Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Соколин Владимир Леонидович

Интернет-конференция
председателя Государственного комитета Российской Федерации по статистике
Соколина Владимира Леонидовича

 

Обзор публикаций СМИ


СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА (ОПЫТ СТРАН СНГ)

Решение задачи приближения к устойчивому типу развития предполагает опережающий характер социально-экономической политики с учетом экологического фактора. Для этого общество должно знать, на какой объем и структуру развития оно имеет право, чтобы, как минимум, не усугублять нарушение экосистем, исходя из реального технологического уровня. Растущее внимание к экологическим проблемам породило спрос на статистические данные, характеризующие состояние окружающей природной среды и воздействие на нее человеческого общества. Статистика, являющаяся основой научного познания и практической деятельности, призвана сыграть важную роль в осознании обществом серьезности экологических проблем, необходимости учета их в экономическом прогнозировании и развитии.

Глобальный характер вопроса устойчивого развития в геополитическом и проблемном разрезах обусловил потребность в глобальной статистике по поводу устойчивого развития. Естественно, что в масштабах мирового сообщества эту работу координирует Статистический отдел Секретариата ООН. В рамках ООН создана Межправительственная рабочая группа по совершенствованию статистики окружающей среды, Международная служба данных по окружающей среде (ОС). Вопросами организации международной статистики ОС занимается также Конференция европейских статистиков (КЕС). Организован Статистический институт Азии и Тихоокеанского региона для мониторинга и исследований ОС. ЮНЕП координирует деятельность различных учреждений по глобальному мониторингу состояния ОС. Лондонская группа специалистов работает над системой интегрированного экологического учета (СЭЭУ). Начиная с 70-х годов, под эгидой ООН ведутся исследования, направленные на разработку статистических документов по поводу устойчивого развития. Эта работа ведется по двум тесно взаимосвязанным направлениям: по статистике состояния окружающей природной среды и социально-экономической статистике с учетом экологического фактора.

Ощутив на себе негативное воздействие деградирующей окружающей природной среды, человечество прилагает усилия к реальной оценке состояния ОС. Сейчас знания, данные об ОС еще крайне слабо используются в концептуальной экономической политике, чаще превалируют интересы сиюминутной выгоды. Тем не менее в дальнейшем тенденция возрастания учета экологического фактора в принятии экономических решений будет возрастать. Это обусловит дальнейший рост спроса на статистические показатели по ОС.

Вопросами оценки экологического состояния ОС занимаются ученые, специалисты самых разных направлений науки. Экологические службы контролируют состояние ОС (мониторинг), информируют общество о происходящих процессах в этой области. Однако реальная переориентация на путь устойчивого развития может произойти лишь тогда, когда на всех уровнях деятельность будет ориентирована не просто на достижение роста и экономической эффективности, но в первую очередь на экологическую безопасность. Экологическая безопасность должна быть одним из главных факторов, поскольку ОС уже нанесен большой ущерб и важно не усугублять нарушение экологических структур. Ученые пришли к выводу, что необходимо признать экологию как фактор, противостоящий бесконтрольному экономическому росту. Развитые страны уже сейчас значительную часть полученных дивидендов от наращивания производств вкладывают в восстановление нарушенной этим производством ОС. Важно, чтобы в обществе происходил встречный процесс: экологи информируют об экологической ситуации, а все структуры используют эту информацию в своей работе, исходя из принципа презумпции экологической опасности. Переход к устойчивому типу развития требует тесного взаимодействия государственных деятелей, экономистов, предпринимателей с учеными, владеющими знаниями об экологической ситуации на Земле. Высокие показатели темпов и объемов производства не могут быть престижными для страны, если они достигнуты при ухудшении экологической ситуации. Любой вид экономической деятельности должен осуществляться с ясным представлением и учетом его влияния на ОС.

