НОВОЕ УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО - НАДЕЖНАЯ СИСТЕМА ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН
ВВОДНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
П. В. КРАШЕНИННИКОВ, председатель Комитета Государственной Думы по законодательству, доктор юридических наук, государственный советник юстиции Российской Федерации
Е. Б. МИЗУЛИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по законодательству, доктор юридических наук, профессор
1. Краткая историческая справка
В первом чтении проект УПК РФ был принят Государственной Думой второго созыва 6 июня 1997 года. К 1 июля 1999 года его подготовка к рассмотрению во II чтении была почти завершена. Однако принципиальные разногласия между ведомствами, особенно по вопросу подследственности, помешали принятию его в то время. К тому же, по мнению многих экспертов, проект нового УПК во многом воспроизводил положения действующего - старого - УПК РСФСР, который противоречил Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации. В связи с чем по поручению Президента Российской Федерации от 20 октября 1998 года проект УПК был направлен Министерством иностранных дел Российской Федерации в Совет Европы для проведения международно-правовой экспертизы на предмет его соответствия положениям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также решениям Европейского суда по правам человека, имеющим прецедентный характер.
Парламентские выборы 1999 года принципиально изменили политический состав Государственной Думы. В апреле 2000 г. Комитет Государственной Думы по законодательству подтвердил полномочия рабочей группы, состоявшей из 42 человек, которая ранее работала над проектом УПК. Однако первые заседания показали, что в таком составе рабочая группа неработоспособна, так как состоит из нескольких групп, которые по ряду вопросов имеют принципиальные идеологические расхождения. Поэтому было принято решение провести в начале сентября 2000 года "круглый стол" с участием широкого круга ученых и специалистов. "Круглый стол" по проекту нового Уголовно-процессуального кодекса при поддержке Американской Ассоциации юристов состоялся с 5 по 7 сентября 2000 г.
Тогда же участники "круглого стола" выработали ряд рекомендаций, адресованных Комитету по законодательству, значительно облегчивших впоследствии организацию работы над новым УПК. В частности, Комитету было рекомендовано создать малую рабочую группу, включив в ее состав по одному представителю от каждого заинтересованного ведомства и известных ученых. 20 ноября 2000 г. Комитет по законодательству создал такую рабочую группу, в состав которой вошли А.А. Алексеев (Министерство юстиции Российской Федерации), Л.Б. Алексеева (доктор юридических наук, профессор), С.Е. Вицин (доктор юридических наук), Б.Я. Гаврилов (Министерство внутренних дел Российской Федерации), А.П. Даньков (Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации), В.В. Демидов (Верховный Суд Российской Федерации), А.А. Ковалев (Федеральная служба безопасности Российской Федерации), А.П. Короткое (Генеральная прокуратура Российской Федерации), О.А. Кушнир (Правовое управление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации), П.А. Лупинская (доктор юридических наук, профессор), М.С. Палеев (Главное Государственное правовое управление Президента Российской Федерации), И.Л. Петрухин (доктор юридических наук, профессор). При этом Комитет не расформировал предыдущую рабочую группу, состоявшую из 42 человек, а преобразовал ее в экспертную группу.
Переданные в рабочую группу материалы содержали не только сам текст УПК, но и 3066 поправок к нему, а также около ста различных заключений. Первое, что сделала рабочая группа, - согласовала позиции по наиболее спорным и принципиальным вопросам, таким, как назначение уголовного судопроизводства, роль и процессуальное положение прокурора, следователя, суда, и др. Работа ускорилась после того как 28 ноября 2000 г. Президент Российской Федерации издал Указ о создании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства о судебной системе, которую возглавил Д.Н. Козак.
В рамках рабочей группы Д.Н. Козака была создана и подгруппа по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства. Обе рабочие группы стали работать в тесном взаимодействии, что позволяло не только быстро проводить необходимые согласования по принципиальным вопросам, но и облекать достигнутые договоренности в законодательную форму. По наиболее острым вопросам согласования с руководителями заинтересованных министерств и ведомств проводил Президент Российской Федерации В.В. Путин.
Все названное сделало возможным принятие УПК сначала во II чтении 20 июня 2001 г., а затем в III чтении 22 ноября 2001 г. Справедливости ради следует отметить, что при принятии в III чтении Государственная Дума возвратилась к процедуре II чтения, дополнив проект УПК еще 61 поправкой. Хотя эти поправки были внесены Президентом Российской Федерации, их внесению также предшествовала кропотливая и обстоятельная совместная работа обеих рабочих групп, которые вместе с аппаратом Комитета по законодательству воспользовались временем, которое у депутатов называется летними каникулами, для "чистки" проекта, т.е. для ликвидации в тексте проекта УПК пробельностей, которые по целому ряду причин не могли быть устранены в рамках его подготовки к III чтению.Если попытаться дать самую общую характеристику нового УПК, то она могла бы выглядеть следующим образом: на смену уголовному судопроизводству как средству борьбы с преступностью приходит уголовное судопроизводство как система гарантий прав граждан: во-первых, тех, кто преследуется; во-вторых, чьи права и законные интересы нарушены; в-третьих, тех, кто в силу закона занимается уголовным преследованием, чьи права, обязанности и ответственность должны быть четко и без двойных трактовок определены в законе.
2. Структура УПК
Новый УПК состоит из 5 частей.
I часть "Общие положения" включает 6 разделов, 18 глав и 139 статей.
II часть "Досудебное производство" включает 4 раздела, 14 глав и статьи со 140 по 226.
III часть "Судебное производство" включает 7 разделов, 17 глав и статьи с 227 по 419.
IV часть "Особый порядок уголовного судопроизводства" включает 2 раздела, 3 главы и статьи с 420 по 452.
V часть "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства" включает 1 раздел, 3 главы и статьи с 453 по 473.
Полагаем возможным и необходимым обратить внимание на то, что составной частью Кодекса являются Приложения. Их 123.
Сюда включено большинство образцов процессуальных решений, принимаемых в ходе уголовного судопроизводства. Те образцы процессуальных решений, которые не вошли в указанные Приложения, разрабатываются, как сказано в Федеральном законе о введении УПК в действие, для досудебного производства Генеральной прокуратурой Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, наделенными настоящим УПК полномочиями на производство предварительного расследования, для судебного производства - Верховным Судом Российской Федерации.
Безусловно, включение образцов процессуальных документов в состав УПК РФ было продиктовано стремлением унифицировать практику применения УПК и облегчить процесс введения его в действие.
3. Новые положения уголовно-процессуального законодательства
К числу основных новых положений, по которым новый УПК РФ отличается от старого УПК РСФСР, можно отнести следующие:
- Из числа задач уголовного судопроизводства исключена задача борьбы с преступностью. К задачам отнесены защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). При этом оговаривается, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
- Закреплено безусловное верховенство Конституции Российской Федерации. В ст. 1 УПК РФ записано, что Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации. Аналогичное положение в действующем УПК РСФСР отсутствует.
- Существенно расширен перечень понятий, используемых в УПК РФ (ст. 5). Всего их 60. Среди этих понятий появились такие, как "алиби", "апелляционная инстанция", "вердикт", "государственный обвинитель", "реабилитированный" и "реабилитация", "свидетельский иммунитет", "стороны", и др.
- В качестве государственного обвинителя обвинение в суде может поддерживать не только прокурор, но и по его поручению должностное лицо органа дознания (п. 6 ст. 5 УПК РФ).
- К стороне обвинения отнесен в первую очередь прокурор, а также следователь, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель (п. 47 ст. 5 УПК РФ). Признание того факта, что дознаватель и следователь в нынешнем уголовном процессе скорее выполняют процессуальную функцию обвинения, нежели правосудия, позволяет обеспечить гарантии принципа состязательности на стадии досудебного производства.
- В целях обеспечения прав участников уголовного процесса введен институт мер безопасности применительно к потерпевшему, свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства (часть 3 статьи 11 УПК РФ).
- Принцип презумпции невиновности впервые из теории в Федеральном законе отнесен к числу основополагающих принципов уголовного судопроизводства (ст. 14 УПК РФ). При этом провозглашается, что бремя доказывания обвинения лежит на стороне обвинения.
- К числу основополагающих принципов уголовного судопроизводства отнесен принцип состязательности, предусматривающий разделение функций защиты, обвинения и разрешения уголовного дела (ст. 15 УПК РФ). При этом устанавливается, что суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
- Исключен принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела (ст. 20 старого УПК РСФСР).
- Включено положение о необходимости мотивировать принимаемые процессуальные решения, адресованное не только судье, но и прокурору, следователю, дознавателю (ст. 7 УПК РФ).
- Упразднен институт прокурорского надзора в том виде, как он существовал по УПК РСФСР (ст. 25). В настоящее время надзор прокурора сохранен только в части надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).
- Установлено, что возбуждение уголовного дела возможно только с санкции прокурора (п. 2 ч.2 ст. 37 УПК РФ).
- Разведены основания прекращения уголовного дела и основания прекращения уголовного преследования. К числу оснований прекращения уголовного преследования отнесена непричастность лица к совершению преступления как полностью реабилитирующее основание (ст. 27 УПК РФ).
