О ПРОБЛЕМАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ
Реформирование сельского хозяйства. В 90-е годы XX века отмечались существенные изменения в сельском хозяйстве Российской Федерации, происходило формирование новых экономических условий сельскохозяйственного производства, совершенствовались земельные отношения, активизировалось развитие индивидуального сектора.
В ходе проведенных реформ были созданы основы многоукладной экономики.
До 90-х годов основными производителями в России являлись крупные товарные сельскохозяйственные предприятия, на долю которых приходилось три четверти производимой продукции. В 90-е годы в связи с перераспределением земель, интенсивным выделением земельных участков собственникам личных подсобных хозяйств, владельцам садов и огородов изменилась структура сельскохозяйственных производителей в сторону расширения индивидуального сектора в экономике сельского хозяйства.
В результате в сельском хозяйстве Российской Федерации сформировались три основные группы производителей:
- сельскохозяйственные организации (производственные кооперативы, акционерные общества, товарищества всех видов и др.), среди которых 24,8 тыс. крупных и средних предприятий. В расчете на каждое из них приходится 6,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий, 2,6 тыс. га посевных площадей, 600 голов крупного рогатого скота, 311 голов свиней, 167 овец и коз. Средняя численность работников в них - 171 человек;
- крестьянские (фермерские) хозяйства - эта категория товаропроизводителей появилась в Российской Федерации в 90-х годах. За период с 1990 по 2001 г. их количество увеличилось с 4,4 тыс. до 265,5 тыс. Площадь сельхозугодий, находящаяся в пользовании крестьянских (фермерских) хозяйств, за этот период возросла с 0,1 млн. га до 15,6 млн. га. В среднем размер земельного участка фермерского хозяйства составляет 62 га;
- хозяйства населения - около 16 млн. семей, имеющих Приусадебные участки со средней площадью земли 0,4 га, 19 млн. коллективных, индивидуальных садово-огородных участков со средним размером 0,09 га.
В структуре производства сельскохозяйственной продукции на долю сельскохозяйственных организаций в 2001 г. приходилось 44%, населения - 52, крестьянских (фермерских) хозяйств - 4%.
Организация статистического наблюдения за деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей. С развитием новых экономических отношений, при переходе от экономики централизованного планирования к рыночной, традиционно применявшийся государственной статистикой сплошной метод наблюдения стал неэффективен в силу ряда объективных причин, в том числе его затратности. В условиях многоукладности экономики сельского хозяйства, возрастания роли индивидуального сектора, разукрупнения сельскохозяйственных организаций одним из основных направлений совершенствования статистического наблюдения является расширение применения в практике выборочного метода.
В настоящее время в российской статистике сельского хозяйства сформирована система выборочных обследований с применением различных типов выборки с учетом специфики сельскохозяйственного производства и объекта наблюдения.
Так, статистическое наблюдение за сельскохозяйственной деятельностью крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется с применением метода одноцелевой стратифицированной выборки по посевной площади основных сельхозкультур, поголовью скота по видам.
Статистическое наблюдение за сельскохозяйственной деятельностью хозяйств населения основывается на базе периодически проводимых переписей посевных площадей сельскохозяйственных культур и плодово-ягодных насаждений, поголовья скота в индивидуальном секторе, а также выборочных обследований домашних хозяйств с привлечением сведений комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, сельских администраций. Для формирования выборочной сети хозяйств населения используется метод четырехступенчатой вероятностной выборки.
Основой формирования выборочных совокупностей по сельхозорганизациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам является входящий в систему ЕГРПО субрегистр "Сельскохозяйственные товаропроизводители", объединяющий субрегистры "Сельскохозяйственные предприятия", "Крестьянские (фермерские) хозяйства", "Малые сельскохозяйственные предприятия"; по хозяйствам населения - списки плательщиков земельного налога.
Выборочные обследования хозяйств населения являются одним их основных источников статистической информации для расчета макроэкономических показателей по сельскому хозяйству, построения продовольственных балансов, определения объемов производства продукции сельского хозяйства, уровня потребления населением основных продуктов питания и др.
Цели и задачи Всероссийской сельскохозяйственной переписи. В связи с развитием рыночных отношений, формированием многоукладности в аграрном секторе, а также расширением применения выборочного метода статнаблюдения все актуальнее становится проблема проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи в соответствии с программой Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН, а также с учетом национальных особенностей сельского хозяйства.
Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) предусмотрено осуществление необходимых организационно-методологических мероприятий для проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи. В связи с этим в проект плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2003 г. основных положений названной Программы включена подготовка в марте 2003 г. постановления Правительства Российской Федерации "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи".
Сельскохозяйственная перепись такого масштаба будет проводиться в России практически впервые за многие годы. Последний раз подобного рода работа была организована в 1920 г. В дальнейшем периодически осуществлялись специализированные сельскохозяйственные переписи. Среди них следует отметить переписи посевных площадей сельскохозяйственных культур (в 1964, 1976, 1985 гг.), плодово-ягодных насаждений и виноградников (в 1970, 1984 гг.) во всех категориях хозяйств и поголовья скота в хозяйствах населения (последняя перепись скота была проведена по состоянию на 1 января 1996 г.). Практически все последние переписи были проведены до реформирования сельского хозяйства.
Организация данной переписи позволит получить данные по основным характеристикам сельскохозяйственного производства в новых экономических условиях, которые будут использоваться в качестве базисных величин при разработке оценок соответствующих показателей в межпереписной период; провести актуализацию генеральных совокупностей для организации выборочных обследований; расширить систему показателей статистического наблюдения за состоянием сельского хозяйства.
Сельскохозяйственная перепись - крупномасштабное мероприятие, результаты которого будут иметь важное значение для разработки эффективной агропромышленной политики.
Проведение переписи в рамках Всемирного раунда повысит значимость национальной статистики, позволит интегрировать комплексную информацию о развитии сельского хозяйства в стране в глобальную информационную систему и тем самым будет способствовать достижению целей переписи как важнейшего международного события.
Организация подготовки и проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи. В целях реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) Госкомстат России приступил к подготовке Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
В рамках международного сотрудничества в 2002 г. изучен опыт проведения сельскохозяйственных переписей в США, Польше, Эстонии. Группа специалистов Госкомстата России и ряда территориальных органов прошла обучение в Национальной службе сельскохозяйственной статистики (NASS) Минсельхоза США в рамках программы STASYS по теме "Организация и проведение сельскохозяйственной переписи с учетом рекомендаций ФАО ООН".
В настоящее время разработано техническое задание и проводится конкурс на оказание консультативных услуг по вышеназванной теме в соответствии с проектом STASYS. В ходе проекта к концу 2003 г. планируется осуществить подготовку проектов нормативно-правовых документов о проведении сельскохозяйственной переписи, составление программы переписи, разработку машиночитаемых переписных листов и методических положений по проведению переписи, программы и методики обучения интервьюеров, проведение пилотных обследований, составление программы итогов переписи и распространение ее результатов.
В рамках Программы развития статистики сельского хозяйства на 2001-2005 гг. был разработан примерный организационный план подготовки и проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
Методологические и организационные проблемы, связанные с проведением Всероссийской сельскохозяйственной переписи. В связи с проведением сельскохозяйственной переписи в России можно выделить следующие группы вопросов методологического характера для обсуждения на данном семинаре и в дальнейшем в ходе подготовки переписи.
Правовая основа проведения переписи. Ознакомление с опытом ряда зарубежных стран по организации сельскохозяйственных переписей показало, что, как правило, правовая основа их проведения имеет форму закона. Учитывая, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует законодательство, регулирующее статистическую деятельность в стране, целесообразна разработка специального федерального закона о проведении сельскохозяйственных переписей в Российской Федерации, определяющего обязанности федеральных органов исполнительной власти и респондентов, программу переписи, порядок выделения бюджетных ассигнований, конфиденциальность собираемых в ходе переписи данных.
Определение статистической единицы сельскохозяйственной переписи. В качестве единиц статистического наблюдения предлагается рассматривать производителей сельскохозяйственной продукции различных форм хозяйствования [сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, хозяйства населения]. В международной практике определение статистической единицы сельскохозяйственной переписи включает пороговое значение (ценз) размера хозяйства по ряду признаков. Установление данного ценза для отбора сельскохозяйственных производителей, как правило, охватывает сельскохозяйственной переписью не менее 95-99% производства сельскохозяйственной продукции при оптимальном числе единиц наблюдения. В то же время поскольку в России на долю малых хозяйств, садово-огородных участков со средним размером 0,09 га приходится примерно 20-25% производства картофеля и овощей, около половины плодов и ягод, пороговые значения должны иметь как можно более низкий минимальный предел по размеру земельного участка и поголовью скота.
Правила формирования списков сельскохозяйственных производителей, подлежащих переписи. После определения статистических единиц переписи должны быть сформированы списки сельскохозяйственных производителей, подлежащих сельскохозяйственной переписи, в целях обеспечения максимально полного охвата генеральной совокупности. Для формирования списков могут быть использованы следующие источники информации:
- субрегистры "Сельскохозяйственные предприятия", "Крестьянские (фермерские) хозяйства", "Малые сельскохозяйственные предприятия", функционирующие в системе Госкомстата России;
- списки плательщиков земельного налога территориальных органов Росземкадастра.;
- похозяйственные книги сельских и городских (поселковых) администраций, на территории которых находятся сельские населенные пункты.
Определение системы показателей дм программы сельхозпереписи. В соответствии с документами ФАО ООН в программу переписи рекомендуется включать следующие показатели:
а) информация о хозяйстве - идентификаторы, классификационные признаки, справочная информация;
б) основные демографические характеристики владельца и домохозяйства (половозрастные характеристики, семейное положение, образовательный уровень, число членов домохозяйства, родственные отношения);
в) занятость (экономически активные члены хозяйства, в том числе занятые и незанятые в течение учетного периода, экономически неактивное население, профессиональный и квалификационный состав, постоянные и временные сельскохозяйственные рабочие);
г) земельные ресурсы (общая земельная площадь, форма владения землей, состав земель, площадь и структура сельскохозяйственных угодий, площадь защищенного грунта, орошаемых и осушенных земель);
д) сельскохозяйственные культуры (площади сельскохозяйственных культур, площади многолетних насаждений, внесение минеральных и органических удобрений, пестицидов);
е) животные (поголовье скота и птицы, применяемая система животноводства);
ж) машины и оборудование (наличие машин и оборудования, форма владения);
з) постройки и другие сооружения (наличие построек и сооружений, форма владения);
к) прочие виды деятельности.
Программа сельскохозяйственной переписи, при наличии достаточных ресурсов, может быть дополнена рядом показателей (например, товарность сельскохозяйственного производства, структура расходов и др.).
В связи с многоукладностью сельского хозяйства в Российской Федерации встает проблема, связанная с разработкой специальных переписных листов по различным категориям хозяйств.
Методы и этапы проведения сельхозпереписи. Важнейшей проблемой в организации переписи является определение методов получения информации о деятельности сельхозпроизводителей, В ряде стран используется только сплошная регистрация при проведении сельскохозяйственной переписи. Также в международной практике применяется комбинация методов сплошного и выборочного наблюдений. При выборочной регистрации наблюдению подвергается лишь часть элементов общей совокупности, что позволяет расширить программу обследования.
В соответствии с рекомендациями ФАО ООН отчетным периодом переписи может являться календарный год или сельскохозяйственный год, а также сельскохозяйственная перепись может проводиться в несколько этапов.
ГРАФИКА:
Рисунок. Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; в % от хозяйств всех категорий).@|&;
А.В. Епихина, Госкомстат России, 3, стр. 12-14, Вопросы статистики
27/03/2003
|