МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИИ - ЭТО ЛЮДИ И ДЕЛА
14 марта 2002 г. в стенах Минюста произошло событие огромной исторической важности. Благодаря стараниям руководства и сотрудников Министерства, всех тех, кто участвовал в благородном деле по увековечению памяти славных сынов нашего отечества, создана портретная галерея Министров юстиции России и СССР. Это событие свидетельствует о преемственности традиций, о возрождении исторической памяти.
Всей жизнью, своим благородным трудом люди, чьи лики запечатлены на полотнах, развивали и крепили государство, они внесли неоценимую лепту в становление мощного и авторитетного органа государственной власти - Министерства юстиции.
Воскрешена память обо всех министрах. Замечательно, что сделано это накануне 200-летия Министерства юстиции Российской Федерации, учрежденного, как известно, 8 сентября 1802 г.
Готовясь отмечать юбилейную дату и примеряясь к далеким летам, мы с благодарностью к предшественникам констатируем, что истоки российской юстиции находятся в глубине веков отечественной истории, а начинаются они с момента возникновения Древнерусского государства, т.е. с IX в.
Но только при Петре 1 были существенно преобразованы органы центрального управления. На смену сложной и запутанной системе приказов пришла четкая система коллегий. Юстиц-коллегия в утвержденном в декабре 1718 г. "Реестре коллегий" занимала почетное третье место после коллегий Иностранных дел и Казенных сборов. Петр 1 в своем именном указе от 9 мая 1718 г. дает распоряжение о переносе шведского образца устройства Юстиц-коллегии на российскую почву, но с учетом национальных особенностей развития нашего государства и права.
А спустя немногим более 80 лет появилось и Министерство юстиции, которое во все времена возглавляли великие люди: высокообразованные, верные сыны Отечества, радеющие о его благе.
Первым Министром юстиции был назначен Гавриил Романович Державин - блистательный поэт, певец славы и могущества России. Гавриил Романович горячо взялся за дело: уже через две недели он предложил Сенату доклады: "О правилах судопроизводства", "О порядке слушания дел", лично разработал проект закона о третейском суде, который предлагал соединить с совестным судом. Этим Державин надеялся поставить заслон взяткам и создать беспристрастный суд. По его инициативе был принят Указ "О судимых в уголовных палатах за преступление должностей чиновниках". Чиновники получили право в течение двух недель обжаловать приговоры судебных палат.
Находясь на высоком посту Министра юстиции, Г. Р. Державин старался не допускать "утеснения сильной стороной людей бессильных", боролся против "неправды и притеснения вдов и сирот".
Следующее славное имя - Иван Иванович Дмитриев, которого современники называли "Действительным поэтом первого класса". Он прослужил в должности Министра юстиции с января 1810 г. до августа 1814 г.
Уже через несколько месяцев после назначения (в августе 1810 г.) Министр добился высочайшего утверждения Устава Министерства - первого такого документа со времени создания ведомства.
Год спустя усилиями Дмитриева появился и другой документ - манифест императора о функциях и структуре всех российских министерств, позволивший более четко организовать их работу, избавиться от лишних подразделений и негодных чиновников. Устанавливалась единая исполнительская структура: департамент - отделение - столоначальник. Четко распределялись важнейшие государственные задачи и между самими министерствами. В частности, указывалось: "Все, что принадлежит к устройству судебного порядка, составляет предмет Министерства юстиции".
Следующие шаги Министра юстиции были направлены на совершенствование деятельности Сената, упорядочение рассмотрения дел, поступающих из разных губерний, причем гражданское и уголовное производства четко разграничивались, устанавливались правила слушания дел сенаторами.
И. И. Дмитриеву принадлежала также замечательная идея о создании училища законоведения.
Дмитрий Прокопьевич Трощинский много сделал для совершенствования судопроизводства, при нем активно работала Комиссия составления законов. Известны и другие штрихи его деятельности: например, он оплачивал обучение в гимназии великого русского писателя Н. В. Гоголя.
Дмитрию Ивановичу Лобанову-Ростовскому за проявленную отвагу Суворов вручил золотую шпагу с надписью "За храбрость". Прекрасно зарекомендовал он себя и на посту Министра: за десять лет его пребывания в этой должности не раз увеличивались штаты Министерства и должностные оклады чиновников. По его инициативе было принято постановление, в соответствии с которым сенаторы не вправе были обсуждать предложения Министра, а могли лишь изъявлять свое согласие или несогласие с ними.