- Расширены основания прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон, а также в связи с деятельным раскаянием. Если по УПК РСФСР (ст. 7 и 9) эти основания применялись при прекращении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление небольшой тяжести, то по новому УПК РФ (ст. 25 и 26) эти основания могут применяться при прекращении уголовного дела также и в отношении лица, совершившего преступление средней тяжести.
- Расширены полномочия суда в ходе досудебного производства. Только суд вправе принимать решения, перечисленные в части второй статьи 29 УПК РФ, в том числе: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; о продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 УПК РФ; о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности; о контроле и записи телефонных и иных переговоров.
- Упразднен институт народных заседателей. Вместо него предусматриваются два вида коллегиального состава суда: с участием 12 присяжных заседателей и коллегией из трех профессиональных судей. При этом к подсудности трех профессиональных судей отнесены уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства подсудимого, заявленного до начала судебного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ).
- Расширена подсудность уголовных дел, рассматриваемых судьей единолично. Если по УПК РСФСР (ст.35) судья единолично может рассматривать уголовные дела о преступлениях, за которые максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы, то по новому УПК РФ (п. 1 ч.2 ст. 30)- уголовные дела о преступлениях, за которые максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы. При этом гарантией права обвиняемого на беспристрастный и справедливый суд является его право заявить ходатайство о рассмотрении уголовного дела коллегией из трех профессиональных судей.
- Расширена подсудность уголовных дел мировому судье. Мировой судья может рассматривать уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы (ч. 1 ст. 31 УПК РФ).
- Исключена альтернативная подсудность военных судов в случаях, когда по уголовному делу по обвинению группы лиц есть лица, не являющиеся военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы, и если они возражают против рассмотрения уголовного дела военным судом (ч. 7 ст. 31 УПК РФ).
- Предусмотрены основания изменения территориальной подсудности уголовного дела (ст. 35 УПК РФ) и установлен порядок принятия такого решения - в судебном заседании (ч. 3 ст. 35 УПК РФ).
- Установлен исчерпывающий перечень полномочий прокурора (ст. 37 УПК РФ), которые объединены процессуальной функцией прокурора по осуществлению уголовного преследования.
- Введен запрет возложения полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).
- Существенно расширены права подозреваемого, обвиняемого (ст. 46 и 47 УПК РФ). Жестко зафиксирован момент возникновения права на защиту для различных процессуальных ситуаций (ч. 3 ст. 49 УПК РФ). Применительно к задержанию лица в качестве подозреваемого таким моментом определен "момент фактического задержания" (п. 15 ст. 5 УПК РФ), то есть фактическое лишение свободы передвижения. При этом установлено, что подозреваемому должно быть обеспечено свидание с защитником наедине и конфиденциально до первого допроса (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). Допрос должен быть произведен не позднее 24 часов с момента фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК РФ). Время составления протокола задержания (не более 3 часов) учитывается в этом сроке (ч. 3 ст. 128 УПК РФ).
- Установлено, что участие защитника является обязательным по всем уголовным делам, за исключением тех дел, по которым подозреваемый, обвиняемый отказался от защитника. При этом расширен перечень случаев, когда такой отказ не является обязательным для суда (ст. 51 УПК РФ).
- Расширены полномочия защитника. Введено требование конфиденциальности его свиданий с подзащитным, если последний содержится под стражей. Защитник вправе собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи (п.2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ), привлекать специалиста (п. 3 ч. 1 ст. 51 УПК РФ), использовать иные не запрещенные УПК РФ средства и способы защиты (п. 11ст.51 УПК РФ).
- Существенно расширены права потерпевшего (ст. 42 УПК РФ), гражданского истца (ст. 44 УПК РФ), гражданского ответчика (ст. 54 УПК РФ).
- Свидетелю предоставлено право приходить на допрос с адвокатом (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ).
- Расширен перечень лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей (ч. 3 ст. 56 УПК РФ).
- Введено правило о свидетельском иммунитете (п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК РФ). - Установлен перечень лиц, которые не могут участвовать в качестве понятых (ч. 2 ст. 60 УПК РФ). В частности, ими не могут быть работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
- Введен институт недопустимости доказательств и исключения доказательства, признанного недопустимым, из перечня доказательств, предъявляемых в судебном разбирательстве (ст. 75 УПК РФ). К недопустимым доказательствам, в частности, отнесены: показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде; показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности.
- Установлены правила оценки доказательств (ст. 88 УПК РФ).
- Впервые зафиксировано правило о запрете использовать в процессе доказывания результаты оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам (ст. 89 УПК РФ).
- Введен институт преюдиции (ст. 90 УПК РФ).
- Расширены гарантии прав лица, задерживаемого по подозрению в совершении преступления (ст. 92 УПК РФ). Установлен перечень оснований освобождения задержанного (ст. 94 УПК РФ).
- Введена новая мера пресечения - домашний арест (ст. 107 УПК РФ). - Изменены условия применения в качестве меры пресечения заключения под сражу. В частности, заключение под стражу может применяться при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и на основании судебного решения (ст. 108 УПК РФ). Правда, норма о санкционировании судом заключения под стражу вступит в силу с 1 января 2004 года, так как реализация этой нормы требует дополнительных организационных, кадровых и финансовых усилий. Однако важно, что отныне практика применения такого рода меры пресечения будет развиваться в направлении передачи ее в суды.
- Введено правило, согласно которому материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей. Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению.При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами уголовного дела (ч. 5 и 6 ст. 109 У ПК РФ).
- В УПК РФ включены главы, предусматривающие порядок рассмотрения ходатайств (гл. 15 УПК РФ), порядок реабилитации лица, подвергшегося незаконному или необоснованному уголовному преследованию (гл. 18 УПК РФ), которых нет в действующем УПК РСФСР.
- Среди поводов для возбуждения уголовного дела появился новый повод - рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ).
- Изменен порядок возбуждения уголовного дела. Согласно ст. 146 УПК РФ уголовное дело считается возбужденным с момента дачи прокурором санкции на его возбуждение.
- Введено правило о том, что информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию (ч. 3 ст. 148 УПК РФ).
- Упразднено дознание как процессуальная деятельность по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. В новом УПК РФ дознание фигурирует только как одна из форм предварительного расследования (гл. 32), которую в сравнении с предварительным следствием можно рассматривать как упрощенную форму предварительного расследования. Заключительным документом дознания является новый вид процессуального решения - обвинительный акт (ст. 226 УПК РФ).
- Установлено правило, что повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может проводиться только по просьбе самого обвиняемого (ч. 4 ст. 173 УПК РФ). - Упрощено содержание обвинительного заключения (ст. 220 УПК РФ). - Ограничены полномочия прокурора при утверждении обвинительного заключения, в частности запрещено вносить изменения в список свидетелей со стороны защиты (ч. 2 ст. 220 УПК РФ).
- Ограничены полномочия судьи при назначении судебного заседания в части вызова в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами (ч.2 ст. 231 УПК РФ).
- Институт предварительного слушания, который по УПК РСФСР предусматривался только применительно к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей, распространен на общий порядок судебного разбирательства и проводится при наличии оснований, перечисленных в статье 229 УПК РФ.
- Упразднен институт направления судом уголовного дела на дополнительное расследование (ст. 258 УПК РСФСР).
- Введен новый институт возвращения дела прокурору для устранения препятствий для судебного разбирательства. При этом перечень оснований возвращения является исчерпывающим (ст. 237 УПК РФ). К ним относятся случаи, когда обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта; копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому; есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера. В этих случаях судья обязывает прокурора в течение 5 суток обеспечить устранение допущенных нарушений.
- Введено правило о праве применения аудиозаписи в судебном заседании без получения на это разрешения суда (ч. 5 ст. 241 УПК РФ).
- Установлено, что отказ обвинителя от обвинения влечет прекращение уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (ч. 7 ст. 246 УПК РФ).
- Включена новая статья о регламенте судебного заседания (ст. 257 УПК РФ). - Обязанность оглашения обвинительного заключения возложена на обвинителя (ст. 273 УПК РФ), тогда как по УПК РСФСР она возлагается на суд (ст. 278 УПК РСФСР).
- Установлено, что очередность исследования доказательств определяется стороной, представляющей доказательства суду (ст. 274 УПК РФ), тогда как по УПК РСФСР ее определял суд (ст. 279 УПК РСФСР).
- Изменены роль и процессуальное положение суда. Суд перестает играть активную роль и при допросе подсудимого, потерпевшего, свидетелей. Согласно части третьей статьи 275, части первой статьи 277 и части третьей статьи 278 УПК РФ он задает вопросы последним после допроса, проведенного сторонами (ч. 3 ст. 275, ч. 1 ст. 277, ч. 3 ст. 278).
- Из числа оснований оглашения показаний подсудимого в судебном заседании исключено такое основание, как отказ от дачи показаний в суде (ст. 276 УПК РФ), тогда как в ст. 281 УПК РСФСР оно содержалось.
- Наряду с законностью и обоснованностью приговора введено требование его справедливости (ст. 297 УПК РФ).
- Введен особый прядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (гл. 40 УПК РФ). Это новый институт, который может применяться при наличии совокупности условий: 1) по уголовным делам о преступлениях, наказание по которым не превышает 5 лет лишения свободы, 2) при наличии ходатайства обвиняемого, 3) при согласии с этим ходатайством обвинителя и потерпевшего, 4) если суд удостоверится, что обвиняемый осознает характер и последствия заявленного им ходатайства и заявляет его добровольно после проведения консультаций с защитником (ст. 314 УПК РФ). При этом в отличие от "сделок о признании вины", применяющихся в американском судопроизводстве, с которыми сравнивают наш институт согласия с предъявленным обвинением, приговор, вынесенный при особом порядке, может быть обжалован в кассационном порядке (ст. 317 УПК РФ).
- Введен институт апелляции применительно к решениям мировых судей (гл. 43 УПК РФ).
- Упразднен институт опротестования судебных решений, который существует в действующем УПК РСФСР. Стороны обвинения и защиты уравнены в праве обжалования судебных решений (ст. 354 и 402 УПК РФ).
- Принципиально изменен институт надзорного производства (гл. 48 УПК РФ). Введено правило о запрете поворота к худшему (ст. 405 УПК РФ), вместе с которым навсегда упраздняется возможность повторного осуждения лица за одно и то же преступление.
- Расширены основания возобновления производства по уголовному делу не только ввиду вновь открывшихся обстоятельств, где инициатива принадлежит прокурору, но и при наличии новых обстоятельств. В качестве новых обстоятельств могут быть: 1) признание Конституционным Судом Российской Федерации закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации; 2) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела, связанное с применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, либо с иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ч. 4 ст. 413 УПК РФ).
- Предусмотрено обязательное участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 425 УПК РФ), тогда как по УПК РСФСР их участие допускалось с разрешения следователя или прокурора (ст. 397 УПК РФ).
- Кодекс содержит главу 52, регулирующую особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. В действующем УПК РСФСР такие нормы отсутствуют. Они содержатся в различных законах, регулирующих деятельность соответствующих государственных органов. При этом в действующем законодательстве такие нормы, как правило, существуют в виде некоторых гарантий независимости деятельности этих органов и лиц, а не как совокупность процессуальных правил, определяющих особый порядок привлечения к уголовной ответственности или производства следственных действий. Включение данных норм в УПК РФ ставит должностных лиц, обладающих некоторым объемом неприкосновенности, в равное положение перед законом и судом с остальными гражданами. Порядок уголовного судопроизводства в отношении этих категорий лиц отныне установлен и установлен тем же законом, что и для остальных граждан.
- В УПК РФ включен новый раздел о международном сотрудничестве, которого нет в действующем УПК РСФСР. Его включение послужит сближению нашей правовой системы с правовыми системами европейских и других стран.
- Впервые УПК РФ содержит образцы основных процессуальных решений, которые разработаны в соответствии с УПК и включены в Приложения. Таких образцов 123. Приложения являются составной частью УПК.
Конечно, этот перечень новелл уголовно-процессуального законодательства является далеко неполным. Он лишь дает некоторое общее представление о содержательной направленности нового УПК. Системное представление о новом УПК РФ можно составить лишь на основе его внимательного изучения и анализа. Надеемся, что знакомство с новым УПК РФ не разочарует тех, кто разделяет наши представления об уголовном процессе как сфере, гарантирующей права и свободы граждан. Эпиграфом к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации отныне могут стать слова известного итальянского ученого в области уголовной социологии прошлого века Энрико Ферри: "Если уголовный кодекс - кодекс преступного населения, то процессуальный кодекс - кодекс честных людей, еще не признанных виновными".
Реформа уголовного судопроизводства с принятием УПК РФ не закончилась. Она только начинается. Новый УПК РФ согласно Федеральному закону о введении его в действие будет вводиться в действие постепенно, начиная с 1 июля 2002 года и заканчивая 1 января 2004 года. Поэтому Комитет по законодательству принял решение сохранить полномочия рабочей группы до 1 января 2004 года, поручив ей обобщение практики введения в действие и применения УПК РФ, изучение и анализ всех поступающих замечаний и предложений по новому УПК РФ. Один раз в полгода рабочая группа будет представлять Комитету по законодательству, а затем публиковать доклад о практике введения в действие и применения УПК РФ.
П. В. КРАШЕНИННИКОВ, Е. Б. МИЗУЛИНА, 5-6, стр. 3-13, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Библиотечка РГ)
13/03/2002
|