Последний шанс
МНС подгоняет нерасторопных
МНС придумало, как стимулировать компании к перерегистрации. Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников внес законопроект, способный осложнить жизнь 1,6 млн фирм-нарушителей. На судебную ликвидацию такого количества "уклонистов" налоговикам потребовалось бы минимум три года.
Принятый в 2002 г. закон о регистрации юридических лиц обязал все фирмы подать сведения о себе в местные налоговые органы. Непредставление документов до 1 января 2003 г. является основанием для удовлетворения судом иска налоговиков о ликвидации юрлица.
Половина российских компаний не сочли нужным пройти перерегистрацию. По словам замглавы МНС Михаила Мишустина, из 3,2 млн юрлиц заявления о регистрации подали лишь порядка 1,6 млн организаций. Из 1,6 млн "уклонистов" 1,3 млн являются "мертвыми", т. е. не сдают налоговикам отчетность или приносят пустые балансы. Оставшиеся 300 000 компаний налоги платят, но документов в органы не подали. Мишустин пообещал подготовить иски о ликвидации нарушителей до 1 июля, после чего 2,5 года уйдет на эту судебную процедуру.
Но ждать три года налоговики не согласны. Как сообщил "Ведомостям" председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников, он внес в Думу поправки к закону о регистрации, по которым налоговики получат право внести "уклонистов" в единый реестр юрлиц, наградив их специальной отметкой. Поскольку реестр публичный, партнеры по бизнесу увидят, что "данная компания находится на грани ликвидации", говорит Крашенинников. По словам депутата, не прошедшие перерегистрацию фирмы одновременно с занесением в реестр лишатся права выступать учредителем других юрлиц и вносить любые изменения в собственные учредительные документы.
Источник "Ведомостей" в МНС признался, что "министерство активно участвовало в подготовке этой [Крашенинникова] поправки". Сам депутат называет поправку "своей собственной, но одобряемой МНС".
Сначала МНС попытается "уговорить" фирмы зарегистрироваться: "Пока мы не подали иск [о ликвидации] в арбитражный суд, те, кто не прошел перерегистрацию, еще могут заявить о себе", - говорит начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков УМНС по Петербургу Татьяна Мишина.
Независимые консультанты считают, что поправка Крашенинникова может заставить пройти перерегистрацию только тех, кто и сам собирается это сделать. "А подавляющая масса "мертвых" компаний без оборотов не избежит ликвидации", - говорит Павел Семенов из Центра правовых экспертиз.
Крашенинников уверен, что депутаты примут его поправку, если правительство пришлет положительное заключение. Впрочем, Минэкономразвития пока отказывается ее визировать. Получить вчера комментарии на эту тему в ведомстве Грефа не удалось.
Опрошенные "Ведомостями" независимые юристы в один голос заявляют, что поправка Крашенинникова противоречит и Конституции, и Гражданскому кодексу. По их мнению, ограничить права юрлиц может только суд. "Правоспособность юрлиц нельзя ограничивать административно, тем более задним числом", - уверена юрист ИНП "Общественный договор" Диана Сорк. По ее словам, принятый в 2002 г. закон о регистрации таких санкций не предусматривал. Запрет на учредительство ограничивает возможность акционеров распоряжаться собственными средствами и может быть опротестован в Конституционном суде, считает адвокат коллегии "ФБК-Право" Петр Достовалов.
Впрочем, инициативой Крашенинникова возмущено его партийное руководство. Руководитель фракции СПС Борис Немцов пообещал "Ведомостям" передать однопартийцу, что "до суда ограничивать свободную хозяйственную деятельность недопустимо".
Борис Грозовский Андрей Мусатов, Ведомости 24 января 2003, Ведомости (online)
24/01/2003
|