За годы работы в Минюсте Лобанову-Ростовскому удалось также провести и некоторые реформы в области разработки и систематизации нормативных актов.
Дмитрий Васильевич Дашков - выдающийся литературный и государственный деятель. Как Министр юстиции он имел мужество вынудить Николая 1 отозвать Высочайшее повеление, которое противоречило закону.
Поборник гласного судопроизводства, Дашков хотел ввести адвокатуру. При нем была завершена работа по составлению Свода законов, приняты Устав торгового судопроизводства и Устав таможенного суда, учреждены коммерческие суды, утвержден Устав училища правоведения, которое было передано в ведение Министерства юстиции.
Большая работа проведена им по созданию в судебных ведомствах архивов и реформированию делопроизводства.
Дмитрий Николаевич Блудов значительно упорядочил работу Министерства, под его редакцией вышли два издания Свода законов (1842 г. и 1857 г.). Он впервые выдвинул предложение о проведении глобальной судебной реформы, в частности предложил создать институт мировых судей. В ноябре 1859 г. он направил в Государственный совет проект Положения о судоустройстве, а чуть позднее представил и проект Устава по преступлениям и проступкам.
Известно, что на одном из заседаний Совета Министров Д. Н. Блудов твердо возразил императору Николаю 1: "Самодержец может по своему произволу изменять законы, но до изменения или отмены должен соблюдать их".
В 1855-1864 годах Д. Н. Блудов был президентом Академии наук России. Как и Дашков, он был одним из учредителей литературного общества "Арзамас", дружил с Карамзиным и Жуковским, встречался с Пушкиным, покровительствовал ему.
Виктор Никитович Панин находился на посту Министра юстиции самый продолжительный период - с 1839 по 1862 г. Много сил положил он, чтобы улучшить судебную систему. По его настоянию в 1860 г. Александр II подписал Указ об изъятии у полиции следствия и передаче ведения следственных дел судебным следователям. Благодаря ему в 1853 г. был основан Московский архив Министерства юстиции. Его девиз, которому он не изменял всю жизнь: "Незаконного не могу сделать законным".
Дмитрий Николаевич Замятнин работал на посту Министра юстиции в период разработки судебных реформ и претворения их в жизнь (1862-1867 гг.). Сложность, запутанность судебной системы, вмешательство в отправление правосудия властей остро выявили необходимость, как указывал Государственный Совет, "...водворить в России суд скорый, правый, милостивый, равны для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого, от высшего до нижнего"(1)(1)Полное собрание законов Российской Империи СПб., 1880. Т. 2. С. 412.
Значительна роль Министерства юстиции в обсуждении и подготовке судебной реформы. Замечания к проектам Министра юстиции Д. Н. Замятнина составляли 500 (!) печатных страниц.
29 сентября 1964 г. были утверждены "Основные положения преобразования судебной части в России". В них были закреплены принципы судебной реформы, основными из которых признавались:
- отделение судебной власти от исполнительной, законодательной и административной, а в уголовном судопроизводстве - отделение власти судебной от обвинительной;
- принцип гласности;
- несменяемость судей;
- устройство самостоятельной мировой юстиции для маловажных дел отдельно от общих судов;
- введение прокурорского надзора;
- введение присяжных поверенных и их советов;
- учреждение присяжных заседателей;
- отмена в уголовном судопроизводстве теории формальных доказательств;
- учреждение кассационного суда;
- создание нотариата.
В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Уставы уголовного и гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Судебная реформа 1864 г. существенно увеличила объем деятельности Министерства юстиции, поскольку на него была возложена задача проведения реформы в жизнь. Судебные уставы расширили круг обязанностей Министерства юстиции в области управления судами. Кроме того, в ведении Министерства юстиции состояли центральные архивы: Московский, Санкт-Петербургский, Сенатский и Варшавский.
При Дмитрии Николаевиче Набокове в 1881 г. Министерству юстиции было поручено разработать новое Уголовное уложение, в котором наметилась некоторая гуманизация наказаний.
В 1882 году при Министерстве была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1895 г. два проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленных отношений.
Когда Министром юстиции стал Николай Валерианович Муравьев, к Министерству было присоединено в 1895 г. Главное тюремное управление. Министр многое сделал для "сближения тюремного дела" в его законодательной и исполнительной постановке с важнейшими интересами уголовного правосудия.
