ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСКОМСТАТА РОССИИ В.Л. СОКОЛИНА НА 5-Й АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
В последнее десятилетие (с 1992 г.) главным определяющим фактором демографического развития России является депопуляция, которая приняла устойчивый и долговременный характер. В этих условиях Федеральные органы исполнительной власти страны предпринимают усилия, направленные на изменение сложившихся негативных тенденций.
В 2001 г. Правительством Российской Федерации одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации до 2015 г. Ее реализация предполагает устойчивое социально-экономическое развитие страны. Основными приоритетами этой политики являются:
- здоровье населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни;
- семья как форма наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее адекватной социализации;
- использование потенциала внешней миграции в интересах экономического и демографического развития страны.
В самой ближайшей перспективе начнется разработка национальной программы в области народонаселения, ориентированной на достижение стабилизации численности населения и создание предпосылок ее последующего роста.
В условиях очень низкой рождаемости проблема сохранения и охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав россиян вышла за пределы только системы здравоохранения, имеет особую социальную значимость и приобрела характер первостепенной национальной политики.
Права человека в репродуктивной области охраняются Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Семейным кодексом.
С начала 90-х годов в Российской Федерации формируется и реализуется новая государственная семейная политика, адекватная меняющимся социально-экономическим условиям и эволюционным процессам, касающимся института семьи. Указом Президента Российской Федерации утверждены "Основные направления семейной политики". Правительством Российской Федерации разработаны и реализуются "Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации", "Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы", "План действий ни улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы".
Целенаправленные мероприятия в части приоритетного развития службы охраны здоровья матери и ребенка отражены в 10 Федеральных целевых программах, входящих в единую президентскую программу "Дети России", реализуемую в России с 1993 г.
Важным импульсом в формировании общей политики государства в репродуктивной сфере стали итоги Международных конференций по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.) и по положению женщин (Пекин, 1995 г.).
В Российской Федерации приняты Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 гг. и Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на период до 2005 г. На их основе реализуется целый комплекс Федеральных целевых программ по снижению заболеваемости, инвалидизации и преждевременной смертности населения.
Благодаря последовательным мерам, в последние годы в России удалось добиться положительной динамики ряда интегрирующих показателей, характеризующих состояние здоровья и качество оказания медицинской помощи. Так. за семь лет (1995-2001) на треть сократился уровень материнской смертности (с 53 в 1994 г. до 36 в 2001 г. на 100000 родившихся живыми).
Постоянную тенденцию к снижению имеет и младенческая смертность, показатель которой в 2001 г. составил 14,6 на i 000 родившихся живыми против 19,9 в 1993 г.
В результате целенаправленной работы более чем вдвое удалось снизить уровень абортов в стране (со 114 на 1000 женщин детородного возраста в 1990 г. до 48 в 2001 г.).
В прошедшем 2002 г. стала очевидной тенденция к повышению ежегодных чисел родившихся в России, которая наметилась с 2000 г. По предварительной оценке, общий показатель рождаемости в целом за 2002 г. составит 9,8 на 1000 населения (в 1999 г. - 8.3).
Одним из последствий многолетнего снижения уровня воспроизводства является процесс демографического старения населения России.
Из целого комплекса проблем, связанных с постарением населения, одной из самых злободневных является проблема малообеспеченности пожилых людей, которые, наряду с временно неработающими детьми и молодежью в возрасте от 16 до 24 лет, безработными от 25 до 45 лет, сельскими жителями, семьями с несовершеннолетними детьми, входят в число наиболее бедных социальных категорий населения современной России. Бедными в нашей стране признаются лица, у которых среднедушевой денежный доход ниже прожиточного минимума. Такой подход закреплен Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Бедное население России в 2001 г. составило 40 млн. человек, или 28% от общей численности населения страны.
Сложившаяся в стране модель бедности является прежде всего результатом невысокого уровня доходов от занятости. В этой связи российскую бедность можно определить в терминах "экономической", или "рыночной", бедности - бедности, связанной с местом и значением определенных категорий экономически активного населения на рынке труда. Положение усугубляется в связи с высокой преждевременной смертностью населения рабочего возраста.
Для улучшения положения малообеспеченных слоев населения разработаны и осуществляются целый ряд законодательных нормативных актов. Среди них Федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста", "Закон о ветеранах труда". Выполняется Федеральная программа "Старшее поколение". В настоящее время готовится Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 г., которая базируется на универсальных гуманитарных нормах.
Особая роль в стабилизации численности населения России и ее трудового потенциала будет принадлежать внешней миграции.
В настоящее время ведется разработка Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, удовлетворение растущих потребностей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.
Прошедшая в России в октябре 2002 г. Всероссийская перепись населения позволит уточнить параметры как мероприятий, связанных с реализацией Концепции демографического развития, так и параметры разрабатываемых или уже осуществляемых Федеральных программ социального развития.
2, стр. 72, Вопросы статистики
27/02/2003
|