Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Соколин Владимир Леонидович

Интернет-конференция
председателя Государственного комитета Российской Федерации по статистике
Соколина Владимира Леонидовича

 

Обзор публикаций СМИ


О МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Публикуемые ниже материалы Госкомстата Республики Дагестан и Нижегородского облкомстата участвовали в Конкурсе на лучшую аналитическую записку, подготовленную территориальными органами Госкомстата России, и получили вторые премии и дипломы лауреатов Конкурса.

Первая премия и диплом лауреата Конкурса присуждена Омскому облкомстату за работу "Теневая экономика (скрытая и неформальная деятельность)", основные положения которой были опубликованы в журнале "Вопросы статистики" в N 2 за 2002 г. под названием "Адекватная оценка параметров скрытой и неформальной деятельности - актуальная проблема региональной статистики".

Экономические, социальные, политические и демографические причины с неизменностью законов природы приводят в движение людские миграционные потоки. Мировой опыт показывает: миграция существенно корректирует демографическую ситуацию. В свою очередь демографическая ситуация заметно влияет не только на уровень жизни и ее продолжительность, но и на то, сколько людей и куда устремляется искать лучшую долю.

Миграционные процессы в Дагестане в XX столетии протекали под воздействием урбанизации и аграрного перенаселения.

Включение Дагестана в общероссийскую систему хозяйства в начале века, а затем после революции в новые политические, экономические и географические условия общественного производства определили собой и новый этап в трансформации его социально-экономического и вместе с ним агроресурсного потенциала.

Традиционный уклад жизни на селе начал расшатываться еще с конца XIX века, с появлением отходников. Вызванное недостатком пахотопригодных земель, отходничество стало весьма характерным явлением для горных территорий. В 1897 г. в Дагестане насчитывалось 55 тыс. отходников, а в 1914 г. они составляли половину мужского трудоспособного населения. На долю горных округов приходилось более 80% всех мигрантов.

Перенесение в Дагестан новых, современных элементов производительных сил в советский период отвечало установкам на индустриализацию и массовую коллективизацию "отсталых" окраин России, На первоначальном этапе развития такая политика позволяла занять значительные массы самого избыточного ресурса Дагестана - трудового.

Вместе с тем для реализации идеи индустриализации, ликвидации неграмотности и развития сети здравоохранения в Дагестан было привлечено много квалифицированных кадров из Других районов СССР, особенно из России.

Растущий естественный прирост трудоспособного населения в Дагестане объективно способствовал тому, что люди в массовом порядке покидали села. За этим процессом не поспевала сфера расширения труда. (Несмотря на активный процесс урбанизации населения, доля городского населения в Дагестане увеличилась к 1959 г. до 29,6% и 39,8% в 2001 г. - города до сих пор не "переварили" тех сельских мигрантов; их менталитет меняется медленно.) Начиная с 60-х годов многие жители из коренного населения начали покидать республику, двигаясь по традиционным отходничестким маршрутам. По мере подготовки квалифицированных кадров из числа местного населения потребность в их притоке извне уменьшилась, и в 70-е годы начался отток из республики некоренных народностей.

Коренное население Дагестана, выезжая из республики, расселялось по всей территории СССР. В 1959 г. за пределами Дагестана на территории страны проживало 208 тыс. дагестанцев, или 21%. За период 1959-1989 гг. численность коренных народов в Дагестане увеличилась в 1,96 раза, а на остальной территории СССР - в три раза, в том числе в России - в пять раз. В результате столь интенсивной миграции доля дагестанских народов, проживающих в других районах России, выросла с 6,2% в 1959 г. до 14,7% в 1989 г., а на территории всего СССР (за пределами Дагестана) - до 30,3%, Миграционные потери населения в сумме составили за рассматриваемый период 170 тыс. человек, или около 15% населения. Это лишь немногим уступает потерям русских, за то же время составившим 22%.

В числе многих причин, способствовавших активной миграции дагестанцев, следует отметить их предпринимательскую активность, склонность к инновациям и экономическому риску и др. Совершенно очевидно, что роль их в условиях современной рыночной экономики резко возрастает.

Дагестан до сих пор остается одним из немногих регионов России, где сохраняется высокий уровень рождаемости, обеспечивающий численное замещение поколений родителей их детьми и рост численности трудовых ресурсов. При этом около половины трудовых ресурсов являются иждивенцами. Намеченные (еще в СССР) мероприятия по расширению числа рабочих мест не были реализованы. То есть основным фактором, который на протяжении десятилетий оказывал воздействие на мотивацию населения к выезду за пределы традиционно трудоизбыточного Дагестана, являлся низкий уровень его экономического развития (население вне зависимости от национальности при прочих равных условиях всегда стремится жить там, где лучше экономические условия существования).

Республика занимает последние места в России практически по всем экономическим и социальным показателям, которые в абсолютном выражении на душу населения в два-три раза ниже среднероссийских. Это следствие сложившейся ее производственной структуры. (В предреформенный период -в 80-е годы - производственный потенциал в расчете на одного жителя в Дагестане был в 3,7 раза ниже, чем в среднем по России, и в 2,2 раза, чем в среднем на Северном Кавказе.) Дагестан и в прошлом был "обойден вниманием" инвестициями. В течение 30 последних дореформенных лет объем капиталовложений на душу населения в Дагестане был почти в два раза ниже, чем в среднем по России; при этом большая часть их шла на развитие электроэнергетики; создаваемые производственные мощности были ориентированы на привозные сырье и материалы и выпускали промежуточные и комплектующие изделия для предприятий других регионов.

