Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Соколин Владимир Леонидович

Интернет-конференция
председателя Государственного комитета Российской Федерации по статистике
Соколина Владимира Леонидовича

 

Обзор публикаций СМИ


В ЧЬИХ ИНТЕРЕСАХ ФАЛЬСИФИЦИРУЕТСЯ ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ РУБЛЯ?

Недовешенный ВВП

Не так давно размещенные на сайте Госкомстата данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по сопоставлению ВВП 42 стран за 1999 г. были подготовлены при участии наших статистиков. Россия заняла в этом списке лишь четвертое место с конца. Хуже показатели только у Украины (43-е место), Румынии (42) и Турции (41). Наш конкурент по экономическому росту - Португалия расположилась в середине списка (20). При среднегодовом росте российского ВВП в 4% Португалию в этом веке нам догнать не суждено: по объему ВВП мы отстаем от нее в 2,8 раза, а следовательно, лишь для сохранения разрыва неизменным на каждый португальский процент прироста нам придется отвечать тремя.

По статистической информации можно судить, как и в какую сторону идет российская экономика. Такие же сопоставления за 1996 г. охватывали 40 стран, и тогда Россия была на 31-м месте. За следующие три года нас обогнали Болгария, Македония, Хорватия и республики Прибалтики. Сделала рывок и Португалия - в 1996 г. она опережала Россию в 2 раза, а через три года - уже в 2,8 раза. Резко сдала свои позиции Россия и по сравнению с США - в 1996 г. наш ВВП составлял 24% от американского, а в 1999 г. - только 18%.

При этом резонно вспомнить о финансовом кризисе 1998 г. Но кризис, как причина проигрыша на трехлетней дистанции экономического соревнования, имеет свою первопричину - бездарную экономическую и денежно-кредитную политику российских властей. Теперь впору задаться вопросом: а претерпела ли эта политика какие-либо изменения? Ответ очевиден - нет. Политика, а вернее, дрейф на корабле без руля и двигателя, продолжается. Успехи, так вскружившие голову М. Касьянову в последние два года, не были достигнуты его правительством. Они подарены дирижерами мирового нефтяного рынка, в совершенстве освоившими механизмы регулирования разрыва между ценой на нефть и затратами на ее добычу и транспортировку и направляющими таким способом мировые финансовые потоки в нужном им направлении. Для доверчивых и неграмотных это блюдо подается под соусом "свободный рынок". Ежедневными сообщениями о том, что цена на нефть повысилась (понизилась) на сколько-то процентов, этот "соус" рекламируется так же, как, например, "правильное" пиво.

Наши руководители из этой навязчивой пропаганды "свободного рынка" усвоили одно: чем больше за экспортный доллар можно получить рублей, тем якобы лучше. Вот мы и подошли к самому интересному в сообщении Госкомстата.

Международные сравнения проводятся в долларах США, но не по его курсам относительно соответствующих национальных валют, а по их паритету покупательной способности (ППС). Вот как объясняет необходимость применения ППС Госкомстат: "Пересчет ВВП по валютному курсу в странах переходного периода и в развивающихся странах приводит к искажению данных за счет того, что фактический валютный курс неточно отражает исходный экономический потенциал, изменяется не синхронно с темпами инфляции на внутреннем рынке, а за счет ряда других факторов".

Расчет ППС не составляет труда. Упрощенно это выглядит так: берется некий набор товаров и услуг, который обсчитывается по ценам сопоставляемых стран, а полученная стоимость набора (корзины) в одной валюте делится на стоимость того же набора в другой валюте. Соотношение этих сумм и дает искомый ППС.

Таким образом, за доллар в 1999 г. надо было "платить" не 25 руб. (среднегодовой курс 24,62 руб. за доллар), а, согласно ППС, всего лишь 5 руб. 41 коп. Дальше еще интересней. Берем 4,8 трлн руб. - ВВП в 1999 г., делим на 5,41 руб., и оказывается, что наш ВВП в долларах составил не 195 млрд долл. по официальному курсу, а аж 887,7 млрд. В результате по физическому объему наш ВВП вырос с каких-то жалких 2,1% от ВВП США до 18%. Вполне приличный результат.

Госкомстат, согласно доморощенной информации о сопоставлении темпов инфляции, получил еще более выдающийся результат: за доллар надо было давать всего 4 руб. 70 коп. И это после взрыва потребительских цен, вызванного августовским кризисом 1998 г. Специалисты ОЭСР поправили "амбициозный" Госкомстат и с 37-го места переставили наш ВВП на 40-е. Однако внутренние цены России для обсчета ППСовской корзины давал Госкомстат. Достаточно занизить их уровень, и ППС станет еще "лучше" для повышения рейтинга российской экономики.

