полученных участков должен пройти государственный кадастровый учет.
16. 5. Если объекты недвижимого имущества расположены на неделимом земельном участке, то вместе с продажей объекта недвижимости продается соответствующая доля земельного участка без выделения ее в натуре или в соответствии с долевым соглашением собственников недвижимости.
Глава 5. Изменение видов разрешенного использования земельных участков
17. Общие положения
17. 1. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны соблюдать требования градостроительных регламентов тех территориальных зон, в которых находятся принадлежащие им земельные участки.
17. 2. Изменение видов разрешенного использования земельного участка возможно осуществить в случаях:
а) перевода садового земельного участка в домовладение;
б) если новое разрешенное использование земельного участка соответствует градостроительному регламенту данной территориальной зоны;
в) размещения на земельных участках, предоставленных для садоводства или индивидуального жилищного строительства, объектов социально-бытового назначения.
18. Изменение разрешенного использования земельных участков, предоставленных для садоводства
18. 1. Вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного для садоводства, может быть изменен на другой вид в случае, если на нем расположено строение, принадлежащее гражданину (ам) на праве собственности и отвечающее требованиям нормативов, предъявляемых к жилым или нежилым помещениям, предназначенным для использования в коммерческих целях.
18. 2. После изменения вида разрешенного использования земельного участка, используемого для садоводства, на земельный участок для домовладения или для предпринимательской деятельности, правоотношения заявителя с садоводческим товариществом регулируются договорами в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
19. Размещение объектов коммерческого и (или) некоммерческого назначения на земельных участках домовладений
19. 1. Для использования жилых помещений в коммерческих и (или) некоммерческих целях эти помещения должны быть переведены в установленном порядке в нежилые помещения.
19. 2. Разрешение на временное размещение объектов коммерческого и (или) некоммерческого назначения на земельных участках домовладения и садовых участках выдается на срок не более пяти лет.
19. 3. Для постоянного размещения объектов коммерческого и (или) некоммерческого назначения на земельных участках домовладения эти земельные участки должны быть разделены в порядке, установленном п. 14 настоящего Положения, и по каждому из них должен быть проведен государственный кадастровый учет и регистрация права.
19. 4. При использовании общего земельного участка для коммерческих и (или) некоммерческих целей и невозможности его раздела на два самостоятельных, расчет платежа за пользование земельным участком в коммерческих целях производится в долях, соответствующих используемой площади строений.
***
Раздел 3.
ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Глава 6.
Приватизация земельных участков домовладений и садовых земельных участков
20. Приватизация земельных участков домовладений
20. 1. Граждане, имеющие земельные участки домовладения в пожизненном наследуемом владении, имеют право однократно бесплатно приобрести их в собственность.
20. 2. Граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежащим образом оформлены и зарегистрированы, имеют право однократно бесплатно приобрести эти земельные участки в собственность. Право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельных участков имеют также граждане, получившие в собственность указанные выше жилые дома путем наследования.
В остальных случаях, за исключением указанных в федеральном законе, предоставление земельных участков гражданам, имеющим в собственности жилые дома (доли домов), осуществляется в собственность за плату.
20. 3. Нормы, установленные в п. 20 настоящего Положения, распространяются также на граждан, имеющих в собственности доли домовладения. При этом, доли земельного участка равны долям домовладения, указанным в правовых документах, если иное не определено оформленным в установленном порядке соглашением домовладельцев или вступившим в силу решением суда.
20. 4. Если площадь земельного участка, указанная в правовых документах на домовладение, превышает 0, 10 га, то при предоставлении земельного участка в собственность плата за площадь земельного участка, превышающая 0, 10 га, не вносится.
20. 5. Оформление документов при приватизации земельных участков домовладения осуществляется в соответствии с регламентом, утвержденным Постановлением Мэра города.
21. Приватизация садовых земельных участков
21. 1. Садоводам, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения или аренды, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в собственность. Право на приватизацию садовых участков имеют также граждане, которым они предоставлены в установленном порядке, но документы о праве на которые не были оформлены.
21. 2. Приватизация садовых земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области. Граждане, имеющие садовые земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, имеют право однократно бесплатно приобрести их в собственность.
21. 3. Оформление документов при приватизации садовых земельных участков осуществляется в соответствии с регламентом, утвержденным Постановлением Мэра города.
Глава 7. Приватизация земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений, помещений
22. Общие положения
22. 1. Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, помещений в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами Ростовской области и настоящим Положением.
22. 2. В случае, если объекты недвижимости (помещения в них) принадлежат нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность.
22. 3. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или земельные участки должны быть приобретены в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года.
22. 4. При продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, это право подлежит переоформлению на право аренды или земельные участки должны быть приобретены в собственность.
22. 5. Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
22. 6. Не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами, а также земли, отнесенные в установленном порядке к особо охраняемым территориям, изъятые из оборота, ограниченные в обороте, занимаемые временными объектами, а также зарезервированные в соответствии с нормативными правовыми актами местного самоуправления города.
23. Приобретение в собственность земельных участков собственниками объектов недвижимости
Приобретение в собственность земельных участков собственниками объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Оформление документов при приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости осуществляется в соответствии с положением "О порядке приобретения в собственность земельных участков собственниками объектов недвижимости", утвержденным решением Батайской городской Думы от 19. 09. 2002 г. N95.
24. Государственная регистрация права собственности на земельный участок. Перечисление средств от приватизации
24. 1. Договор купли-продажи, кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) и копия платежного документа с отметкой банка об оплате стоимости земельного участка является основанием для государственной регистрации заявителем прав собственности на земельный участок.
24. 2. Средства, полученные от приватизации земельных участков с 1-го по 15-ое число каждого месяца, подлежат перечислению продавцом в установленном порядке не позднее 25 числа соответствующего месяца; средства, полученные от приватизации земельных участков с 16-го по 31-ое число каждого месяца - не позднее 10 числа месяца, следующего за соответствующим месяцем.
***
Раздел 4.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
25. Общие положения
25. 1. Оформление документов на земельные участки осуществляется в соответствии с регламентом, утвержденным постановлением Мэра города.
25. 2. При оформлении документов на земельные участки осуществляется подготовка проектов правоустанавливающих документов, их подписание в установленном порядке.
25. 3. Оформление документов на земельный участок производится в случае предоставления заявителем документов по государственному кадастровому учету данного земельного участка.
Глава 8. Арендные отношения
26. Оформление договора аренды земельного участка
26. 1. Оформление договора аренды земельного участка осуществляет специальный орган, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью в г. Батайске, - Комитет по управлению имуществом г. Батайска (далее по тексту именуемый - КУЙ г. Батайска) 26 2. Срок действия договора аренды определяется условиями торгов или соответствующим распоряжением Мэра города.
26. 3. Оформление договора аренды земельного участка (дополнительного соглашения к нему) осуществляется в случаях:
- целевого предоставления земельного участка;
- предоставления земельного участка по результатам торгов;
- перехода права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на здание, сооружение, помещение или их долей от одного лица к другому;
- продления срока действия договора аренды земли (переоформление договора аренды земли);
- изменения разрешенного использования земельного участка;
- изменения в регистрационных документах юридических лиц и граждан;
- раздела земельных участков или их объединения; - других случаев, не предусмотренных настоящим Положением.
26. 4. При целевом предоставлении земельного участка в соответствии с разрешенным использованием для оформления договора аренды заявитель предоставляет в КУИ г. Батайска:
- распоряжение Мэра города о предоставлении данному лицу указанного земельного участка;
- кадастровый план земельного участка;
- учредительные документы юридического лица и его полные реквизиты.
26. 5. При предоставлении земельного участка по результатам торгов оформление договора аренды осуществляется на основании:
- протокола о результатах торгов;
- кадастрового плана земельного участка;
- учредительных документов юридического лица и его полных реквизитов.
26. 6. При переходе прав на недвижимость (здания, сооружения, помещения) от одного лица к другому, последний предоставляет в КУИ г. Батайска:
- правовые документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на здание, сооружение, помещение;
- кадастровый план земельного участка;
- учредительные документы юридического лица и его полные реквизиты.
На основании представленных документов КУИ г. Батайска оформляет договор аренды земли. Если до совершения сделки с недвижимостью государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположена недвижимость, не осуществлялся, то данные работы выполняются собственником недвижимости за собственные средства в нормативные сроки, утвержденные постановлением Мэра.
26. 7. При продлении срока действия договора аренды земли (переоформление договора аренды земли) арендатор предоставляет арендодателю заявление о решении продлить срок действия договора аренды земли на новый срок, после чего, в случае, если арендатор является добросовестным пользователем земельного участка, КУИ на основании распоряжения Мэра г. Батайска (арендодателя) оформляет договор аренды земли на новый срок.
26. 8. При изменении разрешенного использования земельного участка заявитель предоставляет в КУИ г. Батайска распорядительный документ Мэра города о разрешении данному лицу изменить разрешенное использование указанного земельного участка (его части) и, в случае необходимости, чертеж границ земельного участка, после чего КУИ г. Батайска оформляет дополнительное соглашение к договору аренды земли или новый договор аренды.
26. 9. В случае внесения изменений в регистрационные документы юридических и физических лиц, КУИ г. Батайска на основании письменного заявления арендатора оформляет соответствующие изменения (дополнительное соглашение) к договору аренды земли.
26. 10. При разделе арендуемого земельного участка или объединении нескольких земельных участков арендатор (арендаторы) представляет в КУИ г. Батайска распоряжение Мэра города о разрешении провести раздел (объединение) земельного участка, кадастровый план земельного участка, после чего КУИ оформляет новый договор аренды земли.
26. 1 л. Форма договора аренды земли утверждается решением Батайской городской Думы. При оформлении договора аренды земли в него могут быть внесены изменения, в том числе касающиеся платы за использование земельного участка в период до заключения договора аренды на условиях, установленных на момент оформления договора аренды земли.
26. 12. Договор аренды земельного участка, заключенный на срок не менее 1 года, подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
27. Оформление договора субаренды земельного участка
27. 1. Договор субаренды земельного участка между арендатором земельного участка и субарендатором оформляется с согласия арендодателя.
27. 2. Решение арендодателя о разрешении арендатору сдать в субаренду часть арендуемого земельного участка оформляется дополнительным соглашением к договору аренды земли.
27. 3. Договор субаренды земельного участка подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
Глава 9. Оформление документов при купле-продаже земельного участка
28. Оформление договора купли-продажи земельного участка
28. 1. Оформление договора купли-продажи земельного участка осуществляет КУИ г. Батайска.
28. 2. Оформление договора купли-продажи земельного участка осуществляется в случаях:
- продажи земельного участка по результатам торгов (конкурса, аукциона);
- продажи земельного участка в соответствии с действующим законодательством РФ.
28. 3. Продажа земельного участка в собственность по результатам торгов осуществляется после внесения победителем торгов платы за предоставление земельного участка в соответствии с протоколом о результатах торгов, оформленного организатором торгов, при наличии кадастрового плана земельного участка.
Договор купли-продажи земельного участка заключается между продавцом и победителем торгов.
28. 4. Право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
***
Раздел 5.
ОГРАНИЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ
Глава 10. Ограничение прав на землю
29. Общие положения
29. 1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
29. 2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
а) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
б) особые условия охраны окружающей среды, в том числе городских лесов, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы;
в) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту; условия строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги);
г) установление сервитутов;
д) ограничения оборотоспоообности земельных участков, установленных федеральным законом, договором залога;
е) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
29. 3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, постановлениями Мэра города или решением суда.
29. 4. Ограничения прав устанавливаются бессрочно или на определенный срок, они сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
29. 5. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
ЗО. Сервитуты
30. 1. Земельный участок может быть обременен частным или (и) публичным сервитутом.
30. 2. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством РФ по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом.
30. 3. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
30. 4. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом Ростовской области, постановлением Мэра города в случаях, если это
необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления и жителей города.
30. 5. Публичные сервитуты могут устанавливаться для:
- прохода или проезда через земельный участок;
- использования земельного участка в целях обслуживания и ремонта инженерных коммуникаций;
- размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъезда к ним;
- временного пользования земельным участком в целях проведения дренажных, изыскательских, исследовательских и других работ;
-свободного доступа к прибрежной полосе; - иных случаев, предусмотренных действующим земельным законодательством.
30. 6. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
30. 7. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.
30. 8. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду прекращения оснований, по которым он был установлен.
31. Земли особо охраняемых территорий
31. 1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
а) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительного назначения;
б) природоохранного назначения;
в) рекреационного назначения;
г) историко-культурного назначения;
д) иные особо ценные земли.
31. 2. Отнесение земельных участков к землям особо охраняемых территорий осуществляется постановлением Мэра города. Внесение предложений по отнесению земельных участков к особо охраняемым территориям и подготовка необходимых материалов осуществляется природоохранными и иными организациями.
31. 3. Земельные участки, отнесенные постановлением Мэра города к особо охраняемым территориям и изъятые из оборота или ограниченные в обороте, приватизации не подлежат.
Глава 11. Платность использования земли
32. Общие положения
32. 1. К платежам за землю относится земельный налог (налог на недвижимость) и арендная плата за землю.
33. Земельный налог
33. 1. Средняя ставка земельного налога и ее индексация определяется федеральным законом.
33. 2. Льготы по земельному налогу устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
34. Арендная плата за землю
34. 1. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договорами аренды.
34. 2. При предоставлении земельного участка целевым порядком размер арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов, а также льготы по арендной плате за использование земельных участков устанавливаются решением Батайской городской Думы. При предоставлении земельных участков по результатам торгов рыночная величина арендной платы определяется в соответствии с отчетом независимого оценщика.
34. 3. Контроль за использованием арендаторами обязательств по перечислению арендной платы осуществляет КУИ г. Батайска.
34. 4. В случае невыполнения (нарушения) условий договора в части внесения арендной платы КУИ г. Батайска принимает принудительные меры к взысканию задолженности в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.
35. Плата за приобретение в собственность земельных участков (права аренды) по результатам торгов
Плата за приобретение в собственность находящихся в государственной (муниципальной) собственности земельных участков (права аренды) определяется по результатам торгов и распределяется по нормативам, установленным федеральным законом.
36. Плата за сдачу земельного участка в субаренду
Арендатор оплачивает в порядке, установленном действующим договором аренды, плату за аренду земли с учетом изменения разрешенного использования земельного участка (его части), сдаваемого в субаренду, определяемую по формуле:
АП ар х S суб
АП суб = 1, 2
S ар
где:
АП суб - арендная плата по договору аренды земли с учетом сдачи земельного участка (его части) в субаренду;
АП ар - арендная по договору аренды земли с учетом изменения разрешенного использования земельного участка (его части);
S ар - площадь земельного участка по договору аренды;
S суб - площадь земельного участка, сдаваемого в субаренду;
1, 2 - повышающий коэффициент, устанавливаемый при сдаче земельного участка в субаренду.
37. Прекращение прав на землю
Право на земельный участок физического или юридического лица может быть прекращено в случаях, предусмотренных законодательством, или на основании вступившего в законную силу решения суда (арбитражного суда), или по постановлению Мэра города, принятому в пределах установленной законом компетенции.
38. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль)
Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель осуществляется в порядке, установленном соответствующими постановлениями Правительства РФ и постановлением Мэра города.
Е. Пивоварова, 51-52, стр. -7, Вперед
16/04/2003
|