В декабре 1916 г. Министром юстиции был назначен Николай Александрович Добровольский, а в феврале его полномочия были прерваны в связи с Февральской революцией. Это был последний Министр царской России.
За неполные три месяца он успел внести существенные поправки к законодательным нормам: запрещалось арестовывать лиц и содержать их под стражей без установления обвинения. Он был соавтором законопроектов об условном осуждении, о расширении прав обвиняемого, об ограждении частных лиц от привлечения в качестве обвиняемых по делам, в которых отсутствует состав преступления.
Н. А. Добровольский внес Николаю II предложение: объявить амнистию для политических заключенных (как известно, царь согласился). А сам Добровольский оказался в одном из тех казематов, из которых он думал освободить политических преступников.
После падения в феврале 1917 г. монархии и создания Временного правительства Министром юстиции был назначен Александр Федорович Керенский. Проработал он в этой должности с марта по май 1917 г. При непосредственном участии Керенского были разработаны и приняты законы о всеобщей амнистии (6 марта), об отмене царской администрации (7 марта), о создании Чрезвычайной комиссии по расследованию деятельности царских министров (8 марта), об отмене смертной казни (12 марта), о подготовке выборов в Учредительное собрание (25 марта) и др.
В том же 1917 г. стараниями Керенского при Временном правительстве было учреждено юридическое совещание, призванное обеспечить законодательную деятельность правительства. В его состав вошли, в частности, В. А. Маклаков, В. Д. Набоков, Б. Э. Нольде, М. С. Анджелов, Н. И. Лазаревский. Председателем совещания был избран Ф. Ф. Кокошкин. Главная задача совещания виделась Керенскому в предварительной юридической экспертизе всех правительственных начинаний, имеющих характер законодательных актов и решений и близких к таковым.
Однако даже при столь энергичном и честолюбивом Министре Министерство юстиции все же не успело развернуться в полной мере.
Первым Наркомом юстиции новой России (октябрь - декабрь 1917 г.) стал Георгий Ипполитович Ломов (Оппоков). Он не успел войти в курс дела, и через полтора месяца был заменен.
Министром стал Исаак Захарович Штейнберг (декабрь 1917 г. - февраль 1918 г.).
Николай Васильевич Крыленко - первый Министр юстиции СССР (1936 - 1938 гг.). Известен как поборник революционной законности и жертва разработанной с его участием репрессивной правовой системы. Крыленко наряду с государственной службой занимался научной деятельностью, написал более 80 книг и брошюр по правовым проблемам. В 1934 году Академия наук присвоила ему за работы "в области советского права" ученую степень доктора государственных и общественных наук.
Владимир Иванович Теребилов - руководитель воссозданного в 1970 г. Министерства юстиции СССР. Авторитетнейший юрист - практик и ученый 14 лет руководил союзным Министерством. За этот период благодаря начинаниям В. И. Теребилова удалось улучшить судебную систему, повысить роль адвокатуры, систематизировать законодательство, возродить правовую работу в органах власти и в народном хозяйстве, ввести в школьную программу предмет "Основы государства и права", уделять внимание юридическому образованию в вузах.
После В. И. Теребилова Министрами юстиции СССР были люди, приумножившие лучшие традиции отечественной юстиции. Среди них Герой Советского Союза Б. В. Кравцов (1984-1989 гг.), В. Ф. Яковлев -выдающийся ученый-юрист (1989-1990 гг.), ныне Председатель Высшего Арбитражного Суда России.
Последний Министр юстиции СССР - Сергей Геннадиевич Лущиков (1990-1991 гг.). В этот период Министерство приступило к регистрации огромного количества общественных организаций, велась активная деятельность по разработке законопроектов обновляющегося государства: об основах уголовного и гражданского законодательства, о предпринимательстве, о разгосударствлении и приватизации государственного имущества, о защите прав потребителя. Разрабатывалась и новая концепция деятельности адвокатуры и нотариата.
Нельзя не упомянуть деятельность на посту Министра юстиции РСФСР в рассматриваемый период (80-90 гг.) А. Я. Сухарева и В. А. Аболенцева.
Александр Яковлевич Сухарев - Министр юстиции РСФСР в 1984-1988 гг. Патриот, незаурядной судьбы человек, заслуги которого по достоинству отмечены наградами: только орденов - девять, причем пять -боевые. А. Я. Сухарев способствовал созданию системы повышения квалификации судей, нотариусов, адвокатов и других работников учреждений юстиции и всесоюзного института (ныне Правовая академия Минюста), был инициатором и автором проекта постановления ЦК КПСС "06 улучшении правового воспитания трудящихся". В 1988 году Александр Яковлевич был выдвинут на должность Генерального прокурора СССР. Это выдвижение - признание выдающихся заслуг и высокая оценка его профессиональных качеств.