Не важно, было такое стремление или мы сами его домыслили из вредности, гораздо важнее другие обстоятельства, проистекающие из умышленного унижения национальной валюты. При этом будем исходить из того, что ППС более или менее точно отражает реальную "цену" национальной валюты. В подтверждение этого сошлемся на результаты исследований независимых аналитических центров, также оценивающих доллар значительно ниже 10 руб.

Повторим утверждение Госкомстата: "пересчет ВВП по валютному курсу в странах переходного периода и в развивающихся странах приводит к искажению данных". Из этого вытекает, что нищета трети населения и острая бюджетная дистрофия - не более чем искажение данных, а на самом деле страна и ее граждане умеренно богаты. И в результате курсового "недоразумения" в 2002 г. и 2003 г. на выплату 33 млрд долл. внешнего долга из бюджета придется выделить 1 трлн руб. вместо двухсот с небольшим миллиардов согласно ППС. "Искажение данных" заставит обрезать финансирование обороны и науки, отказаться от восстановления систем жизнеобеспечения населения и отменить федеральные мандаты, не обеспеченные финансированием (законодательно закрепленные обязательства государства в социальной сфере).

Поскольку за два года перерасход на выплату долга составит почти 800 млрд руб., необходимо задаться вопросом: а не приснилось ли нам финансовое благополучие, и если не приснилось, то где деньги?

Начнем с экспортеров. Их валютная выручка после конвертации в рубли в 1999 г. вспухла почти в 5 раз по своей покупательной способности на отечественном рынке. Произошло это, во-первых, за счет уменьшения доли в затратах заработной платы, которая обесценилась по отношению к произведенному продукту в рублях по курсу в те же самые почти 5 раз. Во-вторых, за счет налогов, на уплату которых теперь тратится существенно меньшая часть валютной выручки (экспортные пошлины, устанавливаемые в иностранной валюте, в этой "игре" не участвуют). В-третьих, за счет относительно подешевевших товаров и услуг отечественных поставщиков. Это тот неправедный доход, который следует назвать курсовой рентой или оброком, собираемым экспортерами не на внешних рынках, а в карманах населения и отечественных смежников. Этот доход искусственного происхождения частично попал на внутренний рынок через заказы экспортеров. Но основная его часть либо законно лежит на счетах экспортеров и Центрального банка в зарубежных банках, либо пребывает в бегах.

Правительство и обслуживающие его экономисты утверждают, что "дешевый" рубль якобы повышает конкурентоспособность отечественных товаров и обеспечивает экономический рост, а экспортеры - основные благодетели государственной казны. В действительности все происходит с точностью до наоборот. Обрушение рубля после августа 1998 г. Минфином, Центральным банком и так называемыми системообразующими банками, поддержанное правительством С. Кириенко, привело к следующим результатам. Эффективность экспорта была искусственно повышена за счет перераспределения финансовых ресурсов от всех агентов внутреннего рынка, включая население и бюджетную систему, в пользу экспортного сектора. Внутренний рынок из-за этого сжался. Реальные денежные доходы населения - основного потребителя на внутреннем рынке - до сих пор ниже, чем в предкризисный период, примерно на четверть. Подконтрольная правительству доходная база региональных бюджетов сократилась, тогда как ее зависимость от непредсказуемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры резко увеличилась.

За подтверждениями сказанного обратимся к ситуации на внутреннем рынке. После кризиса 1998 г. было много шума вокруг того, что отечественные производители плохо используют шанс потеснить иностранные фирмы на отечественном рынке. А как они могли оправдать правительственные ожидания роста импортозамещения? Возьмем, например, легкую промышленность. Импортные хлопок и шерсть стали дороже в те же 5 раз за счет оброка, который уплачивают текстильщики экспортерам, покупая доллары на валютной бирже. "Выигрыш" же их заключался в подешевевших рабочей силе, амортизации и других отечественных ресурсах. Реализовать такой "выигрыш" невозможно: облегченные карманы потенциальных покупателей не могут компенсировать выросшие затраты на основные виды импортного сырья. Статистические данные свидетельствуют, что так и было.

А что будет, если валютный курс приблизится к ППС? Затраты на импортируемые хлопок и шерсть снизятся относительно зарплаты покупателей более чем в 5 раз. Подешевеют импортное оборудование и передовые технологии. Главное, они станут доступными для обрабатывающих отраслей промышленности с изношенными до предела фондами. У нефтяных и металлургических баронов выручка сожмется или, что одно и то же, затраты многократно вырастут. Так какие же отрасли в этих условиях будут конкурентоспособными, а у каких от нынешней эффективности останутся лишь воспоминания?

