В России ускоряется инфляция издержек
Рост цен производителей промышленной продукции в России в 2002 г. обогнал инфляцию на потребительском рынке
Рост цен производителей промышленной продукции в России в 2002 г. составил 17,1%. Об этом сообщил сегодня российский Госкомстат. Напомним, что инфляция на потребительском рынке составила в минувшем году 15,1%. Ускоренный рост оптовых цен по сравнению с розничными означает, во-первых, что в сфере конечного потребления начинают действовать спросовые ограничения. Это приводит к сокращению рентабельности торговли, поскольку продавцы вынуждены жертвовать торговой прибылью ради сохранения места на рынке. Во-вторых, такая динамика означает, что среди факторов инфляции в нашей стране издержки производителей постепенно занимают доминирующие позиции.
В известном смысле та ценовая динамика, которая была зафиксирована Госкомстатом в 2002 г., является одним из сохраняющихся до сих пор следствий кризиса августа 1998 г. После дефолта потребительские цены продемонстрировали резкий взлет, реагируя на четырехкратную девальвацию рубля. Стоимость продукции у товаропроизводителей росла медленнее. С учетом последних данных отечественного статистического ведомства цены на оптовом рынке выросли в 3,5 раза по сравнению с докризисным 1997 г., а на розничном – в 4,1 раза. Подобные «ножницы» оставляют определенную свободу производителям промышленных товаров, но степень ее становится все меньше.
Не может не настораживать и отраслевая структура инфляции. По данным Госкомстата, более всего оптовые цены в 2002 г. выросли в газовой отрасли - на 30,2%, в цветной металлургии - на 30,1%, в электроэнергетике - на 27,3%, в черной металлургии - на 23,3%. Цены производителей в топливной промышленности за прошлый год выросли на 24,3%, в том числе в газовой - на 30,2%. В химической отрасли оптовые цены увеличились на 8,3%, в нефтехимической - на 8,7%, в машиностроении - на 10,6%, промышленности строительных материалов - на 17,4%, в легкой - на 5,3%, в пищевой - на 5,8%.
Как нетрудно заметить, цены в отраслях, находящихся ближе к конечному потребителю, выросли в прошлом году менее существенно по сравнению с поставщиками сырья. Иными словами, компании, ориентированные на потребительскую сферу, оказались между молотом и наковальней. Удорожание энергоресурсов увеличивает их издержки, а спросовые ограничения не позволяют полностью учитывать эти затраты в ценах. В результате наблюдается сокращение прибыльности, о котором опять-таки свидетельствуют данные Госкомстата.
На первый взгляд, вести речь о снижении конечного спроса на промышленные товары в условиях, когда повышаются зарплаты и пенсии, увеличиваются денежные доходы населения не только в номинальном, но и в реальном, учитывающем инфляцию выражении, несколько спорно. Однако маркетологи знают, что повышение доходов приводит чаще всего не к росту потребления товаров из прежних групп, а к смещению спроса в сторону более качественной продукции. По этой причине отечественные товаропроизводители сталкиваются со все большим давлением со стороны зарубежных конкурентов. Достаточно посмотреть на статистику импорта, чтобы понять, кто побеждает в конкурентной борьбе.
Представители целого ряда отраслей в итоге вынуждены реагировать на изменившуюся ситуацию вполне понятным способом - сокращать производство. Так, темпы роста оптовых цен в легкой промышленности на протяжении последних трех лет падали вдвое год от года. В результате, если в 2000 г. в этой сфере наблюдался 22%-й рост производства, то в 2002 г. зафиксирован спад на 3,4%. Торможение темпов прироста производства наблюдается в пищевой промышленности – 6,5% по результатам прошлого года против 8,4% в 2001 г.
В нынешнем году правительство намерено и дальше обуздывать инфляцию. Делаться это, похоже, будет посредством управления денежным предложением. Иначе говоря, как и прежде, монетарные власти будут бороться с инфляцией спроса в первую очередь. Все это означает, что стагнация в российской промышленности (за исключением экспортно-ориентированных отраслей) имеет все шансы продолжиться.
Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"
РБК
24/01/2003
|