ЗАКОН О БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ НАЧНЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ УЖЕ В ИЮЛЕ
СМИ и партиям больше не грозит приостановка их деятельности
Сегодня в Госдуме будет рассмотрен во втором чтении президентский законопроект по борьбе с экстремизмом. Всего две недели назад вокруг этого закона разгорелись нешуточные страсти. Дело в том что документ слишком сильно упрощал процедуру приостановки деятельности как любого СМИ, так и любой общественной организации еще до судебного разбирательства, то есть всего лишь по подозрению в экстремистской деятельности. Еще большее возмущение депутатов вызывала преамбула закона, которая рассматривала всякое воспрепятствование деятельности органов госвласти как экстремистские проявления. Таким образом, уголовное преследование могло стать реальной угрозой и для участников несанкционированного митинга, и для самоубийцы, который бы попытался поджечь себя на Красной площади, и для голодающего на ступеньках здания администрации чернобыльца.
Естественно, что многие депутаты, особенно правозащитники и коммунисты, были категорически против подобной инициативы. И хотя первое чтение законопроект прошел, но голосовали думцы за него только при условии радикальной переработки всего текста. Даже погром в Москве, устроенный футбольными болельщиками, после которого многие эксперты ожидали всплеска консервативных идей, ничуть не повлиял на общее умонастроение депутатов, так что на завтрашнее заседание будет представлен радикально переработанный законопроект. Вчера глава комитета по законодательству Павел Крашенинников заявил, что практически каждая статья закона подверглась значительным изменениям, а всего было внесено более 100 поправок.
По словам Крашенинникова, прежде всего были изменены "расплывчатые формулировки" определения экстремизма, и теперь к экстремистским действиям будут отнесены разжигание расовой, национальной и религиозной ненависти, пропаганда фашистской символики и литературы. Исключено также положение о воспрепятствовании деятельности органов власти. Теперь ни партработа, ни выход СМИ не могут быть приостановлены в досудебном порядке, и их деятельность, как и прежде, будет регулироваться уже существующими нормами. Также вылетела из проекта и глава, подробно расписывавшая процесс приостановки деятельности интернет-сайта. Впрочем, эта поправка была внесена не из-за общественного давления, а из-за отсутствия четкой правовой позиции по интернету, ведь законопроект не давал ясного ответа на вопрос, кого именно следует привлекать к ответственности за публикацию экстремистской информации - автора или провайдера.
Документ дополнили и новыми нормами. По инициативе Павла Крашенинникова внесена поправка, согласно которой за участие в сохранении или действии экстремистской организации после запрещающего решения суда вводится уголовная ответственность. Словом, члены думского комитета по законодательству все же смогли прийти к консенсусу в ходе обсуждения законопроекта. Правда, теперь закон о борьбе с экстремизмом гораздо больше напоминает правительственный вариант 1998 года, а не президентскую инициативу. По мнению помощника Крашенинникова Александра Урманова, "вместо бомбы получилась винтовка с лазерным прицелом".
Вчера же о ходе подготовки закона об экстремизме Владимиру Путину докладывал глава Минюста Юрий Чайка и, судя по настрою депутатов Госдумы, законопроект, ставший менее опасным для оппозиции, но остающийся действенным против экстремистов, благополучно минует второе чтение, несмотря на противодействие левых. По мнению главы комитета по законодательству, "уже в июле в стране будет полноценный и эффективный закон о противодействии экстремизму".
Анна Закатнова, # 120 (2674), Независимая газета
20/06/2002
|