Важно отладить механизм взаимодействия научно-исследовательских структур с управленческими, производственными структурами с целью усиления учета экологического фактора. Естественно, что в ряде случаев производственный сектор может не знать о всех нюансах своего воздействия на ОС. Очевидно, целесообразно создать там экологические службы, поддерживающие тесное взаимодействие с соответствующими научно-исследовательскими подразделениями. В свою очередь НИИ должны информировать экономический сектор о своих новых знаниях в области экологии. Так, например, соответствующие институты РАН (Институт физики Земли и другие) должны информировать экономический сектор о влиянии добывающих производств на физику Земли, экологию земного покрова, ее флору и фауну. Имеется в виду не только учет экологического фактора в рамках отдельного региона, но и в глобальном масштабе. Страны все в большей степени будут учитывать глобальные процессы экологического характера в своей экономической практике. Это уже происходит. Так, автомобилестроение развивается в мире с учетом международных конвенций о состоянии ОС и международных стандартов допустимых выбросов вредных веществ и т. д. Уже осуществляется глобальный учет глобальных экологических факторов в мировом экономическом развитии отдельных производств, и эта тенденция будет нарастать, охватывая все более широкий сектор человеческой деятельности.

Проведена большая работа по разработке статистики ОС, а углубление экологических знаний составляет базу для ее непрерывного совершенствования. В 1971 г на Конференции европейских статистиков рассматривались направления развития статистики ОС. На совещании по статистике ОС в 1978 г. (г. Женева) была предложена рабочая программа по трем главным направлениям: разработка рамок статистики ОС; определение статистики ОС в конкретных областях; дискуссии по методологическим вопросам. Были приложены большие усилия к выработке системного подхода в разработке статистики ОС. Однако недостаточная проработка ряда теоретических вопросов, разная степень развития производственной базы для мониторинга ОС, неоднородность экологических проблем в странах не позволяют рекомендовать единую систему данных по ОС для всех регионов. Поэтому Статистическое бюро Секретариата ООН остановилось на рамочном методе в разработке статистики ОС (Бартелмус. 1987 г.), поэтапном, постепенном отборе соответствующих показателей по регионам с целью получения в конечном итоге данных по ОС на уровне Планеты (метод от частного к общему). Проекты для развивающихся стран осуществляются при техническом, кадровом, финансовом содействии ООН. Первый проект международных рамок по определению состояния ОС подготовлен в 1981 г. Были составлены программы для ряда развивающихся стран с целью выявления первоочередных потребностей в данных. Результатом одной из них стал выпуск сборника "Статистика ОС в Африке". Европейская экономическая комиссия опубликовала экспериментальный сборник "Статистика ОС в Европе и Северной Америке". Центр глобальной системы мониторинга ОС (ГСМОС) в сотрудничестве с Всемирным Институтом ресурсов (ВИР) и Департаментом ОС Соединенного Королевства подготовил Доклад о данных по ОС для ЮНЕП (информация об ОС и ресурсах). Координационная деятельность ООН в области разработки статистики ОС призвана обеспечить сопоставимость данных об ОС по регионам, создание общей базы данных для статистики ОС в мире.

В процессе обработки статистики ОС отслеживаются связи между экологическими показателями и существующей системой социально-экономической статистики. Составлены кадастры основных факторов, представляющих общую опасность для экологии составляющих ОС (воздуха, почвы, водных ресурсов, флоры, фауны). В кадастрах перечислены вещества и источники, вызывающие наиболее опасное загрязнение ОС.

Юридической основой для развития международной статистики по ОС является "Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды", принцип 1 Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды; принцип 10 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию и ряд других международных законодательных актов. В документах подчеркивается, что свободный доступ к информации, касающейся ОС, необходим для повышения качества принимаемых решений и процесса их осуществления, экологического просвещения и углубления понимания процессов, связанных с ОС и устойчивым развитием; расширения участия общественности в процессах, содействующих переходу к устойчивому развитию; обеспечения государственных органов точной, всеобъемлющей и новейшей информацией.

Устойчивое развитие - это качественная характеристика развития общества. В идеале свидетельством устойчивого развития может быть относительное постоянство характеристик равновесия всех составляющих ОС. Можно говорить лишь об относительном постоянстве характеристик ОС, так как на нее влияет не только любая деятельность человека, но и естественные процессы во Вселенной. Человечество так далеко зашло в своем развитии на основе модели потребления, нанеся огромный ущерб ОС, что можно говорить лишь о постепенной переориентации в направлении устойчивого развития при усилении учета экологического фактора во всех сферах жизнедеятельности.

Улучшение состояния ОС - это обобщающая характеристика усилий к переориентации на устойчивое развитие. Поэтому статистику экологического состояния ОС целесообразно включить в действующую систему показателей социально-экономического развития. В этом реализуется один из общепринятых принципов устойчивого развития, который гласит, что "для достижения устойчивого развития защита ОС должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него". Состояние ОС характеризуется уже выработанной и постоянно совершенствующейся системой показателей для каждой из ее составляющих. Реальные показатели состояния ОС, получаемые с помощью мониторинга, их сопоставление с разработанными учеными нормами качества ОС могут составить статистическую базу для региональных и отраслевых программ, ориентированных на устойчивое развитие.

Поскольку устойчивое развитие предполагает учет экологического фактора буквально во всех сферах человеческой деятельности, новую идеологию проживания на Земле, вряд ли можно на современном этапе создать всеохватывающую систему показателей перехода к устойчивому типу развития. Нельзя объять необъятное. Кроме того, идет отработка макропоказателей социально-экономического устойчивого развития, еще не выяснен целый ряд вопросов устойчивого развития на отраслевом уровне. Система показателей устойчивого развития будет складываться постепенно, в результате тесного взаимодействия науки и практики в процессе усиления учета экологического фактора. На начальном этапе, когда общество только приступает к решению вопроса об ориентации на устойчивое развитие, важно сосредоточить внимание на экологическом аспекте всех видов деятельности, производств, отраслей; добиться реальной приоритетности экологического фактора в оценках развития и, по мере возможности, на практике.

Очевидно, постепенная переориентация на экологически относительно безопасную модель развития выразится в области статистики в:

- тесном переплетении социально-экономических и экологических показателей, как результат усиления внимания к экологическому фактору и повышения контроля над экологичностью развития;

- введении новых показателей, связанных с пониманием сущности устойчивого развития, регулированием образа жизни человека на Земле (идеология проживания: войны и производство вооружений, народонаселение, антропогенная нагрузка на ОС);

- введении новых показателей, характеризующих конкретные направления усилий к обеспечению повышения экологичности всех видов деятельности;

- расширении использования ранее применяемых показателей эффективности, отвечающих принципам экологизации;

- введении новых показателей, характеризующих затраты на охрану ОС (прямые и косвенные);

- введении показателей, связанных с обеспечением кадрового потенциала, соответствующего задачам осуществления перехода к экологически безопасной модели развития, и просвещением в этой области и т. д.

В итоге все показатели социально-экономического развития должны быть сориентированы на обеспечение экологического равновесия.

В прошедшем десятилетии в странах СНГ проделана большая работа в области совершенствования государственных статистических систем. В 1992 г. страны подписали Соглашение и учредили Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (Статкомитет СНГ). Активное международное сотрудничество помогло странам в реформировании государственной статистики с учетом международных стандартов. Была создана единая методологическая база статистики стран Содружества, что позволило реализовать сопоставимость данных и организовать систематический объем информации (в том числе и через Интернет). Одним из важных направлений развития государственной статистики стала разработка специальных статистических сборников по охране окружающей среды в целом в СНГ, и отдельно по странам; дополнение действующих статистических систем информацией экологического характера.

Процесс перехода на путь устойчивого развития находится в начальной стадии, и страны включаются в него с разной степенью интенсивности в зависимости от научно-технического развития, степени осознания важности экологических проблем. Это отражается и на состоянии государственных статистических систем. Однако как показывает практика, при должном понимании важности учета экологического фактора отставание в техническом плане, сказывающееся на возможностях проведения экологического мониторинга, отсутствие соответствующих методологических разработок в условиях СНГ сглаживаются за счет использования потенциала более развитых стран, прежде всего России, на основе научно-технического сотрудничества.

Несмотря на значительную специфику экологических проблем в странах СНГ, определяющуюся особенностями природных условий, структурой и уровнем производственного потенциала, опытом природоохранной деятельности, действующими законодательными нормами, эффективностью экологического контроля и т. д., на начальном этапе важно было решить ряд общих проблем для всех стран СНГ. Создание Статкомитета СНГ этому способствовало. В результате страны располагают статистической системой показателей, характеризующей состояние ОС и деятельность по охране ОС. В 1996 г. под эгидой Статкомитета СНГ издан статистический справочник "Окружающая среда в Содружестве Независимых Государств". В 2000 г. вышел статистический ежегодник южнокавказских стран (Армения, Азербайджан. Грузия) "Природные ресурсы и окружающая среда". В статистических изданиях представлена информация, характеризующая состояние окружающей среды, динамику антропогенного воздействия на нее, экологичность использования природных ресурсов, а также проводимые мероприятия по охране ОС и рационализации природопользования.

