ЧЕГО НЕ ЗНАЕТ СТАТИСТИКА
Андрей Ильин: "В России долю туризма в ВВП никто никогда не подсчитывал"
В этом году турфирмы, отчитываясь за год, заполнят форму N 1-турфирма "Сведения о деятельности туристской фирмы", которую представят в орган государственной статистики. Эта форма - первый, разработанный на федеральном уровне, документ специализированной статистической отчетности в туризме. О ее роли в информационном обеспечении туризма и предстоящей работе по налаживанию полноценного статистического наблюдения за этой отраслью, рассказывает начальник Управления статистики услуг, транспорта и связи Госкомстата России Андрей ИЛЬИН.
- Андрей Ростиславович, форма N 1-турфирма соответствует международным требованиям?
- Естественно, мы использовали международный опыт. Надо сказать, что в целом российская статистика практически перешла на международные статистические стандарты. Их мы придерживаемся и при организации наблюдения за развитием туризма. Кроме того, существует международная система показателей, характеризующих туризм как вид деятельности. Что касается финансового учета, то Россия еще не перешла на международные стандарты, а наши не полностью адекватны международным. Это крайне актуально, поэтому недели три назад эта тема обсуждалась на заседании Правительства Российской Федерации.
- А Департамент туризма Минэкономразвития России как-то участвовал в разработке формы N1 турфирма? Вы получили какие-то рекомендации, пожелания?
- Все документы, касающиеся туризма, конечно, его статистического аспекта, мы всегда направляем в департамент на предмет получения "замечаний и предложений". По поводу формы отчетности для турфирм мы никаких пожеланий не получали. Может быть, потому что форма эта четкая, отработанная. И добавлять было особо нечего.
- Вы упомянули систему показателей, характеризующих туризм как вид деятельности. Но ведь форму N 1 турфирма заполняют только турфирмы. Вместе с тем туристические власти на всех уровнях говорят о том, что туризм как раз тем для экономики и хорош, что в него вовлечено множество смежных отраслей.
- Заметьте, я сказал, что показатели, внесенные в форму N 1-турфирма, соответствуют международным стандартам. С этого года вводится и еще одна новая форма статистической отчетности - для коллективных средств размещения (КСР). До этого гостиницы и санаторно-курортные учреждения заполняли разные формы. Теперь и для них мы разработали новую единую форму. Также с учетом международных стандартов. Организации, заполняющие форму, ответят на вопросы: сколько людей принимают и обслуживают наши гостиницы, санатории, турбазы, мотели, каким номерным фондом они располагают, каков там уровень сервиса и т. д. И эти показатели могут использоваться ВТО и сопоставляться с таковыми других стран. В принципе, мы уже готовы отнести и все общественное питание к туризму, как того требуют международные стандарты. За рубежом считают, что это индустрия туризма. Не случайно, в международных отраслевых классификациях (ISIC, NACE) деятельность по общественному питанию объединена в один раздел с гостиничным бизнесом. К слову сказать, и введенный с 1 января текущего года Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) также предусматривает раздел "Гостиницы и рестораны".
- То есть на сегодняшний день оценить вклад смежных отраслей в туризм не представляется возможным?
- Да, в полной мере сейчас это невозможно. Туризм включает определенный и немалый набор компонентов. И только два из них - туристические организации и средства размещения - входят в туризм полностью. На сегодня мы организовали за ними четкое наблюдение и после обработки полученных сведений будем знать о них практически все. Все остальные - общественное питание, производство товаров туристической направленности, транспортная составляющая туризма и многие другие - участвуют в туризме частично. Посчитать их вклад можно только на основании разработки специальных сателлитных счетов туризма. Они представляют собой систему статистических таблиц, всесторонне характеризующих воспроизводственные процессы в туристической индустрии, преимущественно в стоимостном выражении в разрезе видов деятельности. Мы в рамках плана развития статистики туризма изучали возможность построения сателлитных счетов в России. Это гигантская статистическая работа, страшно дорогостоящее мероприятие, которое во многих случаях требует кардинальной перестройки всей системы учета как первичного, так и статистического, обработки дополнительной информации, проведения различного рода обследований домашних хозяйств и непосредственно туристов об их расходах. Более 60 стран в настоящее время осваивают методологию и внедряют сателлитные счета туризма. И между тем ни одна из них пока не реализовала весь набор таблиц, хотя есть наиболее продвинутые в этом отношении страны. Например, Канада. Там этим с 90-х годов занимаются.
- А кто решает, какие отрасли считать смежными с туризмом? Ведь вариантов может быть множество.
- Для этих целей ВТО и Статистическая комиссия ООН разработала Стандартную международную классификацию видов деятельности в туризме (SICTA), которая соответствует уже названным мною международным отраслевым классификаторам ISIC, NACE. В рамках вступившего в действие в России Общероссийского классификатора предусматривается разработка собирательной группировки "Туризм", естественно, с учетом подходов SICTA. В этой группировке будет указано, какие отрасли в туризме базовые, а какие участвуют частично.
- Какие туристические показатели наиболее важны для Госкомстата или правительства? Вообще, кто и как использует полученные вами сведения?
