Весенняя сессия ГД: на повестке дня - два кодекса
Сегодня начинается весенняя сессия Государственной Думы. До последнего заседания сессии 21 июня депутатам предстоит рассмотреть не одну сотню законопроектов. О планах нижней палаты парламента мы будем говорить сегодня с главой думского комитета по законодательству Павлом Крашенинниковым. - Павел Владимирович, скажите, уже известен примерный график работы Государственной Думы? КРАШЕНИННИКОВ: Да. Уже этот график в принципе мы утвердили как раз по окончании осенней сессии. Сегодня приступаем, сегодня у нас повестка - больше 30 проектов законов плюс еще правительственный час. Я считаю, такого вообще никогда не было, чтобы в первый же день повестка была перегружена. Но посмотрим, если будет такой темп, наверное, удастся сделать побольше. - Какие законопроекты, которые вам и вашим коллегам предстоит рассмотреть до лета, вы считаете самыми главными, как раньше сказали бы, судьбоносными? КРАШЕНИННИКОВ: Наверное, мне ближе то, что проходит через наш комитет. Во-первых, хочу сказать, что в прошлом году пять кодексов было принято. Это Кодекс об административных правонарушениях, это Гражданский кодекс (третья часть), Земельный, Трудовой. Такого вообще никогда не было. У нас прошлая Дума не приняла ни одного полного кодекса. А тут за один год только - пять. И мы хотим вот эту продолжить инициативу, этот опыт. В частности, мы полагаем на весенней сессии рассмотреть два очень важных кодекса - Арбитражно-процессуальный кодекс и Гражданско-процессуальный кодекс. Это те кодексы, которые решают, какое должно быть судопроизводство в гражданских делах. Если Арбитражно-процессуальный касается непосредственно экономических споров, то ГПК, он рассматривает трудовые, гражданские, жилищные споры и так далее, то есть те, которые очень важны, и те, которые гораздо больше действуют в жизни, нежели, скажем, тот же самый Уголовно-процессуальный кодекс, который мы приняли тоже только что. Если говорить о существенных изменениях, то можно, наверное, сказать о некотором снижении прокурорского надзора. То есть мы отказываемся от того, что раньше называлось общим надзором, когда прокуратура могла вмешиваться в любой процесс, - когда есть интересы государства и когда их нет. Мы полагаем, что сейчас если участниками процесса являются, к примеру, два частных лица, не важно, это граждане либо юридические лица, то прокуратура не имеет права вмешиваться в процесс. - То есть, по сути дела, постепенно функция прокуратуры сводится к поддержанию государственного обвинения? То есть изымаются некоторые надзорные функции? КРАШЕНИННИКОВ: У нас в Уголовно-процессуальном кодексе, действительно, это поддержание обвинения. Это, конечно, следствие по достаточно большой категории дел. И в значительной степени - ответственность за проведение следственных мероприятий. То есть это и надзор, и согласие на возбуждение уголовных дел, и так далее. А вот что касается гражданского процесса, да, вы правы, здесь этот уровень снижается. Например, мы знаем, что подавляющее число споров в арбитражных судах - это хозяйствующие субъекты. Как известно, с точки зрения гражданского права они являются равными. Но когда на одной стороне выступает прокуратура, то о равенстве здесь говорить как-то достаточно сложно, на мой взгляд. Поэтому мы полагаем, что, если государственные интересы есть - например, министерство издает нормативный акт, который противоречит Конституции, например, губернатор издает какой-то акт, либо нарушаются права ребенка, то есть есть публичный интерес, государственный, - тогда, конечно, прокуратура не только может, но и должна быть участницей процесса и влиять на принятие решения, представлять те или иные доказательства. Если же этого нет, то, по нашему глубокому убеждению, прокуратура здесь не может вмешиваться, здесь стороны должны представлять доказательства, стороны должны убеждать суд. И затем уже будет приниматься то или иное решение. - Депутаты также будут рассматривать четвертую часть Гражданского кодекса. Она посвящена отношениям в сфере интеллектуальной собственности. Скажите, принятие этой части приведет к тому, что у нас авторское право, скажем, будет охраняться так же ревностно, как на Западе? КРАШЕНИННИКОВ: Мы третью часть только что приняли, там у нас наследственное право и международное частное право. Первоначально мы планировали, что в третью часть будет включен раздел, посвященный вот этой самой интеллектуальной собственности, но потом в связи с тем, что не смогли все вопросы согласовать, разделили еще на четвертую часть. Сейчас у нас идет работа пока непосредственно в правительстве и в Центре частного права при Президенте. Но так договаривались, что в начале этого года этот закон будет внесен. Он действительно будет посвящен не только авторскому, всемирным правам, он будет касаться и товарных знаков, и промышленной собственности, патентного права. То есть это достаточно большой закон, которого кодифицированно у нас еще пока, к сожалению, в нашей стране не было. Я думаю, что да, эти нормы будут полностью соответствовать международным правовым нормам, и мне кажется, что мы сможем лучше защищать свои права интеллектуальные, если они есть. Еще иногда говорят модные слова "интеллектуальная собственность", а еще принято говорить "права на результаты интеллектуальной деятельности". - А если касаться судебной реформы? Там, я так понимаю, планируется рассмотрение президентского пакета, порядка 20 законопроектов. КРАШЕНИННИКОВ: Вот к судебной реформе. Я бы и не отвергал вот эту самую интеллектуальную собственность. Конечно, два процессуальных кодекса. Это наряду с УПК одни из главнейших законов судебно-правовой реформы. У нас на подходе закон об адвокатуре, который в принципе мы хотели рассмотреть в конце прошлого года, но из-за согласований, в том числе с адвокатами, не все получилось. Но он будет выноситься, этот закон, я надеюсь, что мы в скором времени будем иметь не Положение об адвокатуре, которое сегодня есть, 1980 года, а закон, который будет четко прописывать права, обязанности, статус адвоката, контроль, между прочим, за ним, за адвокатурой - не в смысле процесса, а в смысле того, чтобы они не забывали, что у нас есть дела, которые можно и нужно вести бесплатно, то есть бесплатная юридическая помощь, которая в Конституции прописана; чтобы сроки не затягивались, чтобы не было таких иногда случаев, когда просто адвокат систематически не является на судебное заседание без уважительных причин. Конечно, это все должно быть в законе. И я надеюсь, что все-таки у нас будет полноценный закон, может быть, впервые за много лет. - На этой сессии депутатам предстоит, видимо, обсудить законопроект о Конституционном собрании. Этот орган в будущем сможет изменять Конституцию страны. Известно, что уже есть два проекта закона. Один, по-моему, от вашей фракции, от фракции СПС. Вероятно, будет еще один законопроект - Президента Путина. Что по этому поводу можно сказать, сильно различаются эти законопроекты? КРАШЕНИННИКОВ: От Президента еще нет. Что касается от СПС, от одного из членов СПС (это депутат Борис Надеждин), пока мы, фракция, не определялись, как за него голосовать. Понимаете, это не тот орган, который будет менять Конституцию, но без которого изменения в Конституции невозможны. У нас Конституция - разные разделы, принятие их разное. И вот несколько разделов, глав, они не могут быть приняты без решения Конституционного собрания. Не знаю, я пока к этому отношусь достаточно спокойно. И я полагаю, что, если бы не было этого закона, может быть, было бы меньше разговоров о внесении поправок в Конституцию. - Ваша личная точка зрения: сейчас что-то в Конституции нужно менять? КРАШЕНИННИКОВ: Моя позиция как юриста - да, конечно, есть моменты, которые, может быть, не согласуются между собой даже внутри Конституции, может быть, их нужно править. Но с точки зрения политической, я считаю, наверное, сейчас это делать нельзя, а если делать, то очень аккуратно, создавая государственную специальную комиссию, чтобы прорабатывали специалисты вначале, а потом политики. А не наоборот. Понимаете, когда политики вначале говорят, а потом юристы это все оформляют, иногда получается не очень это все правильно. Поэтому я бы, во всяком случае, не спешил с принятием данного закона. Чтобы не было такого, что вот давайте принимать завтра, как было с гимном, например. Так что я к этому очень спокойно отношусь и считаю, что это не является ключевым и важнейшим законом, который нужно принимать на весенней сессии. - Еще одна горячая точка. Судя по всему, этой точкой станет проект закона о введении в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Мы помним, что Земельный кодекс, который касался лишь двух процентов земель, прошел после ожесточенной борьбы. Ваш прогноз: этому составу Госдумы удастся утвердить новый проект, который касается всех остальных земель? КРАШЕНИННИКОВ: Давайте будем точными. Во-первых, право частной собственности у нас появилось в Конституции, две статьи есть. Затем в прошлом году, как-то это не очень громко было, но появилась у нас целая глава в Гражданском кодексе, которая как раз и регулировала право собственности на землю, в том числе право частной собственности. Этот закон прошел. И только после него Дума подошла к подготовке Земельного кодекса; только после этой главы, которая касалась всех категорий земель без исключения, только после этого стали разрабатывать Земельный кодекс, внесли его, приняли. Я не уверен, что это два процента. Речь идет о сделках. Тут, понимаете, есть некое лукавство. Очень много норм Земельного кодекса действует на все земли без исключения. И это правильно. Что касается сделок, самого оборота, то да, там есть ограничения. И здесь можно говорить о какой-то процентовке. Хотя это, наверное, сейчас достаточно сложно говорить, потому что сельхозземли, например, под Москвой все застроены дачами. И те, кто бывает под Москвой, видят, что там происходит. Это уже давно не земли сельхозназначения. Что касается вот этого закона, то, мне кажется, вполне возможно, что мы можем его принять. Но здесь уже во мне говорит доктор юридических наук, а не депутат. Надо просто понимать, что оборот у нас сегодня вообще любого товара и недвижимости определен. У нас есть Гражданский кодекс. Что такое оборот? Это сделки. Купля - продажа, мена, дарение, аренда, наследование и другие сделки - это все регулируется Гражданским кодексом. Должны быть особенности? Да, безусловно. Поэтому мне представляется, что можно вести речь о законе не об обороте, если быть точным, а об особенностях оборота земель сельхозназначения, об особенностях по сравнению с другими землями и об особенностях по сравнению с другими, так сказать, недвижимыми объектами. В данном случае под особенностями, конечно, сезонность нужно понимать. Нужно понимать, что сделать с урожаем, который остался. Продана земля в июле, к примеру, - урожай уже там, в земле, или нет (я не знаю, я не большой специалист в сельском хозяйстве). Но эти вопросы - кстати говоря, здесь ничего не надо выдумывать, - они неплохо прописаны за рубежом. Они, кстати, у нас до революции неплохо были прописаны. Можно это все посмотреть. А заново конструировать нормы о купле-продаже, о дарении и так далее - это просто было бы бесполезной тратой времени; второе - это было бы неправильно; и третье - это бы вступило в противоречие с Гражданским кодексом. И вот такой перспективы я не вижу. - Тем не менее, когда принимался Земельный кодекс, все-таки и коммунистам все объясняли, что это только два процента, что не стоит беспокоиться и так далее. КРАШЕНИННИКОВ: Тем не менее они беспокоились, и драку даже учинили. Я не про это хочу сказать, я хочу сказать про закон, что такой закон нужен и возможен. И нужно речь вести именно о тех особенностях, которые действительно есть. Если мы начнем эти особенности выдумывать, то мы просто затормозим то, что сегодня происходит, потому что все равно оборот сельхозземель есть. Вот когда мы 17-ю главу проводили, я имею в виду право собственности, я специально поднял цифры официальные. У нас за 2000 год было более миллиона сделок с землей. То есть это ни для кого не секрет. Я думаю, любой гражданин знает, что можно купить землю за такие-то деньги. Другой вопрос, что правила должны быть единые и – федеральные, а не какие-то местные, которые сами начальники выдумывают. Поэтому мне кажется, что такой закон нужен. Он должен быть не очень большой. Эти особенности должны быть четко, понятно прописаны. И я думаю, что вполне в весеннюю сессию мы можем принять этот закон. - В планах Госдумы есть и проекты, которые касаются национализации. Насколько это актуально сегодня для России? КРАШЕНИННИКОВ: Сам процесс? - Сам процесс и закон. КРАШЕНИННИКОВ: Думаю, что он не актуален, хотя в принципе такой закон был бы не вреден, когда бы были прописаны критерии: когда это возможно, за какие деньги - рыночные, нерыночные. Все эти моменты должны быть прописаны. Более того, в Гражданском кодексе есть специальное упоминание, что это возможно, но только в случаях и в порядке, предусмотренном федеральным законом. Те законы, которые сегодня уже представлены, - я ни одного серьезного не видел. И поэтому считаю, что перспектив маловато, так скажем. - Как сообщила первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, ожидается, что президентская сторона скоро внесет в Госдуму законопроекты, направленные на дальнейшее формирование вертикали управляемости и ответственности. Речь идет, насколько я понимаю, о реформировании органов местного самоуправления. Вот по этому поводу вы что-то можете сказать; по крайней мере, в каком направлении пойдет реформа? КРАШЕНИННИКОВ: Я думаю, что надо ей вопросы такие задавать. Я не знаю такой информации. Насколько я знаю план законопроектной деятельности, в том числе и правительственной, я там таких законов не видел. Укреплять вертикаль, стул, я не знаю, нельзя до бесконечности. Должна быть какая-то оптимальная вещь, какие-то должны быть права и органов местного самоуправления, и органов государственной власти субъектов Федерации. А если все просто вытаскивать наверх, это все может в определенный момент поехать не туда. - Есть ли какие-то перспективы у закона об альтернативной гражданской службе, или эта проблема решится только после того, как закончится военная реформа, то есть лет через восемь-десять? КРАШЕНИННИКОВ: Нет, я не думаю, что надо это все увязывать с военной реформой. Это закон, который предусмотрен Конституцией. Сейчас у нас три проекта закона. Мне кажется, что перспективы есть. Все три проекта, конечно, нуждаются в доработке. Но я думаю, что мы выберем один из них, по регламенту мы именно так должны сделать, мы должны поставить на альтернативное голосование. И тот, который набирает больше, с ним уже, так сказать, продолжается работа. Я думаю, что сейчас текст еще раз был поправлен, уже буквально в последний день работы осенней сессии мы провели опять комитет по данному вопросу. Вот и сегодня окончательный текст, который будет вынесен на первое чтение, мы опять рассылаем на заключение правительства. Сегодня этот вопрос мы обсуждали, в том числе на заседании в кулуарах, вчера - в Совете Государственной Думы. Поэтому мы постараемся обязательно в первом чтении его принять сейчас, в весеннюю сессию. И мне кажется, что, конечно, этот закон очень важен и очень необходим. - Насколько я понимаю, он будет в большой степени согласован с правительством, и есть надежда, что он пройдет и Совет Федерации, и будет подписан Президентом. КРАШЕНИННИКОВ: Я на это очень надеюсь, потому что уж очень деликатная сфера. И очень многие молодые люди этого ждут. Более того, сейчас же ведь пошла у нас совершенно, на мой взгляд, неправильная, незаконная, неконституционная тенденция, когда сами субъекты Федерации начинают принимать такое законодательство, определять условия и порядок прохождения вот такой службы. Это абсолютно неправильно. И я боюсь, что те молодые люди, которые поддадутся вот на эти акты, они могут в итоге опять попасть в армию. Это будет очередной обман. Этого нельзя делать. Но именно потому, что он очень важный, и именно потому, что его все ждут, нам, конечно, нельзя наделать там ошибок. И конечно, мы сегодня еще раз отправили на заключение. И я думаю, весной в первом чтении мы его примем. - Павел Владимирович, поговорим о думской стратегии и тактике. Известно, что на предыдущей сессии состоялось объединение "Единства", "Отечества" и "Всей России". Как вы считаете, есть ли у этой пропрезидентской группы еще резерв для расширения? В печати появляются прогнозы, что, скажем, вашей фракции, Союзу правых сил, придется сейчас постепенно сближаться именно с этим большим объединением прокремлевским. КРАШЕНИННИКОВ: Вы знаете, на самом деле придется, не придется - все зависит от конкретных проектов. Если проекты совпадают с нашим видением регулирования данной темы, то мы, конечно, голосуем вместе. И часто приходится и нам убеждать эти фракции, и они нас убеждают в необходимости принятия или непринятия конкретного проекта. Часто мы даем поправки или они. У нас в комитете, например, представители этих четырех фракций существуют, все в ранге замов, и конечно, мы не просто говорим, что вот у нас есть такие голоса и все равно мы это продавим. Мы убеждаем в необходимости или в ненужности конкретного законопроекта. Поэтому, если говорить о юридическом оформлении, так сказать, куда-то чтоб мы пришли, пока этого нет. У нас есть договор с "Яблоком" от 21 июня прошлого года, где мы договорились о координации своей деятельности по принятию законопроектов, то есть у нас есть координационный совет. И мы согласуем свои действия с тем, как нам голосовать по тому или иному законопроекту. Это не говорит о том, что это всегда так, но это почти всегда так. Это возможность услышать другие мнения. И я считаю, здесь нормальная работа. Что касается внутри фракции, вы знаете, что у нас сейчас четыре депутата вышли. - Вообще сейчас много говорят о расколе; действительно, образовалась "Либеральная Россия". Насколько серьезный это раскол? КРАШЕНИННИКОВ: Это не раскол. Просто есть Борис Абрамович Березовский, который выступил с инициативой образовать вот эту организацию. Появились сторонники у него, четыре депутата. Мы считаем, что появились - появились. У нас до этого четыре депутата пришли к нам из "Единства", до этого из "Яблока" приходили к нам люди. Поэтому говорить о расколе просто, мне кажется, не приходится. Все нормально. - А эти депутаты будут продолжать работать в вашей фракции, или они выходят из нее? КРАШЕНИННИКОВ: Нет. Они подали заявления. И я думаю, что сегодня - завтра это все будет уже оформлено. - То есть количество членов вашей фракции пока уменьшается? КРАШЕНИННИКОВ: Нет, оно у нас увеличилось вначале. А сейчас уменьшается на четыре. То есть у нас все равно больше, чем первоначально, когда мы пришли в Государственную Думу. - Как вы полагаете, как будут вести себя весной и летом левые фракции? Не секрет, что во время голосования по таким важным вопросам, как Земельный кодекс, бюджет, по сути дела, коммунистов и аграриев практически отсекли от принятия решения. Это положение сохранится? КРАШЕНИННИКОВ: Вы знаете, я не отношусь к левым, но все-таки этих людей избирали наши граждане. Поэтому всегда их отвергать - это, наверное, было бы неправильно. Нужно выслушивать, учитывать позицию; если она, конечно, неприемлема, если она противоречит концепции, ее нужно отвергать. Если что-то разумное, то вполне... Мы с комитетом по государственному строительству, который возглавляет Анатолий Иванович Лукьянов, работаем, по-моему, неплохо, с точки зрения профессиональной, наоборот, мы просто помогаем друг другу. Будут, конечно, большие проблемы по этому закону об обороте сельхозземель, будут. - То есть вы уже прогнозируете? КРАШЕНИННИКОВ: Да. Это заложено уже все. Понимаете, они требуют, чтобы это было в аграрном комитете. Значит, есть предложения, чтобы была создана специальная комиссия, такая же, как по Трудовому кодексу. Поэтому здесь конфликт будет, это обязательно. По другим законам - посмотрим. - Если вернуться к законодательной деятельности, что-то еще будет приниматься в отношении налогов? Известно, что у нас и так уже налоговая планка снижается с каждым годом. Что будет дальше? КРАШЕНИННИКОВ: Насколько я знаю, в комитете по бюджету и налогам есть уже внесенные несколько глав Налогового кодекса. Они сейчас рассматриваются. Мы недавно обсуждали главу, касающуюся госпошлины. Очень важно унифицировать все сборы, которые есть у нас в России. Их огромное количество. Чтобы это было не в инструкциях, не в отдельных нормативных актах, чтобы это было все в федеральном законе, в кодексе. Есть другие. Вот сейчас приступили к разработке Таможенного кодекса, и, наверное, закон о таможенном тарифе тоже будет немножко корректироваться. Поэтому здесь политика на либерализацию нашей налоговой системы будет продолжаться. Я надеюсь, что законы на эту тему будут качественные, потому что самые хорошие идеи, если они некачественно исполнены, могут сделать все наоборот. - Известно, что во время прошлой сессии возникало несколько вопросов по поводу явки депутатов, говорили, что депутаты плохо ходят за заседания. И, насколько мне известно, сейчас изменится порядок работы Госдумы. Так, пленарные заседания будут в среду и в пятницу, а не в среду и четверг, как было в прошлом году. Скажите, это как раз связано с тем, чтобы депутаты не уезжали в четверг вечером? КРАШЕНИННИКОВ: Чтобы они ходили лучше. Знаете, на самом деле с этой инициативой выступили председатели комитетов. Основная работа все-таки идет профессиональная в комитетах. И когда, я секрет расскажу, когда среда-четверг, тогда депутаты обязательно на сессию стараются, так скажем, приезжать. А пятница - день такой, что комитет очень сложно собрать. Нужно всех обзванивать, все время говорить, какая повестка, чтобы они пришли. А сейчас у нас получается, что между двумя пленарными заседаниями можно спокойно проводить один комитет, и в понедельник - второй. Поэтому с точки зрения работы комитетов, где именно готовятся все поправки, где текст отшлифовывается, где готовятся права и, в конце концов, лингвистическая экспертиза, я думаю, что это, конечно, очень важно. - Последний вопрос. На днях в печати появилось сообщение, что кто-то в Думе собирает компромат на депутатов и что этот компромат может стать достоянием гласности в самое ближайшее время. И что некоторые депутаты очень опасаются. Вы об этом что-то в Думе слышали? КРАШЕНИННИКОВ: Я вообще юрист, понимаете? И когда "где-то кто-то там порой", мне это не нравится. Пусть собирает кто-то, если хочет, если является чьим-то агентом. Потом прочитаем или посмотрим по телевизору. Сегодня, в день первого пленарного заседания Госдумы в этом году, у нас в гостях был Павел Крашенинников, глава думского комитета по законодательству. Вел передачу Борис Бейлин.
Борис Бейлин (ведущий программы), Радио Маяк
16/01/2002 10:35:00
|