В России и Белоруссии изданы более подробные страновые статистические сборники: "Охрана окружающей среды в России" (Госкомстат России. М., 1998,2001); "Окружающая среда и природные ресурсы Республики Беларусь" (Минск, 2000). Положительным моментом белорусской работы является стремление сопоставить экономический рост с экологическим фоном: рост ВВП и динамика загрязнения ОС, как косвенное доказательство того, что реальный экономический рост гораздо меньше, поскольку значительная часть ВВП идет на компенсацию отрицательных последствий экологического загрязнения.

Экологическая статистика стала составной частью действующих статистических систем в странах СНГ. В статистические ежегодники включены разделы о состоянии ОС и воздействии на нее хозяйственной деятельности, природоохранных мероприятий. Эти разделы составлены по одной методике, но отличаются диапазоном представленной информации. В статистические ежегодники о социально-экономическом развитии России, Республики Беларусь, Молдовы и Украины (1), за небольшим исключением, включается примерно одинаковый набор показателей, характеризующих состояние, использование составляющих окружающей природной среды, природных ресурсов; влияние хозяйственной деятельности на ОС; природоохранные мероприятия; затраты на природоохранную деятельность и ввод в действие очистных сооружений. В российской и украинской статистике часть из этих данных представлена и в региональном разрезе. В России в 2000 г. вышел статистический справочник "Промышленность России", в котором также дается специальный раздел (12) о воздействии производств на ОС в отраслевом и региональном разрезах: образование токсичных отходов; использование и обезвреживание токсичных отходов; выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ; отраслевая структура сбросов загрязненных сточных вод; текущие затраты на охрану природы: среднегодовая стоимость основных производственных фондов по охране ОС и т. д. Представленная в данном сборнике подробная экологическая информация по промышленному производству составляет серьезную научную базу для исследования проблем устойчивого развития в России и других странах СНГ (2).

В Закавказском регионе наиболее подробная экологическая статистика ведется в Республике Армения. Экологические показатели в статистическом ежегоднике Армении (3) сосредоточены в разделе "Природные ресурсы и окружающая среда". В соответствии с общей методологией представлены показатели воздействия хозяйственной деятельности на ОС: забор воды, сброс загрязненных сточных вод, выбросы вредных веществ в атмосферу. Особый акцент сделан на статистические данные по поводу экологических проблем лесного хозяйства. Слабой стороной этого издания является отсутствие данных о затратах на охрану ОС, хотя такая статистика в республике ведется (4). В азербайджанском ежегоднике "Statistical Jar-book of Azerbaidjan" экологическая статистика представлена в разделе "Охрана окружающей среды", включая данные о капиталовложениях на природоохранную деятельность. К сожалению, есть сложности в последние годы с ознакомлением с грузинской статистикой.

Среди азиатских стран СНГ наиболее разработанной экологической статистикой располагает Республика Казахстан. Работа над Статистическим ежегодником Казахстана (5) профинансирована Программой TACIS Европейского Союза, предоставившей гранд. Подробная экологическая информация представлена в ежегоднике в разделах "Окружающая среда" (II) и "Природные ресурсы" (12) в соответствии с методологией, используемой европейскими странами СНГ. В статистических ежегодниках Таджикистана (6) дается экологическая информация относительно выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников и их улавливания. Статистическими данными последних лет Туркмении и Узбекистана в области экологии Статкомитет СНГ не располагает.

Таким образом, в настоящее время страны СНГ в основном располагают статистическими данными об экологическом состоянии составляющих ОС, экологичности использования природных ресурсов (их восстанавливаемость), уровнях загрязнения ОС наиболее опасными веществами в процессе хозяйственной деятельности в отраслевом и территориальном разрезах. Такая статистическая база составляет научную основу для учета экологического фактора в социально-экономической политике, для государственной ориентации общества на путь устойчивого развития. Выполнена огромная работа, обеспечивающая возможность обоснования ряда постановочных вопросов перехода на путь к устойчивому развитию на макроуровне. Статистика фактических уровней загрязнения ОС в отраслевом разрезе, на уровне производств при разработанной системе допустимых уровней загрязнения на определенный период служит ориентиром для повышения экологичности развития на микроуровне. Предстоит решить ряд сложных задач, касающихся разработки общих статистических показателей устойчивости социально-экономического развития, разработки систем формирования затрат на охрану окружающей среды, определения рационального соотношения в использовании натуральных и стоимостных показателей при оценке устойчивости развития, усиления внимания к экологическому фактору во всех разделах ныне используемой статистической системы показателей социально-экономического развития.

Поскольку устойчивое развитие - это социально-экономическое и экологическое измерение, то важно, чтобы в общепринятых показателях развития учитывалось влияние экологического фактора, то есть чтобы они были экологически скорректированными. Уровни общих показателей развития, не учитывающие воздействие социально-экономической деятельности на ОС, дают завышенную оценку экономического состояния и динамики развития, В настоящее время еще нет окончательных методологических разработок по исчислению влияния экологического фактора на общие показатели развития, но чисто логический анализ структуры общих показателей с учетом экологического фактора такую зависимость выявляет.

Так, национальное богатство страны, определяемое как совокупность экономических активов, уменьшенная на стоимость ее финансовых обязательств, не отражает в сложившейся экологической ситуации реальный уровень этого показателя. Оценка динамики нефинансовых экономических активов, таких, как земля, недра, биологические и водные ресурсы, без учета экологического фактора в условиях растущей деградации ОС недостаточна. Сегодня эти ресурсы другого, худшего качества, часть из них не может быть экономически использована. Фиксированный объем финансовых активов национального богатства в действительности только частично может быть использован на цели дальнейшего экономического роста, в то время как значительная доля его пойдет на устранение отрицательных экологических последствий в ходе экономического развития. Согласно методике Госкомстата России, человеческий потенциал не включается в показатель "национальное богатство". Среди статистиков на этот счет нет единого мнения. По нашему мнению, человеческий фактор является основной составляющей национального богатства, качеством которой (здоровье, культура, образованность, доля высококвалифицированных специалистов) определяется способ использования всех остальных составляющих национального богатства. К сожалению, с человеческим потенциалом происходят весьма удручающие процессы. Эта составляющая в ряде стран не только количественно убывает, но и деградирует по своим качественным характеристикам, так как человеческий организм больше всего страдает от ухудшения экологической обстановки.

Уровень ВВП, не учитывающий воздействие социально-экономической деятельности на ОС, также дает завышенную оценку экономического развития. Разрабатывается методология исчисления экологически скорректированного ВВП. Предполагается получить его на основе учета издержек потребления природного капитала. Естественно, невозможно учесть влияние абсолютно всех факторов экологического характера на уровень и динамику общих агрегированных показателей социально-экономического развития, тем не менее чрезвычайно важно учитывать те из них, которые поддаются исчислению. В дальнейшем целесообразно давать показатели национального богатства и ВВП. исчисленные с учетом и без учета влияния экологического фактора. Их сравнение выявит остроту проблемы устойчивого развития.

Общие показатели развития складываются под влиянием динамики и качественных характеристик всех секторов социально-экономического комплекса. Устойчивость развития определяется степенью учета экологического фактора во всех отраслях, производствах, севере образования и т. д. Если идеология устойчивого развития идет сверху вниз, то практическая его реализация разворачивается снизу вверх, постепенно охватывая все сферы и ступени социально-экономического комплекса. Этот процесс находит отражение в экологизации статистики развития отраслей. Однако важно, чтобы статистическая система не только учитывала происходящие в этом плане изменения, но и способствовала сосредоточению усилий всех структур на решении проблем устойчивого развития. Это может быть достигнуто методологически верной, соответствующей целям устойчивого развития, системы показателей развития отраслей.

Переход к рыночной экономике потребовал реформирования государственной статистики в странах СНГ. Была взята на вооружение новая статистическая методология и международные стандарты. Усиление внимания к стоимостным показателям оправдано развитием рыночных отношений. Однако необходимо иметь в виду, что в ряде случаев сущность экономических явлений раскрывается с помощью натуральных показателей. Так, использование стоимостных показателей недостаточно для анализа взаимосвязей между окружающей средой и экономикой, ее отраслями. Более того, в ряде случаев полный анализ взаимосвязей между окружающей средой и экономикой возможен лишь на основе использования статистических данных в физическом выражении. Это касается, в частности, анализа потока материальных ресурсов, поступающих из природной среды в экономику, их преобразования в процессе производства и потока материальных отходов, вновь поступающих в природную среду; показателей качества составляющих ОС; показателей энерго-и материалоемкости производств, как важных факторов снижения техногенной нагрузки на ОС, и т. д. Для анализа устойчивости развития необходима статистическая система с научно обоснованным сочетанием показателей в натуральном и стоимостном выражении.

Устойчивость развития страны зависит от учета экологического фактора во всех секторах жизнедеятельности общества. Поэтому необходима отработка системы учета экологического фактора по всем разделам используемой системы показателей развития.

В Российской Федерации, других странах СНГ основные экологические проблемы связаны с функционированием промышленного производства и потреблением его продукции в экономике. Обратимся к вопросам учета экологического фактора в статистике этой отрасли.

В статистических изданиях "Промышленность России 2000" и "Охрана окружающей среды в России" (1998, 2001 гг.) содержится довольно полная информация о таких экологических аспектах, связанных с развитием промышленности, как образование токсичных отходов производства по отраслям промышленности; использование и обезвреживание токсичных отходов; выбросы загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников в отраслевом разрезе; отраслевая структура сбросов загрязненных сточных вод на промышленных предприятиях; текущие затраты на охрану ОС по отраслям промышленности; основные фонды по охране ОС по отраслям промышленности. Это подробная информация о влиянии промышленного производства на ОС. Но это не периодические издания. В статистическом ежегоднике РФ в разделе "Промышленность" таких данных нет. Экологический фактор должен учитываться во всех разделах статистической системы социально-экономического развития и, как следствие этого, - во всех разделах основного статистического издания о социально-экономическом развитии страны.

Очевидно, назрела настоятельная необходимость принятия закона о статистике в Российской Федерации, предусматривающего все эти новые тенденции в современном социально-экономическом развитии, включая и установку на устойчивое развитие, обозначенную в документе "О концепции перехода РФ к устойчивому развитию" и законе "Об охране окружающей среды".

В соответствии с законом "Об охране окружающей среды" в Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимого воздействия на ОС (ст. 22):

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду и т. д.

Эти нормативы устанавливаются с учетом природных особенностей территории и акватории, они могут меняться и поэтому должны присутствовать в статистическом ежегоднике как отправная база для оценки степени допустимости реального воздействия производства на ОС. Важно, чтобы эти показатели, отчасти новые, были взяты на вооружение в научных исследованиях и практической деятельности, поскольку экологичность условий производства товара становится одним из основных требований запуска товаров на рынок.

Особый блок показателей касается факторов, способствующих повышению экологичности производств. Эти показатели подразделяются на две группы:

1-я группа - новые технологии и материалы, обеспечивающие снижение выбросов вредных веществ, токсичных отходов;

- новые технологии, обеспечивающие снижение энерго- и материалоемкости производств, следовательно, снижение антропогенной нагрузки на ОС.

2-я группа - использование улавливающих очистных сооружений на заключительной стадии производства, обеспечивающих уменьшение загрязнения ОС.

При важности всех этих факторов приоритетными являются факторы первой группы, предотвращающие загрязнение ОС.

В соответствии с вышеуказанной классификацией показателей и факторов, характеризующих повышение экологичности производств, определяются затраты на эти цели. Показатели затрат на очистные сооружения (2-я группа) могут быть легко определены. Более сложно определить косвенные затраты на охрану ОС. связанные с 1-й группой факторов. В документе "Методологические подходы к формированию затрат на охрану окружающей среды в странах СНГ" выработаны общие принципы определения затрат на охрану ОС в странах СНГ, определены приоритеты во внедрении методологии и направлениях дальнейшего развития работ в этой области.

Важнейшим показателем ориентации производств на устойчивое развитие является доля экологически чистой продукции или доля продукции, полученной на основе экологически усовершенствованных технологий по промышленности в целом и в отдельных ее отраслях.