- Госкомстат работает для пользователей информацией. Поэтому нам интересны все показатели, которые нужны тем или иным пользователям. В туризме сейчас наиболее востребованы показатели о том, кто и откуда к нам едет, надолго ли и с какой целью и т. д. Эти показатели позволяют оценить, насколько задействована индустрия туризма. Очень важны социальные показатели: сколько наших граждан занято в туристической сфере, каковы их доходы, а также данные, где отдыхают наши сограждане, т. е. предпочитают они внутренний туризм или едут за границу и т. д. Конечно, названо далеко не все, что представляет интерес. Например, сейчас многие учебные заведения готовят кадры для турбизнеса. Это ведь тоже люди, занятые в туризме. Но пока мы не имеем возможности их учесть. Россия в целом, конечно, не туристическая страна, но у нас есть регионы, которые, безусловно, можно считать таковыми. Например, северо-запад России или Краснодарский край. Информация, которую мы им предоставляем, для них очень важна. Ну а для правительства, конечно, важен самый главный макропоказатель - доля туризма в валовом внутреннем продукте (ВВП), а также те доходы, которые туризм дает бюджету.
- В развитых странах доля туризма в ВВП составляет 8-10%. Что касается России, то неоднократно в официальных источниках упоминался 1%. Собственно, эта цифра и стала веским аргументом в пользу необходимости развития туризма в России: потенциал у страны огромный, а доля туризма мала.
- Не знаю, кто это посчитал. Во всяком случае, в стенах Госкомстата долю туризма в ВВП никто никогда не подсчитывал. Не потому что мы не хотим, а потому что пока еще не можем. Мы понимаем, что сейчас однозначно можем оценить вклад в туризм только двух компонентов - турфирм и средств размещения. Если так считать, наверно, и получится тот самый 1%. Но это несерьезно. По двум базовым отраслям нельзя судить о вкладе туризма в экономику. Я уверен, если учесть все составляющие, доля туризма будет больше. К слову, в свое время Госкомспорт, когда туризм был под его началом, говорил о 3-5%.
- Так что же сейчас нет сводных статистических данных, которые бы отражали уровень развития туризма в России и его вклад в экономику России?
- Да, получается, таких данных пока нет.
- Когда статистические наблюдения позволят ожидать появления более или менее полных статистических данных по туризму?
- Три года назад на крупном семинаре по статистике, организованном Департаментом туризма Минэкономразвития России при поддержке ТАСИС, г-н Стржалковский задал мне этот же вопрос. Тогда я ответил, что лет через пять статистическое наблюдение в туризме будет налажено. Сейчас ясно, что через пять лет не получается. Проблема оказалась сложнее, чем мы думали. Но, согласитесь, что за это время мы значительно продвинулись вперед. Ведь три года назад статистики в туризме вообще не было. Сейчас ежегодно в силу выделяемых нам финансовых средств мы стараемся обследовать какой-то новый аспект туризма. В этом году попробуем собрать данные о туризме на внутреннем водном транспорте. До сих пор сведений об этом сегменте рынка не было. Так что пока мы продвигаемся по намеченному нами плану. Ну а главное, что мы должны сделать в ближайшее время, - попытаться разработать упрощенную схему статистической оценки вклада туризма с учетом смежных отраслей в ВВП страны. Методологически это тоже очень сложная работа, и нынешнее финансирование не позволяет нам в одиночку взяться за это. Осилить ее разработку можно только совместно с другими заинтересованными российскими ведомствами и структурами - Минэкономразвития, Банком, ФПС, Российским союзом туриндустрии и т. д.
- Не секрет, что в туризме довольно часто расчеты производятся наличными, наверняка далеко не все организации представляют в статистические органы данные о своей деятельности. Насколько, по вашему мнению, собранные вами сведения, достоверны? Существует ли коэффициент "поправки"?
- Пока могу прокомментировать только ситуацию с турфирмами. В департаменте говорят, что выдано около 10 тыс. лицензий. В то же время мы получаем сведения от примерно 3 тыс. тур-фирм. Я не думаю, что остальные - злостные "уклонисты". Скорее всего, среди них компании, которые получили лицензию "на всякий случай", а также крохотные, работающие только в сезон, и фирмочки, у которых объемы таковы, что никак не влияют на общие показатели. Впрочем, представление сведений органам государственной статистики - обязанность любого юридического лица. Более того, вступивший в действие с 1 июля прошлого года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает повышенные карающие санкции для провинившихся. Правда, прибегаем мы к ним в исключительных случаях. Что же до достоверности сведений, представляемых турфирмами, то ясно, что любая организация всегда показывает то, с чего она заплатила налоги. Но мы не фискальный орган, и проверка финансовой деятельности организаций в наши задачи не входит.
***
В Госкомстате был разработан План мероприятий по организации комплексного статистического наблюдения за состоянием туризма на 2000-2005 годы, который сначала был рассмотрен на коллегии Госкомстата России, а затем утвержден приказом. В рамках его практической реализации помимо других мероприятий и была разработана форма N 1-турфирма. Форма N 1-турфирма "Сведения о деятельности туристской фирмы" появилась три года назад. Тогда ее выборочно разослали нескольким десяткам туристических компаний. Нужно было уточнить, какие показатели наиболее информативны и, главное, удобна ли она для заполнения. Затем по итогам апробации подкорректировали содержание и утвердили постановлением Госкомстата в окончательном виде, после чего она обрела статус регулярного государственного статистического наблюдения с периодичностью раз в два года. Впервые туристические организации представили сведения по этой форме в органы государственной статистики о своей деятельности за 2000 год.
Беседовала Любовь ЯМУТОВА, 10, стр. 6, Туринфо
11/03/2003
|