Аграрный сектор экономики продолжает оставаться ведущей сферой, определяющей воспроизводственную структуру дагестанского общества. При этом его характеризуют низкий уровень обеспеченности сельскохозяйственными угодьями, наличие в их составе значительных по масштабам территорий (горных и высокогорных), малопригодных для многоотраслевого аграрного производства; сохранение прежней специализации (производство животноводческой продукции, виноградарство и др.) во внутри-российском разделении труда, не являющейся выгодной при нынешней системе ценообразования и внешнеэкономической деятельности государства.

Все эти процессы объективно предопределили низкие стартовые конкурентные возможности Дагестана с его традиционным перенаселением в рыночных условиях.

Миграционные процессы последнего десятилетия в республике носят весьма неустойчивый характер, они быстро меняют направление, масштабы, структуру и интенсивность.

Вследствие стресса, который испытало население после распада Советского Союза и в результате экономического кризиса, активность внешней миграции в Дагестане снижается также, как и в России в целом. Вместе с тем если в начале 90-х годов интенсивность внешней миграции в республике в 2,8 раза превышала российский уровень, то на фоне общего сокращения миграционного оборота (сумма прибытий и убытий) в 1991-2001 гг. почти вдвое этот разрыв по отношению к Дагестану вырос до 3,3 раза. При этом интенсивность внешней миграции у лиц дагестанских национальностей по сравнению с представителями других национальностей снижалась быстрее (кроме последних трех лет).

За последние 10 лет направленность миграционного потока менялась дважды. До 90-х годов на протяжении многих десятилетий миграционный поток в республике был отрицательным (то есть число выбывающих превышало число прибывающих). Выезжали за пределы республики в основном представители дагестанских национальностей трудоспособного возраста, главным образом из сельской местности. В 1990-1996 гг. ситуация существенно изменилась: миграционный поток стал положительным, то есть число приезжающих в республику стало превышать число выезжающих за ее пределы. А с 1997 г. сальдо миграции вновь приобрело отрицательные величины.

За счет миграции численность населения республики выросла только в 1990-1996 гг. в целом на 24,5 тыс. человек, изних83%-за счет миграции из стран СНГ.

Миграционный прирост населения республики все эти годы складывался в основном (более трех четвертей) за счет лиц дагестанских национальностей (лезгин, даргинцев, аварцев, лакцев, ногайцев), возвращающихся на родину из пределов быв. СССР и из республик, краев и областей России. Из числа прибывших в республику в 2001 г. на долю дагестанцев приходится 69% (в 2000 г. - 76%, в 1999 г.-74, в 1998 г.-81%), а в числе выбывающих доля дагестанцев составила 56%. Наибольшее число мигрантов прибыло из Чеченской Республики, Туркмении, Азербайджана, Грузии и Узбекистана, Таджикистана и Казахстана. С 1990 г. миграционный прирост лиц дагестанских национальностей увеличил их численность в республике на 63 тыс. Вместе с тем из республики за это время безвозвратно выехало более 41 тыс. русских.

Миграционный поток складывается из трех составляющих: миграции с регионами России, миграции со странами СНГ и Балтии и миграции со странами дальнего зарубежья.

Поток мигрантов, выезжающих на постоянное местожительство в страны дальнего зарубежья (США, Израиль, Канаду, Германию и др.), стал складываться со второй половины 80-х годов и с самого начала имеет отрицательное сальдо. За 1990-2001 гг. из Дагестана в страны дальнего зарубежья выехало в общей сложности около 13 тыс. человек. Этот поток эмиграции носит ярко выраженный этнический характер, поскольку выезжали, главным образом, евреи, горские евреи и таты. Свыше 90% выехавших избрали постоянным местом жительства Израиль. Пик активности этой категории миграции наблюдался в 1991 и 1994-1995 гг. В последующие годы поток эмигрантов начал стабильно уменьшаться. Из стран дальнего зарубежья в республику прибывает в основном молодежь (граждане Вьетнама, Лаоса, Индии и др.) для обучения в высших учебных заведениях.

Другой поток мигрантов - между Дагестаном и бывшими союзными республиками. В последние 11 лет он имеет стабильное положительное сальдо. Наибольший миграционный прирост в Дагестан сложился с Азербайджаном (32% общего миграционного прироста со странами СНГ и Балтии), Казахстаном (26%), Туркменией (16%) и Узбекистаном (11%). Отрицательное сальдо миграции сложилось с Белоруссией. Почти исчерпаны миграционные обмены со странами Прибалтики, Арменией, Молдавией и Грузией.

Этот поток мигрантов состоит в основном из лиц дагестанских национальностей. Среди прибывших в 1997 г. мигрантов из стран СНГ и Балтии их представители составили 78%, в 1998 г. -82, в 1999 г.-80, в 2000 г.-81, в 2001 г.-65%. Этнический разрез этого процесса характеризуется следующим: большая часть аварцев выехала из Азербайджана, Грузии, Казахстана; даргинцы -из Казахстана, Узбекистана, Туркменистана; лакцы - из Узбекистана, Таджикистана; лезгины - из Казахстана, Туркменистана, Узбекистана; кумыки - из Казахстана и Узбекистана.