Недоуменные вопросы можно множить. Остановимся на предстоящем присоединении России к ВТО. Как, например, будет формироваться валютный курс, когда на российский рынок придут зарубежные финансовые организации? Г-н Медведков на переговорах об условиях вступления России в ВТО грудью защищает страну от требования вывести цены на энергоносители на уровень мировых. Не пора ли ему сменить позицию и потребовать, чтобы они у себя перешли на российские соотношения цен на энергоносители и, например, авиационные двигатели? Ведь по ППСовскому курсу даже внутренняя цена на вроде дешевый газ выше европейской, а уж про нефть и особенно уголь говорить нечего - нефть окажется выгоднее ввозить, чем экспортировать. В этом плане и г-ну Чубайсу стоит сменить пластинку - за энергию наш потребитель уже платит "мировые" тарифы, а за топливо и его перевозку энергетики платят дороже, чем их европейские коллеги.Машиностроителям отечественный металл обходится дороже, чем российский металл их зарубежным конкурентам...

Как разбирается М. Касьянов в этом сумасшедшем доме и почему требует от Центрального банка не допускать отставания изменения валютного курса от темпов внутренней инфляции - понять невозможно. Может быть, пора покончить с "искажением данных" и решать экономические проблемы в системе объективных стоимостных ориентиров?

Но чтобы добиться этого, правительству необходимо, в первую очередь, разобраться, что такое национальная валюта и значимость ее суверенитета и равноправия среди прочих валют на мировых рынках. Попробуем ему в этом помочь.

Сколько "весит" рубль?

Как правило, обменный валютный курс устанавливается близким к паритетам покупательной способности соответствующих валют. Такой объективный курс необходим для обеспечения эквивалентности международного товарообмена по стоимости. Для этого государства, проводящие экономическую и финансовую политику в национальных интересах, требуют оплачивать экспортируемую продукцию только в своей национальной валюте. Ведь тогда паритетные курсы обмена устанавливаются как бы автоматически по соотношениям стоимости содержимого соответствующих экспортных "корзин" в валютах торгующих друг с другом стран, а отношение курса обмена с долларом к соответствующему паритету покупательной способности валют оказывается меньше или близким к единице. В странах же Восточной Европы и СНГ, включая Россию, такие отношения в несколько раз больше, так как их экспортная продукция оплачивается долларами.

Если отношение курса какой-то валюты к доллару и их паритета покупательной способности оказывается меньше единицы, то это свидетельство дефицита этой валюты в США. Такое происходит, когда соответствующая страна продает за свою валюту американцам товаров больше, чем закупает у них. В США действительно наблюдается значительное отрицательное сальдо внешнеторгового и валютного - в евро - оборота. Экспорт стран ЕС в США превышает импорт примерно на 100 млрд долл. в год. Поэтому немудрено, что с устранением политических преград евро по праву занимает место лидера.

Оплата экспортной продукции валютой страны-экспортера объективно обусловлена необходимостью соблюдения функции национальных денег как меры стоимости национальной товарной массы и поддержания в стране баланса товарно-денежного обращения. Мы же требуем оплачивать свой экспорт долларами США, и это стало одним из значимых факторов подавления покупательной способности рубля, который сделали заложником фальшивого стандарта стоимости - доллара.

Анализ денежной политики, проводимой в стране, показывает, что власти уже давно пренебрегают истинным "весом" российского рубля и систематически фальсифицируют его. Дело в том, что российская мера стоимости, ее масштаб, а также денежная масса поставлены в зависимость не от стоимости отечественной товарной массы, как диктуют экономические законы, а от имеющейся в стране иностранной валюты и ее стоимости на внутренних биржах. Именно недопустимая в принципе привязка базарным образом рубля к доллару явилась одной из основных причин развала экономики нашей страны.

Если бы российские экспортеры требовали оплаты той же нефти рублями, ее и покупать стали бы по нашим внутренним ценам. Учитывая паритет покупательной способности по нефти, т.е. соотношение ее среднемировой и среднероссийской цены на начало 2002 г., обменный "нефтяной" курс не превысил бы 10 руб. за доллар, а паритет по газу - 2 руб. И так как из России вывозятся в основном нефть, газ и металлы, то средневзвешенный паритет покупательной способности по экспортной "корзине", вычисленный с учетом доли в ней каждого вида продукции, вряд ли превысил 10 руб. к доллару. По другой цене зарубежные импортеры просто не стали бы "покупать" рубли, чтобы расплатиться, к примеру, за газ. Нынешний же спекулятивный курс втрое больше, что и провоцирует экспортеров высоколиквидной продукции на дальнейшее разрушение внутреннего рынка, вместо увеличения добычи той же нефти, и вывоз капитала из страны.