Владимир Александрович Аболенцев - Министр юстиции РСФСР (1988-1990 г.). Возглавлять Министерство ему пришлось в последние годы так называемой перестройки, и это были трудные годы. Многогранная деятельность Министерства, естественно, требовала слаженной работы всех звеньев как в центре, так и в регионах, и Министр требовал обновления ведомственной нормативной базы, улучшения организации правовой работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, улучшения материально-технического обеспечения деятельности судов, исполнения судебных решений, добивался улучшения оказания правовой помощи гражданам.
Огромных усилий потребовала работа по завершению подготовки Свода законов РСФСР, по реализации вступившего в силу с 1 января 1988 г. Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)". С участием Минюста России были подготовлены 12 постановлений, принятых Советом Министров РСФСР по различным отраслям хозяйственного законодательства, которыми были полностью или частично отменены 592 (!) решения правительства РСФСР.
В связи с принятием Закона СССР "О кооперации в СССР" Минюст РСФСР представил в Совет Министров РСФСР предложения об отмене 319 решений правительства РСФСР. Министерству юстиции РСФСР удалось добиться принятия одного из важнейших постановлений правительства России этого периода "О мерах по улучшению условий работы судов и их материально-технического обеспечения" (N 497 от 28 ноября 1988 г.).
В 1988-1990 годах были дополнительно открыты нотариальные конторы в 200 районах России, Министр контролировал укрепление и развито судебно-экспертных учреждений системы Минюста России, их материально-техническое обеспечение.
Много внимания Владимир Алексеевич уделял работе с письмами граждан и организации приема населения. По его инициативе эти вопросы регулярно рассматривались на заседаниях коллегии, а с 1 января 1989 г. по его инициативе была введена в действие новая типовая Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, ведения делопроизводства по ним и организации приема граждан в Министерстве юстиции и его органах на местах.
Самым молодым в истории российской юриспруденции Министром юстиции стал Николай Васильевич Федоров. Войдя в качестве Министра юстиции в состав первого правительства новой России, Николай Васильевич сразу же повел борьбу за то, чтобы Министерство перестало быть "бедным родственником". Благодаря его усилиям ассигнования на юстицию увеличились вдвое, а Министерство юстиции постепенно становилось главным юридическим консультантом Правительства. Из стен этого ведомства вышли законопроекты, составившие сердцевину судебно-правовой реформы в России: основы законодательства об адвокатуре, нотариате, Закон о статусе судей, проекты Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов и других нормативных актов.
Именно при Федорове был положен конец произволу в ведомственном нормотворчестве: все инструкции и иные правовые акты министерств и ведомств стали проходить государственную экспертизу и обязательную регистрацию в Минюсте России; увеличилась в два с половиной раза численность судейского корпуса в России. В эти годы разрабатывался проект закона Российской Федерации "О судебных приставах", в котором предусматривалось создание в системе Министерства юстиции соответствующей службы, которая позволила бы обеспечить более эффективное исполнение решений судов и высокий уровень организации судебной деятельности. Находясь на посту Министра юстиции, Николай Васильевич приложил немало усилий к созданию в стране государственной информационной службы юридической помощи. При его активной поддержке была учреждена всероссийская газета "Юридический вестник", начались циклы передач на радио и телевидении.
Сменил Н. В. Федорова на посту Министра юстиции Юрий Хамзатович Калмыков. Надо было всерьез браться за обновление российского законодательства, которое к этому времени мало соответствовало общественному развитию и экономическим реформам. По инициативе Ю. X. Калмыкова были воссозданы пять комиссий по разработке гражданского, гражданского процессуального, уголовного, уголовно-процессуального и жилищного кодексов.
Министр видел Министерство юстиции ведущим в правительстве, и проект документа о расширении его полномочий был разработан. В частности, имелось в виду расширить функции и полномочия Министерства за счет передачи ему пенитенциарных учреждений, части органов дознания и следствия. К сожалению, тщательно разработанный документ в то время не нашел поддержки.
Полномочия Министерства значительно расширились после назначения на должность Министра юстиции Сергея Вадимовича Степашина. Буквально через несколько месяцев он убедил Президента в необходимости принять Указ о передаче из МВД в Минюст уголовно-исполнительной системы.