Третьим направлением миграционного потока являются обмены населения с другими краями и областями Российской Федерации, так называемая межрегиональная миграция населения, В 1991-1996 гг. межрегиональное сальдо миграции у республики было положительным, что в значительной степени определили мигранты из Чеченской Республики (даже без беженцев во время военных действий). В последующие годы - вновь отрицательным. Рост миграционной убыли в этот период в значительной мере определялся нестабильной ситуацией в регионе в связи с началом боевых действий в Дагестане и Чеченской Республике.

Большая часть мигрантов не выезжает за пределы Северо-Кавказского района, а остается на жительство в Ставропольском и Краснодарском краях и Ростовской области. Немалая часть населения направляется в Центральный район (Москву и Московскую область. Тверскую и Тульскую области), Поволжский район (Астраханскую, Волгоградскую и Саратовскую области, Республику Калмыкия), Западно-Сибирский район (Тюменскую область). При этом если в Тюменскую область и Республику Калмыкия выезжают, как правило, на работу, то в остальные регионы - на постоянное местожительство.

В регионах Северного Кавказа и Поволжья официально зарегистрировано более 200 тыс. дагестанцев всех национальностей. Фактически численность проживающих здесь значительно больше.

В последние годы имели место факты обострения отношений между местными жителями и прибывшими дагестанцами. Наиболее острыми были отношения между дагестанцами и казачеством в Ставропольском крае (в 1993 г.), Калмыкии, Астраханской области. Претензии к жителям Дагестана сводятся к следующему: многие дагестанцы, сменив профессию животновода, стали бизнесменами, в связи с чем стали жить намного лучше местного населения; установление ими монополии на цены на местных рынках; нетактичное отношение к местному населению. Признавая частично объективность указанных претензий, в то же время нельзя игнорировать другие стороны проблемы.

1. Морально-этический аспект:

- в свое время животноводческие отрасли в регионах Северного Кавказа и Поволжья испытывали острую нужду в кадрах. Эту нишу заполнило избыточное население Дагестана. Многие осели там на постоянное жительство. Изгнание тех, кто добросовестно трудится, никак невозможно оправдать;

- факты увеличения частного хозяйства, высокие доходы части дагестанцев не связаны с какими-то национальными особенностями. Определенное значение имеет то, что эти люди покинули родные селения в поисках доходов для содержания своих семей, что всегда придает активность и инициативу,

2. Межнациональный и политический аспекты: давление на дагестанцев и их вытеснение возбуждает и подпитывает местный национализм в республике, и русское население совершенно без вины становится заложником местных националистов. Оно начинает мигрировать в Россию, пополняя ряды безработных.

Отрицательное сальдо миграции Дагестана складывается в основном за счет оттока русских, украинцев, белорусов, армян, евреев, татар.

Русские - один из крупных по численности народов, населяющих Дагестан (40 лет назад второй по величине - 20% численности населения), расселены в основном (около 80%) во всех городах и большинстве поселков городского типа. Однако лишь в Кизляре русские составляют около половины населения. Относительно значительна их доля в Махачкале и Каспийске.

Отток русских из республики - долговременная тенденция. Однако если до конца 80-х годов доля русских, покидающих Дагестан, ежегодно составляла в среднем 0,5% от числа проживающих, то начиная с 1989 г. этот показатель резко увеличился. Если за 30 лет (1959-1988) численность русских сократилась на 22%, то за последние 12 лет (1990-2001) - почти на 30% и сейчас доля русских составляет лишь 5,5% населения республики (1) (1 Сокращение численности русских, кроме миграции за пределы Дагестана, с 1991 г. связано также и с их естественной убылью.).

Усиление внимания к этой проблеме со стороны Правительства, местных администраций (в том числе и образование при Правительстве и райгорадминистрациях специальных комиссий) и в целом общественности Дагестана в определенной мере способствовало относительному замедлению темпов миграции русских из республики в 1994 г. Однако с началом военных действий в Чеченской Республике темпы оттока русских опять стали расти.

Среди причин оттока русского и русскоязычного населения из Дагестана, кроме экономической, следует указать на следующие:

1. Процесс существенного изменения этнокультурной среды обитания в городах республики в связи с интенсивным притоком новых горожан из числа представителей сельских районов Дагестана. Хотя традиционная сельская культура дагестанцев заметно трансформируется в условиях городской жизни, интенсивный рост новых горожан привел к общему понижению урбанизированности дагестанского города. Понизился уровень соблюдения типично городских норм социальных отношений, возрос уровень конфликтогенности. Указанный процесс в наибольшей степени отразился на русских и русскоязычных горожанах и вызвал усиление потоков их миграции из республики.

2, Общая дезорганизация общественной жизни, активизация криминальных структур, ослабление законности, способности государственных органов обеспечить защиту элементарных гражданских прав особенно сильно отразились на жизни русского населения в Дагестане. Наиболее слабым элементом остается их правовая защита. Дела "кочуют" от одного следователя к другому, от одного суда к другому. Решения по ним не принимаются, грубо нарушаются сроки исполнения. Судами, порой, принимаются незаконные и необоснованные решения по искам русских граждан, а в ряде случаев принятые решения из-за отсутствия контроля не исполняются. Кроме того, имеют место факты, когда сами работники правоохранительных органов (в том числе и прокуратуры) нарушают закон в отношении русского населения. Такое отношение вызывает у русскоязычного населения чувство безнадежности в восстановлении нарушенных прав, ау нарушителей - чувство безнаказанности.