Так, в начале 2002 г. российские нефтяные компании продавали нефть за рубежом в среднем по 134 долл., или по 4150 руб. (по курсу), за тонну, а внутри страны - по 1455 руб. Таким образом, разница составляла почти 2700 руб., или 87 долл. Если нефть продает сама компания, то за рубежом можно оставлять с каждой проданной тонны половину выручки в валюте (другую половину требуется продать внутри страны). А в том случае, когда нефть в России приобретает подставная офшорная фирмочка, то почти 2/3 выручки с частью невыплаченных налогов в Россию уже не возвращаются. Таким образом, устанавливаемый базарным путем курс обмена рубля служит "крышей" для масштабной легальной контрабанды капитала. И одна из причин его вывоза - развал нашего внутреннего рынка.

Финансовый стриптиз

Следует заметить, что развал нашего внутреннего рынка вызван низким платежеспособным спросом на все и вся. Такой спрос порожден несколькими причинами. Первая - средняя цена труда в стране примерно в 3 раза меньше действительного прожиточного минимума, который, по оценкам, составляет свыше 5000 руб., а не 1804 руб., "установленного" в августе 2002 г. правительством. Ведь если вдуматься, то вся продукция в стране производится и покупается на деньги населения. Так, в том же батоне хлеба сидят все затраты, налоги и прибыль по всей цепочке ее производства - от руды и сельхозтехники, удобрений и топлива для тракторов и комбайнов до муки и транспортировки готовой выпечки в магазины.

Иначе говоря, промышленная продукция сама по себе никому не нужна. Она требуется для производства потребительских товаров и услуг, которые может оплатить население. Покупая тот же хлеб, люди оплачивают и добычу руды для производства металла для сельхозтехники со всеми налогами и т. д. Поэтому население страны платит в казну со своих доходов не 13% "самого низкого налога в мире", а гораздо больше. Кроме того, оно платит еще налог товаропроизводителям и спекулянтам в виде получаемой теми прибыли. Причем доля налогов в доходах малообеспеченных людей гораздо больше, чем у богатых.

Вторая причина низкого платежеспособного спроса - развал денежного обращения из-за привязки рублевой массы к валютным резервам в стране и созданного тем самым дефицита денежной массы, которая не превышает 14-15% ВВП. И это в то время, как в нормальных странах данное соотношение составляет от 50 до 90%. Правда, в США оно превысило 130%. Но немалая часть американских долларов находится за пределами Соединенных Штатов, в том числе в России в качестве фальшивой меры стоимости, к которой российская денежная масса привязана фальсифицированным курсом.

Получается парадоксальная картина. Экспортеры, продав за безналичные доллары ту же нефть, не могут привезти эти виртуальные деньги в Россию. Этот фантом, которым оплачена реальная продукция, остается на корреспондентских счетах российских банков в банках США. Таковы правила. А под часть этого фантома, продаваемого внутри России, Центробанк выпускает по валютному курсу рубли.

Спрашивается, почему их не напечатать сразу и сколько нужно? Хотя бы 50% от ВВП. Ведь вместо того, чтобы самим напечатать денег столько, сколько требуется для баланса (в обороте) с отечественной товарной массой, наши правители набрали в долг с процентами чужие фантомные доллары, под них по фальсифицированному курсу выпускали рубли, которые тратились на финансовые спекуляции. А расплачиваться приходится за счет налогов, в том числе получаемых от экспорта сырья, которых существенно не хватает, чтобы возвратить долги и жить по-человечески. Так и продолжается: нам - денежный фантом, мы в обмен - товары живьем при разваливающемся внутреннем рынке.

К тому же значительная часть и без того недостаточной для экономики денежной массы замораживается правительством в казначействе как "дополнительные" доходы и Центробанком - в виде резервных отчислений. В результате в промышленности оборотные активы не превышают половины объема производимой продукции, в сельском хозяйстве - трети... Поэтому и налогов собирают как минимум вдвое меньше, и неплатежи растут, и бартер все еще в обиходе. Зато девальвация рубля и ценовая инфляция весьма выгодны правительству, так как позволяют получать "дополнительные" доходы, замораживаемые в казначейском "чулке". Поэтому и ратуют в правительстве за искусственную синхронизацию этих процессов.