Впервые Министерству юстиции было поручено выступить главным координирующим органом по подготовке плана законотворческой работы, одной из важных функций Министерства стала государственная регистрация нормативных актов федеральной исполнительной власти, усилился контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений.
Предметом особого внимания руководства ведомства стала деятельность Министерства: так, к концу 1997 г. на рассмотрении иностранных партнеров находилось более 80 проектов различных договоров, в подготовке которых оно принимало участие. Реализации стоящих перед Минюстом задач призвана была служить реорганизация аппарата: взамен маломощных управлений создано 1 2 департаментов; кроме того, удалось существенно укрепить кадры.
После того как С. В. Степашин возглавил МВД, на пост Министра юстиции был назначен Павел Владимирович Крашенинников. На него и была возложена ответственность за проведение реформ в соответствии с указанными законами, возложившими на органы юстиции новые функции и потребовавшими создания специальных учреждений юстиции.
Хронологически первой была учреждена служба судебных приставов, что повлекло за собой огромную организационную работу: определение штатной численности и создание Департамента судебных приставов в центральном аппарате Министерства и собственно служб судебных приставов в субъектах Российской Федерации.
При П. В. Крашенинникове состоялось становление нового института - государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотренной вступившей в силу с 1 января 1995 г. частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации. При личном участии Крашенинникова при Минюсте был создан Российский институт государственных регистраторов, кроме обучения новых специалистов занимающийся и переквалификацией кадров, а также исследованиями по проблемам государственной регистрации. Много труда вложил Министр юстиции в реформирование системы исполнения наказания.
Новый импульс получила деятельность Минюста по государственной регистрации ведомственных нормативных актов, по контролю за соответствием актов субъектов Российской Федерации Конституции и федеральным законам (ныне это направление деятельности Министерства именуется обеспечением единого правового пространства).
В августе 1999 г. Министром юстиции Российской Федерации был назначен Юрий Яковлевич Чайка. При нем органы юстиции значительно укрепились, стали независимы от местных органов власти субъектов Российской Федерации, достигли высокого авторитета на международной арене. Кто может лучше самого Министра рассказать о том, чем занимается возглавляемое им ведомство? Итак, слово Ю. Я. Чайке:
"Современное Министерство юстиции -многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации. Сегодня в его рядах более 500 тыс. сотрудников.
Статус Министерства юстиции определен соответствующим Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 2 августа 1999 г. В соответствии с п. 5 Положения на Министерство возложены следующие основные задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности; реализация установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; исполнение уголовных наказаний.
В соответствии с курсом Президента Российской Федерации на укрепление вертикали власти Министерство юстиции создало федеральные управления юстиции во всех семи федеральных округах. Реформированы территориальные органы Министерства: они выведены из подчинения регионального руководства. Тем самым укреплены принципы единоначалия в системе Минюста.
Все это значительно повысило роль Министерства юстиции России в строительстве правового государства, способствовало последовательному его превращению в один из ключевых федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, Министерство проводит большую работу по подготовке законопроектов, касающихся основ российской государственности, избирательной системы, защиты конституционных прав и свобод граждан, проводит правовую экспертизу законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведет Федеральный регистр таких актов.
Министерство принимает участие в разработке всех правительственных проектов федеральных законов, отражающих правовую политику государства в различных областях общественной жизни.
Значительным событием и для Министерства юстиции, и для международной общественности стало проведение 3-5 октября 2001 г. в Москве 24-й Конференции европейских министров юстиции, в которой приняли участие делегации 46 государств, а также представители Европейского союза, Комитета министров и Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Мероприятие подобного уровня проводилось в Российской Федерации впервые. На основе решений Конференции разработан законопроект, предусматривающий внесение поправок в действующее законодательство, направленных на усиление борьбы с терроризмом".
Увы, не обо всех Министрах юстиции нашего государства удалось поведать в этом кратком очерке. Мы рассказали лишь о тех достославных сынах России, возглавлявших Министерство, которые стояли у истоков его создания или восстановления в годы великих потрясений государства или в годы реформ.
Руководители и сотрудники органов и учреждений юстиции готовятся достойно встретить грядущий юбилей - 200-летие образования Министерства юстиции, отметить его прежде всего высокими показателями в работе.
В. Д. Сысоев советник на общественных началах Министра юстиции России, 4, стр. 11-17, Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации
29/04/2002
|