Русские жалуются на бытовой национализм, проявляющийся в отношении их детей. Две трети из них в ходе социологического опроса отметили, что на бытовом уровне сталкивались с фактами, оскорбляющими их национальное достоинство. (Среди коренных дагестанцев это отмечает лишь каждый пятый.)

Незащищенность русских от различных видов преступного произвола усугубляется тем, что у них, как правило, не было (в силу условий жизни) развитой системы родственных и иных патерналистских отношений, на которые можно было бы опереться в условиях развивающегося "беспредела".

3. Активизация оттока русского населения вызвана не только внутренними "дагестанскими" причинами. В психологическом плане не последнюю роль здесь сыграли очаги реальной и потенциальной напряженности в межнациональных отношениях в сопредельных с Дагестаном государствах и республиках, поставившие под угрозу жизнь людей разных национальностей, в том числе и русских, даже в тех случаях, когда они не являлись ни объектами, ни прямыми участниками национальных конфликтов.

Немаловажной причиной, влияющей на отток населения из республики (особенно русского), является морально-психологическое воздействие на них (распространение различного рода слухов, листовок и публикаций о возможных террористических актах и диверсиях, скором выходе Дагестана из состава России и создании исламского государства). На фоне многочисленных убийств и похищений людей, угона транспортных средств и скота возрастания роли ислама в республике, активизации экстремистских организаций эти слухи и угрозы заставляют людей верить в их реальность.

Среди официально отмечаемых (в статистических талонах убытия) мигрантами всех национальностей старше 16 лет обстоятельств, вызвавших необходимость их выезда из Дагестана, основными являются: семейные обстоятельства, перемена места работы и выезд на учебу, обострение межнациональных отношений и криминальной обстановки. Доля мигрантов, указывающих первую причину, за последние 10 лет выросла в два раза (с 30 до 61 %), а выезжающих на работу и учебу уменьшилась в 1,2 раза (с 30 до 25%).

Понятно, что сравнительно небольшой набор причин выезда из республики, отмечаемых в регистрационных талонах, не может учитывать многообразия жизненных обстоятельств, а процедура их заполнения (указываются фамилия и другие данные) не способствует откровенности со стороны тех, кто их заполняет. Поэтому эти сведения не отражают всего многообразия причин и их значимости при принятии решения об отъезде из Дагестана.

Одной из новых черт нынешних миграционных процессов является отъезд из республики целых семей, в основном состоящих из лиц трудоспособного возраста, в то время как раньше на работу за пределы республики выезжали в основном отдельные члены семьи. В большей степени это характерно для русского населения. В результате среди остающихся в республике русских резко растет доля престарелых.

Есть мнение, что вытеснение русских из республики вызвано ответной реакцией на грубое вытеснение в ряде мест России "лиц кавказской национальности". Не отрицая того, что такие случаи могут иметь место, следует отметить, что в целом население Дагестана не питает к русским негативных чувств и не связывает с ними те невзгоды, которые им приходится терпеть в регионах России. Это подтверждают данные исследования причин миграции населения в Дагестане, которое было проведено Госкомстатом Республики Дагестан совместно с МВД республики и Дагестанским научным центром РАН в 1994 г. (одном из трех лет наибольшего притока населения в республику). На причину приезда в Дагестан из-за обострения межнациональных отношений и дискриминации по национальному признаку указали всего 6,8% мигрантов, в том числе 4,3% прибывших из России, 17% -из Средней Азии и 20% - из Закавказья. Причем в основном это лица среднего и пожилого возраста, а не молодежь.

Следует отметить еще одну категорию граждан, выезжающих из республики, которая не столь значительна по численности, но в определенной мере характеризует складывающуюся ситуацию. За годы реформ определенная часть дагестанцев, достигнув материального благополучия за пределами республики, стремилась обосноваться на родине, использовав накопленный опыт и капитал. Это в целом положительно сказалось на деловой активности в Дагестане в предшествующие годы. Однако сейчас отчетливо наметилась новая тенденция: "новые дагестанцы", столкнувшись с системой криминальной опеки, хищением людей, "сворачивают" здесь свои дела и уезжают, чтобы сохранить свое состояние и обезопасить членов семьи от возможного насилия, избегая конфликтов, стремясь к стабильности и определенности. Дагестан в определенной мере теряет свой наиболее активный "средний" слой населения - опору в возрождении экономики Дагестана.

Миграционные процессы в Республике Дагестан все больше влияют на формирование национального состава и численности населения, его территориальную расселенность.

Неравномерность экономического и социального развития районов и городов, связанная с этим неэффективность хозяйства, чрезвычайно низкие доходы населения отдельных районов и городов, массовая безработица приводят к интенсивной миграции населения внутри республики, что в свою очередь ведет к обострению и без того запутанных земельных отношений, жилищной проблемы, безработицы. Такие процессы неизбежно обостряют старые и порождают новые межнациональные противоречия, усиливают криминализацию общества, усугубляют такие негативные социальные процессы, как наркомания, проституция и т. д.

Внутриреспубликанская миграция по своей интенсивности почти вдвое превышает внешнюю и приобретает все более выраженный этнический характер.