Девальвация рубля со значительным отрывом от его паритета с долларом вынуждает импортеров взвинчивать цены (в рублях) на ввозимую в Россию продукцию. Подорожание же импорта, в свою очередь, ведет к дальнейшему увеличению затрат при производстве отечественной продукции с импортными компонентами. Таким образом, несоблюдение эквивалентности международного товарообмена по стоимости порождает и усиливает ценовую инфляцию. А догоняемые несуществующие "мировые" цены, так как нет мировых денег, оказываются при этом чем-то вроде линии горизонта. Попытки российского правительства увеличить экспортную пошлину на ту же нефть есть не что иное, как некоторое снижение для ее экспортеров валютного курса доллара. Но такая мера только подталкивает внутренние цены к дальнейшему росту.

Все эти процессы усугубляются проеданием основных производственных фондов. Зачем вкладывать деньги в их обновление, если все делается для разрушения внутреннего рынка? Поэтому и капиталы - десятки миллиардов долларов ежегодно - не возвращаются в страну и не работают даже на простое воспроизводство отечественной экономики.

Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо, в первую очередь, избавиться от наркотической долларовой зависимости и восстановить сбалансированное с товарным рублевое денежное обращение. Но прежде чем эвакуировать валютного "гостя", чувствующего себя у нас хозяином, на его историческую родину, потребуется решить много проблем. Но это - предмет отдельного разговора.

И наконец, еще раз о вступлении России в ВТО. Ратующие за немедленную интеграцию с этой организацией не задумываются об отсутствии у рубля статуса свободно конвертируемой валюты. Иначе говоря, у нас нет пока своих денег для международного эквивалентного по стоимости товарообмена. Поэтому в условиях полной свободы ввоза и вывоза товаров и отмены обязательной продажи части валютной выручки от экспорта спекулятивный курс рубля поспособствует, с одной стороны, еще большему оттоку капитала за рубеж, а с другой - окончательному развалу нашего внутреннего рынка.И для такого развала существует несколько взаимосвязанных причин. Как отмечалось выше, исходная причина - дефицит денежного обращения из-за привязки рублевой денежной массы к валютным резервам. Вызванный этим громадный дефицит оборотных средств не позволяет большинству российских предприятий выпускать конкурентоспособную продукцию. Поэтому после снятия таможенных барьеров в страну вновь хлынет поток относительно дешевого импорта и отечественное производство свернется еще больше, что приведет одновременно к еще большему сокращению налогооблагаемой базы и платежеспособного спроса населения, а также росту безработицы. Такое мы уже видели в начале 90-х, и тогда были разрушены высокотехнологичные отрасли.

Но дешевизна продлится недолго. Завладев быстро и окончательно нашим рынком, зарубежные поставщики взвинтят цены по валютному курсу на импортируемое оборудование и ресурсы, необходимые для сырьевых отраслей, работающих на экспорт. Что касается создания в России собственных предприятий, то иностранные инвесторы будут опасаться криминогенной обстановки.

Одна из принципиальных причин невозможности сегодня достичь экономической равноправной глобализации, формой которой является, в частности, и ВТО, - нерешенность проблемы эквивалентности международного товарообмена по стоимости. К примеру, в Европе литр бензина стоит около 1 долл., а у нас 9-10 руб. Иностранный турист, приехав на автомобиле в Россию и поменяв по курсу доллар на 31 руб., сможет купить на эти деньги 3 л бензина, а российский водитель в странах ЕС приобретет на доллар, получив его за 31 руб., лишь 1 л. Налицо явная дискриминация в товарообмене.

Чтобы ее устранить, мировое сообщество должно договориться о проведении международной политики единства измерения стоимости - назовем ее политикой валютной глобализации - подобно тому, как в XIX в. страны договорились о международном единстве измерения физических величин. Основой валютной глобализации явится установление валютных курсов равными паритетам покупательной способности соответствующих валют. Причем дифференцированно для групп товаров - для большей достоверности - и с их корректировкой согласно инфляции. Тогда исчезнут "слабые" и "сильные" валюты, как не существует "сильного" килограмма или "слабого" фунта, и мир во многом перестанет зависеть от финансовых спекулянтов, наживающихся на недостоверных валютных курсах.


С.М. УЛАНОВ, М.М. ГЕЛЬМАН, 2, стр. 2-5, Банковское дело
18/02/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Соколин В.Л.
Госкомстат России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Госкомстат России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации