АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА "ПО КАСЬЯНОВУ": КТО НА НОВЕНЬКОГО?
Масштабная реорганизация "силовых ведомств" породила слухи о начале административной реформы, которая в скором времени захватит весь правительственный спектр. На днях эти слухи нашли подтверждение в публикации одного центрального СМИ, со ссылкой на источник в правительственных структурах разместившего информацию о планируемых кадровых перестановках в двух министерствах, а также - и это, пожалуй, главное - упразднении двух государственных комитетов. Замысел преобразований приписывают премьер-министру, решившему таким образом поддержать почин президента по реорганизации госаппарата.
Инициативы премьера должны свидетельствовать о том, что концепции "тонкой настройки" ныне отброшены и вместо них принята на вооружение идеология административной реформы - с сопутствующей ей крупной ломкой ведомственных структур. Видимо, этим объясняется тот факт, что отставкой глав Минобразования и Минприроды Владимира Филиппова и Виталия Артюхова решили не ограничиваться, подготовив к показательному закланию госкомитеты по статистике и рыболовству. Функции последних будут распределены между различными министерствами, в число которых в обоих случаях входит Минэкономразвития, существенно увеличивающий свои аппаратный вес (видимо, премьер в своем противостоянии с Минфином рассчитывает на то, что ситуативный альянс Кудрина с Грефом будет нарушен).
Что касается выбора предназначенных к ликвидации ведомств, то он может быть вызван следующими соображениями. Силовой министерский блок напрямую курирует президент, макроэкономический возглавляют ставленники президента, социальный же перед выборами переструктурировать просто опасно. Очевидно, что время для упразднения/слияния министерств сегодня явно неудачное, поэтому имеет смысл продемонстрировать активность на примере ведомств рангом пониже, но все же достаточно статусных, для того чтобы изменения могли носить громкое название реформы. На эту роль идеально подходят (в последние годы, кстати, существенно поредевшие) госкомитеты, из которых наибольшие шансы на "реформирование" имеют два. Госкомрыболовства, скандальность которого является достаточным основанием для его ликвидации, тем более, что на распределение рыбных квот и проведение рыбных аукционов давно притязает ведомство Германа Грефа. И Госкомстат, упразднение которого можно оправдать, например, провалом переписной кампании.
Глава Госкомрыболовства Евгений Наздратенко был недавно отстранен от исполнения обязанностей. Его назначение, как известно, явилось своего рода компенсацией за уход с поста губернатора Приморья, однако в качестве председателя комитета по рыболовству Наздратенко перешел дорогу протеже премьера. К тому же постоянные конфликты Госкомрыболовства с Минэкономразвития и губернаторами рыбодобывающих регионов привели к дезорганизации отечественного рыбного хозяйства - у власти действительно есть немало поводов для ликвидации комитета.
Однако этого совершенно нельзя сказать о Госкомстате, упразднение которого как самостоятельной структуры не только не оправдано, но может оказаться чрезвычайно вредным. К тому же его крайне тяжело обосновать. Тезис о никудышной организации Всероссийской переписи прошлого года - вместо планировавшихся 90 процентов населения было якобы переписано лишь 70 - на самом деле весьма сомнителен. Ибо для того, чтобы получить последнюю цифру, нам понадобилось бы проведение параллельной, проверочной, переписи, причем эта перепись должна была бы охватить все сто процентов населения. В противном случае любые данные о количестве граждан, "не замеченных" Госкомстатом, были бы недостоверными (каковыми они, собственно, и являются).
Между прочим, по данным Госкомстата, переписанными оказались 145 млн. человек - это на 2 млн. больше ожидаемого. Впрочем, дело здесь не в успехах статистиков. Дело совсем в другом. С большой долей вероятности упразднение Госкомстата приведет к ситуации, при которой будущий статистический департамент Минэкономразвития будет послушно копировать в своих отчетах макроэкономические параметры, ранее заданные специалистами министерства. Наш источник в Госкомстате в связи с этим заявил, что ни в одной стране мира не существует практики включения статистических ведомств в экономические структуры правительства. Даже в Советском Союзе Центральное статистическое управление никогда не подчинялось Госплану - власть разумно предпочитала получать достоверную информацию (ее тотальная коррекция осуществлялась уже потом). Исключения здесь составляют разве что некоторые африканские страны, однако стоит ли нам ориентироваться на их, мягко говоря, неоднозначный опыт?
Как показывает российская история, через некоторое время после связанного с очередной административной реформой укрупнения министерств и ведомств начинается движение в обратную сторону. Думается, что в случае подчинения Госкомстата Минэкономразвития это произойдет обязательно - логика эффективного функционирования института государственной статистики неминуемо приведет к возвращению последней прежнего статуса. Впрочем, скорее всего, все это случится уже с другим премьером и при другом правительстве.
Евгений Разин, Политком.ru
18/03/2003
|