Федеральная "Программа социально-экономического развития горных районов Республики Дагестан" из-за слабого финансирования не выполняется. Официальная миграционная убыль из горных районов за пять последних лет отмечена в 18 из 22 (10 тыс. человек). Только в четырех районах имел место миграционный прирост (5 тыс. человек).

Наиболее сложными и трудноразрешимыми остаются вопросы оттока русскоязычного населения и в целом межнациональные отношения в Северном регионе Дагестана (Кизляр, Кизлярский и Тарумовский районы) - в месте традиционного проживания русских. С 1970 г. численность населения выросла здесь в 1,49 раза; при этом численность русских сократилась в 1,69 раза, в том числе за последние 12 лет - соответственно в 1,19и 1,23 раза. Заметно уменьшилась доля русских среди проживающих (с 74% в 1970 г. до 29% в 2002 г.).

В настоящее время в Кизлярском районе из 89 населенных пунктов в 22 русские уже не проживают, в 50 селах их число незначительно, свыше половины населения русские составляют только в 17 населенных пунктах. В Тарумовском районе из 24 населенных пунктов в пяти русские не проживают, в 12 их число незначительно, только в семи населенных пунктах района свыше половины населения составляют русские.

Изменение ситуации в регионе имеет свои объективные и субъективные причины. Основной причиной является тяжелое положение в экономике и социальной сфере региона. На грани развала находятся отрасли производства, которыми традиционно занималось русское население: промышленность, виноградарство, поливное земледелие, рыболовство, свиноводство и т. д.

Резко обострили обстановку совпавшие по времени три обстоятельства: освобождение от ограничений религиозной деятельности (строительство здесь большого количества мечетей, открытие медресе русские рассматривают как исламизацию региона), активизация движения за возрождение казачества, обвальный рост преступности (формирование в ряде случаев криминальных групп по национальному признаку), случаи прямых угроз в адрес русских с целью вытеснения с должностей и из престижных квартир. Так, в Кизляре только 29% из функционирующих предприятий и организаций возглавляют русские руководители (при удельном весе русских, составляющих в общей численности населения 45%). В Кизлярском районе в сельскохозяйственных организациях осталось лишь 14% русских руководителей (23%).

На общественно-политическую обстановку негативно влияют кардинально противоположные подходы к оценке происходящих процессов руководителями администраций Кизляра и районов, с одной стороны, и руководителями промышленных и других предприятий, различных общественно-политических организаций - с другой. Первые считают, что в последнее время стало ощущаться заметное давление со стороны отдельных этнических групп. Они оказывают давление на руководство города и районов, руководителей предприятий и организаций русской национальности. Все это происходит на фоне многочисленных убийств и похищений людей, угона транспортных средств и скота, изнасилования девушек преимущественно русской национальности. Представители дагестанских народов в регионе, наоборот, заявляют об ущемлении их интересов, особенно в вопросах подбора и расстановки кадров из их среды.

За последний год к указанным причинам добавилась новая -самовольное переселение, захват земель и обустройство на них беженцев из Чечни - этнических дагестанцев (Тарумовский район).

Возрастающее абсолютное и относительное сокращение численности русского населения, в том числе и его естественная убыль, воспринимается им как намеренное вытеснение с исторической территории. Это вызывает недовольство, подавленность. приводит к напряженности в межнациональных отношениях.

Вместе с тем сведения о миграции населения не отражают истинного положения дел. Тысячи граждан, выехавших с мест своего постоянного проживания (регистрации), месяцами (а нередко, и годами) продолжают в них числиться, а приехавшие проживают незарегистрированными. Это характерно как для внутриреспубликанской миграции (в основном это выехавшие из сельской местности в города), так и для внешней. В целом по республике сведения о внешней миграции населения и его наличии, по нашей оценке, искажены как минимум на 10%.

Проверки в городах и районах показали, что основной причиной этого является неудовлетворительная работа паспортно-визовых служб, участковых и сельских администраций. Ими не соблюдаются "Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета" (N 713 от 17.07.1995 г.) и Инструкции по их применению (N 393 от 23.10.1995 г.). МВД Республики Дагестан не обеспечивает подведомственные службы в необходимом количестве талонами миграции. Нередки случаи, когда и при наличии бланков талонов их не заполняют при осуществлении прописки-выписки. Часто "забывают" прописывать (выписывать) и несовершеннолетних детей.

Многочисленны факты, когда граждане, имеющие паспорт. годами нигде не прописаны (в ходе проверок установлены факты, когда разрыв между датой получения паспорта и регистрации его достигал пяти лет). Данные паспортно-визовых служб также неполные. Так, при подворных обходах выявлены граждане, не числящиеся в регистрации паспортного стола, но имеющие штамп в паспорте.

Не секрет, что имеют место факты регистрации (прописки) в нескольких местах, наличия у граждан нескольких паспортов.

Подобные нарушения особенно не допустимы в нынешней сложной криминальной и политической ситуации, так как они могут быть использованы, например, во время выборных кампаний.

По способам и причинам миграции нужно выделить вынужденную и принудительную. Они оказывали и продолжают оказывать серьезное воздействие на расселение людей и соответственно на характер их взаимоотношений в Дагестане, Такие миграции в XX веке осуществлялись в несколько этапов.