Особое значение приобретают данные о структуре легкой и пищевой промышленности с точки зрения экологичности выпускаемой продукции, поскольку одной из центральных задач устойчивого развития является ориентация на потребление экологически чистых товаров -важнейшего фактора улучшения здоровья населения.

В России, обладающей развитой промышленностью, раскинувшейся на огромной территории, со всеми ее экологическими проблемами, решение задач устойчивого развития невозможно без отечественного экологического приборостроения. Оно начало развиваться, и есть все предпосылки для ускорения роста этого подразделения. Для отслеживания развития отечественного экологического приборостроения данные о динамике его роста и структуре целесообразно было бы включить в систему показателей по отраслевой структуре промышленности.

***

Показатели учета экологического фактора выступают в роли важного, полезного инструмента, позволяющего оценивать степень прогресса в ориентации на путь устойчивого развития. Однако речь не идет о введении принципиально новой системы статистического учета социально-экономического развития. Действующая статистическая системалогична. С точки зрения устойчивого развития, в этой системе недостаточно учитывается экологический фактор. В направлении усиления учета экологического фактора эту систему и надо доработать. Все показатели социально-экономического развития должны быть сориентированы на обеспечение экологического равновесия.

Разработка системы статистического учета развития с учетом экологического фактора, соответствующей общепринятой концепции и принципам устойчивого развития, послужила бы базой для закона о статистике, соответствующего задачам сегодняшнего дня. Принятие такого закона необходимо не только для совершенствования статистической системы, но и, что важно в новых рыночных условиях, для обязательности предоставления всеми предприятиями данных об экологической безопасности продукции и условий ее производства государственным статистическим органам.

Литература

1. Федеральный Закон N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", 10.01.2002. Указ Президента РФ N 440, 1996. "О концепции перехода РФ к устойчивому развитию".

2. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. ООН. ЕЭК, 31.03.1999.

3. Доклад Лондонской группы по экологическому учету. E/CN/. 3/ /2001/1.

4. Методы статистики окружающей среды, разработанные в соответствии с рабочей программой Конференции европейских статистиков ООН. Экономический и Социальный Совет. ARC/ST/ Е/ CN/3/ 91 //22.

5. Методологические подходы к формированию затрат на охрану окружающей среды в странах СНГ (с учетом рекомендаций Комплексной системы эколого-экономического учета (СЭЭУ. 2000). Статкомитет СНГ. М., 2001.

6. Окружающая среда в Содружестве Независимых Государств. Статистический сборник. М., 1996.

7. Охрана окружающей среды в России. Госкомстат России. М., 1998,2001.

8. Промышленность России. Госкомстат России. М.. 2000.

9. Статистические ежегодники стран СНГ.

10. Нестеров Л.И., Аширова Г.Т. Методологические проблемы совершенствования статистики национального богатства// Вопросы статистики. N 10 за 2001.

11. Гордонов М.Ю. Совершенствование статистики национального богатства Российской Федерации//Вопросы статистики. N 10 за 2000.

12. Иванов Ю.Н., Алексеев А.Р. Некоторые проблемы ретроспективного исчисления ВВП России// Вопросы статистики. N 5 за 2000.

(1) См.: Российский статистический ежегодник. Госкомстат России, М.; Народное хозяйство Республики Беларусь. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Минск; Статистический щорiчник Украiнии. Госкомстат Украины, Киiв, Статистический ежегодник Республики Молдова. Департамент статистических и социологических исследований Республики Молдова, Кишинев, 1999.

(2) См.: Промышленность России. Госкомстат России. М., 2000.

(3) См.: Статистический ежегодник Армении. Национальная статистическая служба Республики Армения. Ереван, 2000.

(4) См.: Социально-экономическое положение Армении. Национальная статистическая служба Республики Армения, Ереван. 2001.

(5) См.: Статистический ежегодник Казахстана. Алматы, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. TACIS.

(6) См.: Таджикистан в цифрах. Государственное статистическое агентство при правительстве Республики Таджикистан. Душанбе, 2000; Регионы Таджикистана. Государственное статистическое агентство при правительстве Республики Таджикистан, Душанбе, 2001.


Е.П. Июдина, канд. экон. наук, ИМЭПИРАН, 2, стр. 34-40, Вопросы статистики
27/02/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Соколин В.Л.
Госкомстат России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Госкомстат России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации