РОССИЯ ПОДВОДИТ ИТОГИ И ЗАГЛЯДЫВАЕТ В БУДУЩЕЕ
Каждому интересно узнать будущее. В минувшем году пресса предупреждала о многом, и не всегда - о плохом. Например, не без помощи пишущих, еще в декабре 2001 года мыслящая часть общества была уверена, что, несмотря на поднятую РR-агентствами на телевидении и страницах газет шумиху, администрации президента громкие отставки не грозят. И что же - обошлось, сидят на своих местах. Прямо-таки душа радуется...
Впрочем обошлось не у всех. Помните прокремлевскую группу "Федерация" в верхней палате парламента? Ну та, куда наперебой записывались отходящие от парламентских дел губернаторы и председатели региональных Дум. Забыли, верно... И правильно сделали - расформировали сердешную. Ликвидировали за ненадобностью.
А Совет Федерации? Еще до выборов обозреватели называли фамилии всех председателей комитетов - сбылось. С точностью до фамилии. То же с "Единой Россией". К примеру, первого октября "Независимая газета" писала, что лидером "ЕР" вместо Беспалова станет Грызлов. Двадцатого числа того же месяца его и избрали. Хотя и глава МВД.
В декабре 2001 года пресса подметила и знаковую тенденцию: вместо избранных глав регионов первые места во всех рейтингах влиятельности займут чиновники. Так и случилось, поглядите на верхние строчки рейтингов - сплошь "назначенцы".
Если же говорить об элите в более широком смысле, то в ходе проводившихся ВЦИОМом два года подряд по заказу "Коммерсанта" опросов, "Кого россияне считают элитой? ", наши соотечественники упоминают 198 человек. Среди них и белорусский президент Александр Лукашенко, которого россияне с завидным постоянством второй год к ряду приписывают к российской элите.
Элита в элите
Непревзойденным лидером обоих опросов является Владимир Путин. Как и год назад, к элите его причисляют более двух третей опрошенных. С рейтингом 68, 9 процента Путин вне всякой конкуренции. У Сергея Шойгу, главного спасителя России, занявшего второе место, рейтинг в три с половиной раза ниже. Однако Шойгу удалось оттеснить с прошлогодней второй позиции Аллу Пугачеву, хотя неувядающая народная любимица сумела обойти и главного коммуниста Геннадия Зюганова, и действующего премьера Михаила Касьянова.
Посмотрев на первые двадцать позиций рейтинга, можно увидеть, что с политическими деятелями в нашей стране могут конкурировать лишь те, кто занимается эстрадой. Кроме Пугачевой высокие позиции заняли "всероссийский Зайка" - Филипп Киркоров, композитор Игорь Крутой и Иосиф Кобзон.
Супруг подтянул супругу
За минувший год в рядах элиты произошла заметная ротация. К примеру, в прошлом году дружно называвшие имя Владимира Путина, россияне напрочь забывали про супругу. Ныне Людмила Путина заняла 85-е место - наравне с депутатом Госдумы Сергеем Глазьевым, главой Республики Алтай Михаилом Лапшиным, президентом Татарии Ментимиром Шаймиевым, актером Дмитрием Нагиевым, бардом Александром Разенбаумом и лидером рок-группы "ДДТ" Юрием Шевчуком.
ТВ помогло церкви
В 2001 году в рейтинге был только один религиозный деятель - патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Сейчас их трое. Кроме патриарха, к элите причислены двое митрополитов - Смоленский и Калининградский Кирилл и Воронежский и Липецкий Мефодий. Не исключено, что успех митрополита Кирилла частично обусловлен его регулярными выступлениями по телевидению, которое вообще очень сильно влияет на представление россиян о том, кто у нас сейчас элита, констатирует "Парламентская газета".
Олимпиада и чемпионат мира подсобили спортсменам
Свою роль в пополнении списка элиты сыграли и два главных спортивных события года - Олимпиада в Солт-Лейк-Сити и чемпионат мира по футболу. Тогда к элите раздосадованные россияне враз причислили "единственно умеющего играть в футбол" Дмитрия Сычева и назначенного тренером сборной сразу после чемпионата Валерия Газзаева.
Из российских олимпийцев названа лыжница Лариса Лазутина, фигурист Алексей Ягудин и пара Бережная - Сихарулидзе. Самый же стремительный взлет совершила гимнастка Алина Кабаева-с 134-го места на 43-е. Но вряд ли за спортивные заслуги: попавшую под дисквалификацию и потому не выступавшую на соревнованиях Кабаеву весь год поддерживала "Комсомольская правда".
Рука СМИ
Из новичков наибольшего успеха добилась писательница Марина Алексеева, более известная как Александра Маринина. Она заняла 58-е место. Ниже, чем у Солженицына, но выше, чем у Распутина. Печально, конечно, поскольку всякий опрос - это не только соревнование личностей, но и отражение состояния общества.
Влияние СМИ на формирование общественного мнения, замечают "Московские новости", переоценить сложно. Так, Андрей Макаревич без проблем обошел вдрызг рассорившегося с прессой Мстислава Ростроповича, а постоянная участница телевизионных тусовок блистательная Анастасия Волочкова обогнала великую Майю Плесецкую.
Россияне научились отличать Ивановых
По сравнению с прошлым годом россияне научились лучше разбираться в двух министрах по фамилии Иванов. Теперь уже многим известно, что Сергей - это министр обороны (15-16-е места), а Игорь (18-19-е) - министр иностранных дел. Правда, подавляющая часть опрошенных по-прежнему называла просто фамилию "Иванов". Не исключено, уточняет "Коммерсант", что кто-то имел в виду и чемпиона последней олимпиады по лыжам Михаила Иванова. Но менять формулировку вопроса, задавая уточняющий вопрос об имени, считалось некорректным, так как в этом случае невольно мог быть подсказан ответ.
Теперь отвлечемся от опросов и послушаем тех, кто ворочал рычагами экономики.
"Темпы хороши, но недостаточно оптимальны"
На посвященную итогам года пресс-конференцию Герман Греф привел целую команду своих подчиненных - первых замов Ивана Матерова и Михаила Дмитриева, а также зама Аркадия Дворковича. Говорили, сообщает "Российская газета", как в последнее время и принято у экономистов, о причинах затухания роста и замедления темпов структурных реформ.
Греф признал, что экономический рост в последние годы на 50 процентов зависит от внешних факторов - в основном мировых цен на нефть, хотя и не забыл упомянуть о благоприятном воздействии на рост российского экспорта признания США и ЕС рыночного статуса отечественной экономики, поскольку уже в этом году экономический эффект этого самого рыночного статуса составил 150 миллионов долларов.
Если же говорить о деятельности Минэкономразвития, то за 2002 год министр поставил себе и своему ведомству "тройку". В минувшем году рост составил чуть больше четырех процентов ВВП. Из них два - заслуга нефтеэкспортеров и несколько более двух обеспечены внутренними факторами.
Причем роль собственного правительства во внутреннем стимулировании роста ВВП прослеживается с трудом, констатирует "Независимая газета". В основном сказалось увеличение потребительского спроса. Что же касается инвестиций, для которых правительство призвано создать благоприятный климат, то в 2002 году они, по последним данным, выросли лишь на 2, 5 процента.
Причина инвестиционной паузы Министерству экономического развития неизвестна. Главная же реформа, по Грефу и Дворковичу, - налоговая. Ежегодно налоговый пресс надо ослаблять. В этом должен помочь стабилизационный фонд, частью которого можно было бы заменить выпадающие налоговые поступления.
Инфляция не спешит подчиняться плану
По подсчетам главы Госкомстата Владимира Соколина, инфляция в России за январь-ноябрь 2002 года составила 13, 3 процента, а по итогам года окажется примерно 15 процентов. Иными словами, Госкомстат сообщил правительству и ЦБ, что они опять не выполнили свой инфляционный план.
В 2001 году, напоминает "Труд", правительство и ЦБ запланировали инфляцию на уровне 12-14 процентов просто потому, что ежемесячный рост цен в один или чуть более процента показался им "свидетельством ценовой стабильности" - не получилось: по итогам года инфляция превысила 18 процентов.
Конечно, власти тут же указали, что это все равно прогресс по сравнению с 20 процентами 2000 года, но невыполнение плана было неприятно. К тому же Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что "высокая инфляция является социальной проблемой". Правительство и ЦБ тут же стали препираться насчет того, кто виноват в росте цен. ЦБ считал, что исключительно правительство, а правительство - что исключительно ЦБ.
На минувший год препирающиеся стороны снова планировали 12-14 процентов с явным намерением план все-таки выполнить. Поэтому, когда в январе 2002 года месячная инфляция сразу в три раза превысила плановые показатели, составив 3, 1 процента, все были неприятно удивлены. Правительство подвергло сомнению подсчеты Госкомстата. А тогдашний глава ЦБ Виктор Геращенко снова указал не только на вину правительства, но еще и на праздничное настроение граждан, которые в январе как никогда расположены делать покупки.
Госкомстат реагирует на критику
В ответ на сомнения в точности подсчетов январской инфляции Соколин заявил, что "она действительно была очень высокой, но в дальнейшем начнет непременно снижаться", и план будет выполнен. И действительно, с тех пор Госкомстат давал исключительно благоприятные сводки с фронтов антиинфляционной войны. Складывалось впечатление, что по итогам года каким-то чудесным образом цены вырастут только на отмеренные 14 процентов, констатирует "Московский комсомолец". Во всяком случае, правительство выражало твердую надежду на это, в чем его поддерживал ЦБ.
И вот наступил декабрь. Настроения изменились. В Белом доме, сообщает "Российская газета", уже считают, что по итогам года инфляция все-таки превысит 14 процентов. Ненамного, но превысит. Оставалось ждать, что скажет Госкомстат. И в ходе пресс-конференции Владимир Соколин обнародовал, что за 11 месяцев цены выросли на 13, 3 процента, а за 12-й вырастут настолько, что годовая инфляция составит 15 процентов.
И не то, чтобы это был прогноз (глава Госкомстата подчеркивал, что делать прогнозы - удел правительства), просто таковы его, Соколина, ощущения.
Виновные найдены
Разумеется, правительство снова могло бы оспорить точность статистиков. Но вряд ли оно будет это делать, раз само предсказывает "некоторое невыполнение плана", замечает "Комсомольская правда". Тем более, что уже названы те, кто виноват-местные органы власти, которые повышают тарифы.
Центробанк тоже вряд ли станет спорить, поскольку он отвечает не за всю, а за так называемую базовую, зависящую от кредитно-денежной политики инфляцию. А, в общем, и те, и другие отметят, что план хоть и не совсем выполнен, зато прогресс налицо: все-таки 15 процентов значительно меньше 18.
Португальский маяк по-прежнему не просматривается
К итогам 2002 года можно относиться по-разному. С одной стороны, правительству есть чем гордиться. Весной в Белом доме скромничали и говорили, что рост ВВП за год может составить 3, 6-3, 9 процента. В связи с чем президент призвал правительство к большей амбициозности, а его советник Андрей Илларионов заявил, что, снижая планку роста, "правительство изменяет той программе, ради реализации которой и было сформировано".
Имелась в виду, напоминает "Парламентская газета", установка Владимира Путина от 1999 года: за 15 лет догнать по уровню ВВП на душу населения самую отсталую из стран Западной Европы Португалию. Кончилось все миром: правительство осталось прежним, рост подрос, но не настолько, чтобы у Португалии появился повод для беспокойства.
Экспорт как болевая точка роста
И Грефом, и Дворковичем, по существу, была названа главная сегодняшняя болевая точка российского экономического роста: его двигателем является экспорт. Казалось бы, замечательно - это признание российской экономики мировым рынком. На самом деле все наоборот. К примеру, в 1999-2001 годы причины роста были другими. Тогда экономика росла изнутри, что в значительной мере объяснялось продолжающимся действием девальвации августа 1998 года, поясняет "Трибу на".
Эффект кончился, остался экспорт. И тут выяснилось, что нефть -это все. Можно даже обострить: Россия становится все более зависимой от факторов, на которые она если и может повлиять, то не в решающей степени. Пока цены на нефть, достигшие рекордных величин, вытягивают макроэкономические показатели. Но так будет не всегда, а итоги 2002 года показывают, что ни с чем другим, кроме нефти и газа, Россию на мировых рынках, мягко говоря, не ждут.
Заканчивать обзор буду с того, с чего начал - с прогноза.
Калькулятор на 2003 год
Российская экономика, пишет "Труд", вступила в 2003 год, который по определению будет для нее весьма непростым. В год козы придется отвечать по долгам перед западными кредиторами на сумму 17, 3 миллиарда долларов. Правда, правительство заявляет, что готово к финансовым сложностям, и называет сумму резерва - 160 миллиардов рублей. Однако звучат эти заявления на фоне падения темпов экономического роста до 4 процентов.
Что же можно занести в актив экономических достижений? Прежде всего это рост реальных доходов населения до 9 процентов. Кроме того, с мертвой точки наконец сдвинулась пенсионная реформа, в которой в прошедшем году появился накопительный элемент. Теперь государство гарантирует гражданам базовый минимум, а накопительная часть набегает по ходу трудовой деятельности.
В налоговой реформе значимых успехов не ожидается, если не считать отмены с 1 января 2003 года налога на покупку валюты. Зато безработица сократилась с 9 до 8 процентов. А золотовалютные резервы России выросли до 47, 7 миллиарда долларов. Внешний долг страны при этом только за 9 месяцев 2002-го сократился с 113, 5 до 106, 5 миллиарда долларов.
- Россия выглядит весьма и весьма прилично, -заявил Михаил Касьянов.
Так-то оно так. Хотя. с чем сравнивать... Впрочем, практически все, что обещал, Касьянов выполнил. Доллар под Новый год стоил 31, 78 рубля. Правда, с инфляцией чуть не получилось, и есть опасения, что рост цен продолжится. В том числе и потому, что на финише года Белый дом поддержал отечественных аграриев и ввел квоты на импорт заграничного мяса. Если отечественные производители не сумеют закрыть брешь, которая по причине ограничения доступа на наш рынок дешевого импорта неизменно образуется, то цены на мясо вырастут.
В конце декабря власть определилась с тарифами естественных монополий. Уже в январе электроэнергия подорожает на 13-14 процентов, пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки - на 12 процентов, газ - на 20 процентов. Наряду с 20-процентным подорожанием в 2002 году бензина эти меры скажутся на росте инфляции и кошельке россиян. К разряду малорадостных событий следует отнести повышение с 1 января 2003 года акцизных ставок на табак на 80 процентов, алкоголь - на 15 процентов и бензин - в среднем на 45 процентов. Цены на горючее поползут вверх еще и от того, что отныне акцизы начинают платить хозяева бензоколонок, а не нефтезаводы, как это было в прошлом году.
Сергей ШИЛЬНИКОВ., 2, стр. 2-3, Тюменская правда
09/01/2003
|