Первый этап "проявил себя" с первой половины 1920-х годов в виде "плановых переселений с гор на низменность". К 1924 г. на равнине было образовано 57 переселенческих поселений, в 1247 хозяйствах которых насчитывалось б тыс. человек. В 1924-1928 гг. было образовано 26 новых поселков, куда было организованно переселено 2080 хозяйств, или около 10 тыс. человек. Первый этап вынужденного переселения мотивировался, главным образом, экономическими соображениями.

Второй этап был напрямую связан с коллективизацией: в порядке "борьбы с кулачеством" принудительному - уже в полном смысле этого слова - переселению подвергались преимущественно зажиточные ("кулацкие") хозяйства. Сигналом к насильственному выселению послужило принятие постановления бюро Дагобкома ВКП(б) о переселении из Дагестана за пределы Северо-Кавказского края 400 "кулацких" хозяйств в феврале 1935 г. и 600 "кулацких" хозяйств в сентябре 1936 г. К "кулацким" относили тогда хозяйства, имевшие или одну мельницу, или два вола, или одну лошадь, или две коровы. Сельским Советам, местному комитету ВКП(б) и "уполномоченным" от НКВД предоставлялись почти неограниченные права в определении того, кто кулак, а кто нет. Само выселение происходило в нечеловеческих условиях. Депортированных направляли в основном на Урал и в Казахстан. В первой половине 1941 г. было решено переселить 1200 хозяйств из Дагестана в Азербайджан и Грузию и еще 500 - внутри республики. Основной поток переселенцев предполагалось разместить в равнинной зоне, уменьшив их выход за пределы республики. Кроме того, план переселения на третью пятилетку (1938-1942) предусматривал перемещение 7760 хозяйств, из них 2410-во вне Дагестана (в Азербайджан, Грузию, Казахстан, на Дальний Восток). В связи с началом войны осуществить все эти планы не удалось.

Следующий, третий этап принудительных миграций в Дагестане отсчитывает свое начало с депортации чеченцев, в том числе и чеченцев-аккинцев с территории Дагестана. Из восьми населенных пунктов компактного проживания чеченцев-аккинцев в бывшем Ауховском районе было выселено 10,4 тыс. человек, еще 8,7 тыс. человек - из Хасавюрта и 15 населенных пунктов Хасавюртовского, Бабаюртовского, Кизлярского, Казбековского районов. В качестве следующего шага последовало замещение выселенных чеченцев другими народами республики. Этими "другими" стали аварцы, лакцы, даргинцы из горных районов. К 15 апреля 1944 г. переселению на бывшие чеченские земли подверглись 1300 хозяйств, А в течение всего 1944 г. вместо 6300 хозяйств из Дагестана, предусмотренных мартовским Постановлением СНК СССР, к переселению в прикрепленные к Дагестану районы, на земли высланных со своих мест чеченцев и ингушей были переселены около 18 тыс. хозяйств (61 тыс. человек). В итоге с 20-х годов до августа 1944 г. на равнинные земли Дагестана и Чечене-Ингушетии было переселено 1 б, 1 тыс. хозяйств из 21 горного района. Полностью были переселены 144 аула, частично -более 100 селений, а всего - около 162 тыс. человек.

Перемещения населения в таких масштабах, причем принудительно и без соответствующей материально-технической подготовки и обеспечения, не могли не отразиться на состоянии экономики как в местах выселения, так и в местах вселения. Целые районы пострадали от этой акции, многочисленными оказались и людские жертвы.

Четвертый этап "плановых" переселений следует отсчитывать, начиная с середины 1950-х годов, когда проблема переселения горцев на равнину вновь стала политически и экономически актуальной. К 1957 г. предусматривалось переселение на равнину еще 10 тыс. горских семей, причем впервые намечалось плановое переселение ряда аулов целиком. В 1950-е годы было переселено около 19 тыс. семей, или 87 тыс. человек, а в 1960-е годы - 12,6 тыс. семей, или 83 тыс. человек. В общей сложности за послевоенный период плановым переселением на равнину было охвачено 15,5 тыс. хозяйств (или 32,6 тыс. человек) из 138 аулов из 27 горных и предгорных районов. При этом было ликвидировано 41 селение, преимущественно в южных горных и предгорных районах, в том числе только в одном Ахтынском районе - 12. Отметим, что полное переселение некоторых аулов из центральных районов (Кумторкала и др.) было обусловлено необходимостью ликвидировать последствия землетрясений 1970, 1973 и 1974 гг. Благодаря переселению на равнине возникло 62 новых поселка, а общее число переселенцев за послевоенный период составило около 175 тыс. человек.

Пятый этап насильственных переселений был вызван возвращением депортированных чеченцев на места их прежнего проживания. Предшествовало этому принятие ряда государственных актов, и прежде всего Указа Президиума Верховного Совета СССР и последующих правительственных решений Правительств СССР, РСФСР и ДАССР "О восстановлении Чечено-Ингушской Республики" и "О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, высланных в период Великой Отечественной войны" от 12.03.1957 и от 8.03.1958. По результатам практического выполнения принятых решений границы Дагестана вновь подверглись изменению. Чечено-Ингушская АССР восстановлена в прежних границах, кроме того, из Ставропольского края были переданы Караногайский, Кизлярский, Крайновский и Тарумовский районы и город Кизляр; в то же время Ачукулакский и Каясуменский районы из состава Дагестанской АССР были переданы в состав Ставропольского края.

В период с 1957 по 1963 г. в Дагестан прибыло 6389 семей чеченцев, в составе более 28 тыс. человек. В Хасавюрте было размещено 2300 семей, Хасавюртовском районе - 3776 семей, в Казбековском - 163 и в Новолакском - 150 семей. В Хасавюртовском районе чеченцы проживают в 20 населенных пунктах, в Новолакском - в 14, в Казбековском - в двух.

В настоящее время в Хасавюртовском районе чеченское население имеет 10 совхозов и колхозов с чисто чеченским или преобладающим чеченским населением.

Одновременно (в 1959-1963 гг.) в Дагестане велись работы по хозяйственно-бытовому обустройству более 16 тыс. хозяйств дагестанского населения, вернувшегося вторично (а в некоторых случаях, и в третий раз) из районов, отошедших во вновь созданную Чечено-Ингушскую АССР. За 1957-1963 гг. были переселены вновь и обустроены на неосвоенных территориях от Хасавюрта до Дербента и вдоль автомагистрали Ростов-Баку более 30 тыс. человек (преимущественно аварское население - между Хасавюртом и Махачкалой, преимущественно даргинское - между Махачкалой и Дербентом). Соответственно возник вопрос о переселении лакцев из Новолакского района - вопрос, не решенный и по сей день. В 1957 г. была достигнута договоренность между чеченским и лакским населением, а также Правительством Дагестана о расселении чеченцев в Хасавюртовском районе - на более чем 30 тыс. га плодородных земель, где было создано свыше 10 населенных пунктов.

Однако после апреля 1985 г. та часть чеченского населения, которая в 1957-1963 гг. была заселена в Хасавюртовский регион, вновь предъявила претензии на земли Новолакского района, что стало проблемой N 1 для Дагестана, Мелкие споры и требования могли перерасти в кровавый конфликт между чеченцами, с одной стороны, лакцами и аварцами - с другой.

В 1992 г. лакское население Новолакского района проявило добрую волю и понимание и приняло решение переселиться в новое место .(С 1944 г. в Новолакском районе выросли и обжились уже два поколения лакцев и аварцев - около 14 тыс. человек.Принятое решение о готовности добровольно переселиться, усилия, предпринятые общественными национальными движениями и руководством республики, помогли отвести вооруженные конфликты и начать работу по восстановлению Ауховского района и переселению лакцев на новые, невоенные приморские территории севернее Махачкалы и вдоль федеральной автомагистрали "Кавказ".

К шестому этапу вынужденных миграций следует относить период 90-х годов, когда под влиянием межнациональных трений началось массовое возвращение дагестанцев на родину. В республике проживают также около 2,0 тыс. семей (9,3 тыс. человек), вынужденно покинувших в 1989-1990 гг. в результате известных событий места своего постоянного проживания в Гурьевской области Республики Казахстан, которые размещены в основном в районах Южного Дагестана, традиционно отличающихся высокой безработицей и низким уровнем получаемых населением доходов. Отдельные из этих семей до сих пор не обустроены жильем. Из республик Средней Азии (в 1993 г. из Таджикистана вернулось 136 семей лакцев и т. д.), из Грузии (Кварельский район) возвратилось около 200 семей аварцев, а в последнее время прибывают семьи и из регионов Северного Кавказа. Имели и продолжают иметь место многочисленные факты, когда дагестанские семьи (в основном даргинские), в течение двух-трех поколений обживавшие периферийные восточные и юго-восточные районы Ставропольского края, из-за прессинга со стороны местного казачества стали в массовом порядке покидать их и возвращаться на родину.

Всего с начала официальной регистрации (с июля 1992 г.), по данным Миграционной службы, из числа лиц, прибывших в Республику Дагестан, признаны вынужденными переселенцами и беженцами более 4 тыс. семей в составе 14 тыс. человек. По состоянию на 1 августа 2002 г.в республике остаются на учете в миграционной службе 2,9 тыс. семей с численностью 9,6 тыс. человек, 64% из них из Чеченской Республики, остальные из республик Средней Азии, Казахстана и Закавказья (Азербайджан, Грузия). Подавляющее большинство (75%) зарегистрированных в республике вынужденных переселенцев и беженцев являются лицами коренных национальностей Дагестана, 18% русские и 3% - чеченцы. Они размещены почти по всей территории республики и проживают у родственников, знакомых или на арендованной в частном порядке жилплощади. Многие прибыли без средств к существованию, не обеспечены работой, не имеют других источников постоянного дохода и остро нуждаются в материальной поддержке,

В связи с проведением военных действий в Чеченской Республике покинули места своего постоянного проживания, прибыли в Дагестан и взяты на учет миграционной службой с августа 1999 г. по август 2002 г. 2,5 тыс. семей с численностью 8,6 тыс. человек, из которых 41% дети. 353 семьи, прибывшие из Чеченской Республики, с численностью 915 человек заявили о своем желании остаться на постоянное жительство в Дагестане. Статус вынужденных переселенцев получили 350 семей с численностью 903 человека, в том числе 45% детей. В результате стабилизации обстановки 1231 семья с численностью 3210 человек вернулась в места своего постоянного проживания в Чеченскую Республику, и 10 семей с численностью 32 человека направлены в другие регионы России.

Возвращаясь к вопросу о принудительном переселении горского населения Дагестана на равнину, следует отметить, что отношение к нему не может быть однозначно положительным или однозначно отрицательным. С одной стороны, двуединая социально-экономическая задача ликвидировать или смягчить аграрную перенаселенность в горах и освоить равнинную зону в значительной степени была решена именно благодаря плановому переселению, во многом стимулировавшему общий подъем экономики Дагестана, В то же время административно-командные методы осуществления такого переселения, напоминавшие крайние случаи "плановых" переселений чеченцев и других "наказанных" народов, заслуживают, безусловно, негативной оценки. Сам по себе этот процесс, в сочетании с просчетами в осуществлении коллективизации горского хозяйства (в части уничтожения хуторской системы) привел к такому нежелательному процессу, как забрасывание обрабатываемых земель и к общему ухудшению структуры землепользования в горах, что в перспективе привело к резкому усилению уже не "плановой", а добровольной ("стихийной") миграции с гор.

Отток населения из республики, по-видимому, будет продолжаться, так как причины, его побуждающие, остаются в силе и носят долговременный характер. Пока нет серьезных оснований считать, что в республике началось активное создание рабочих мест, а влияние криминального фактора и культа грубой силы существенно ослабнет и удастся повысить общий уровень городской культуры,

Рост миграционного настроения в республике подтверждается и социологическими опросами, которые проводились Госкомстатом Республики Дагестан в рамках проекта "Мониторинг перемен: оценки, мнения и суждения дагестанцев", под руководством социолога Э. Кисриева (ДНЦ РАН).

В большей степени настроены на отъезд горожане, лица в возрасте до 30 лет, служащие и специалисты с высшим образованием. Дагестан собираются покинуть до 30% русских и каждый пятый дагестанец.

Распределение ответов населения Дагестана о причинах миграционных настроений в 2001 г. характеризуется следующими данными (в % к числу опрощенных; респонденты могли выбрать более чем одну позицию, поэтому итоговая сумма превышает 100%):

Русские считают себя ущемленными в вопросах соблюдения национального равноправия, более 50% из них убеждены, что находятся в менее выгодном положении по сравнению с представителями других национальностей.

Рост миграционных настроений в республике и убыль из нее населения проходят на фоне снижения политической и межнациональной напряженности. По данным социологических опросов, доля респовдентов, характеризовавших политическую обстановку как напряженную, снизилась с 83% в 1998 г. до 35% в 2001 г., а отмечающих межнациональные отношения как нетерпимые - с 23до 14%.

***

Люди едут в Дагестан и уезжают из него. Люди меняют место жительства и внутри Дагестана, Это объективный процесс в русле мировых тенденций. Чем больше разность экономических потенциалов регионов Дагестана, России и сопредельных стран, тем значительнее миграционный поток.

Неравенство хозяйственных систем регионов в стране и республике все в большей степени становится проблемой их конкурентоспособности, отражающей разные потенциальные возможности адаптации таких систем к условиям свободного рынка. Данную закономерность надо учитывать при обосновании государственной стратегии регионального развития, основу которой должна составлять поддержка тех регионов, которые по объективным причинам менее способны активно воспринимать инновации. Необходимо также, чтобы в подобной стратегии заранее определялось место региона на внутреннем (региональном), национальном (внутрироссийском) и внешнем (международном) рынках с учетом его как географического положения, так и конкретного этапа социально-экономического развития. Критерием эффективности использования ресурсов региона при этом должно служить наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при минимизации совокупного потребления дефицитных ресурсов (для Дагестана -земли, капитала и др.) и максимизации избыточных (для Дагестана - трудовых ресурсов) приданном уровне развития производительных сил.

Никакие административные запреты миграцию не остановят. Она все равно будет существовать, но уже криминальная - за взятки или без регистрации вообще.

Этническое разнообразие городов, и вообще России в целом, растет и будет расти соответственно экономическому росту. К этому явлению нужно относиться с пониманием. Задача государства - минимизировать отрицательные последствия, которые несет миграция, действуя и политическими, и экономическими мерами.

Конечно, нужно учитывать различия в вероисповедании, создавать для представителей всех конфессий возможности для сохранения их традиций. Но у нас не должно быть отдельно исламских школ, отдельно - православных или иудейских.

Проблема миграции заключается также в этнокультурных различиях мигрирующих людей. Интеграция их в новые условия, традиции, культуру - процесс непростой...

Иначе начнется дезинтеграция общества.

ГРАФИКА:

Рис. 1. Динамика внешнего миграционного оборота (в % к 1990 г.)@|&;

Рис. 2. Миграционный прирост (убыль) населения Дагестана (тыс. человек)@|&;

Рис. 3. Миграционный прирост (убыль) населения Дагестана (человек)@|&;

Рис. 4. Доля русских, покидающих Дагестан (в % к их численности за соответствующий период)@|&;

Рис. 5. Коэффициент интенсивности миграции (миграционный оборот в расчете на 1000 населения)@|&;

Таблица 1 Внутриреспубликанская миграция в 1997-2001 гг.@|&;

Таблица 2 Доля русского населения в северном Дагестане (в % к общему числу проживающих)@|&;

Таблица 3 (в % к числу опрошенных)@|&;

Таблица 4@|&;


С.В. Ильяшенко, Госкомстат Республики Дагестан, 3, стр. 54-61, Вопросы статистики
27/03/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Соколин В.Л.
Госкомстат России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Госкомстат России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации