Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Комитета ГД по законодательству
Крашенинникова Павла Владимировича
"Перспективы развития жилищного законодательства в России"

Обзор публикаций СМИ


МУЧИЛ КОШКУ - БУДЕШЬ СЛУЖИТЬ.

Альтернативная служба: за и против

Закона об альтернативной службе ждут давно. Тем более что в Конституции РФ такое право граждан обозначено. Тем более что сегодня у нас накоплен экспериментальный, но вполне реальный опыт альтернативной службы. Например, эксперимент во Владимире, Астрахани, Перми ведется в тесном взаимодействии с региональной властью. Добровольцы трудятся в социальной сфере, обслуживают инвалидов, немощных стариков, работают в жил комхозяйстве и на обустройстве территории города. Граждане, которые подают заявление об альтернативной гражданской службе, не призываются, причем вопрос этот решается очень четко и без обращений в суд. Но нижегородцы, скажем, вынуждены бороться за то, чтобы их работа в муниципальных убеждениях города была засчитана вместо военной службы. 20 альтернативщиков - активные члены Нижегородской миротворческой группы. Заменить военную службу на гражданскую им разрешили местные власти: эксперимент был организован мэрией города. Однако Управление комплектования Генштаба через суд доказало незаконность такой замены. Конечно, в Конституции РФ (ст. 59) отмечено право граждан на альтернативную службу, однако закона, прописывающего механизмы реализации этого права, нет. Так что только введение закона об альтернативной службе может разрешить конфликт армии и городской администрации.

Недавно не раз отклоняемый по разным причинам проект закона об альтернативной службе изменили "радикальным образом", учли предложения депутатов, согласовали на заседании правительства и направили-таки в Госдуму.

Основной принцип альтернативной службы понятен. Призывник, не желающий по убеждениям служить в армии, может пойти на работу в учреждения социальной защиты, в больницы, детские дома, пожарные части. Или даже работать на гражданских позициях в армии - в медсанчастях, в тылу, на сельскохозяйственных работах. То есть на тех должностях, которые не связаны с выполнением боевых задач. Срок службы при этом удлиняется.

Сегодня в Думе четыре законопроекта. Три из них представлены депутатами, и долгожданный проект правительства.

"Первоначально он вызвал прямо-таки недоумение, - поделился с журналистами Павел КРАШЕНИННИКОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по законодательству. -Вы не поверите, но его готовило Мобилизационное управление - те самые люди, которые отвечают за призыв. Понятно, у них была совершенно конкретная задача - призвать как можно больше людей. Их вариант закона об альтернативной службе был настолько сложным, насколько это вообще возможно, чтобы реализовать свое конституционное право смогло очень ограниченное число молодых людей".

Законопроекты депутатов и Минтруда, по его словам, напротив, стараются создать механизмы, которые давали возможность реального выбора между армией и социально востребованной работой и сделали бы альтернативную службу полезной.

На обсуждение, скорее всего, будут вынесены все четыре существующих проекта, но за основу возьмут один из них. Вероятно, будет проведено альтернативное голосование: депутаты проголосуют за все четыре проекта, и тот, который наберет большее количество голосов, и будет взят за основу. Разумеется, без поправок в таком случае не обойдется.

Несмотря на то, что во всех фракциях нижней палаты понимают необходимость введения этого закона, прохождение его в Думе вряд ли будет легким. Есть несколько ключевых вопросов, возникновение споров по которым неизбежно.

Во-первых, где будет проходить служба? Первоначально Министерством обороны предлагался экстерриториальный принцип. Однако депутаты уверены, что это приведет к созданию новых колоний-поселений, где свобода передвижения будет существенно ограничена. Фактически это означает, что альтернативная служба станет принудительным трудом, что в Цивилизованной стране просто невозможно. Так что на данный момент правительство от такого варианта отказалось.

Было решено, что альтернативщик будет служить по месту жительства. Это и государству обойдется дешевле, и для гражданина удобнее. Исключение может быть сделано, когда сам альтернативщик захочет работать в другом регионе.

На заседании правительственной комиссии также было решено, что в проекте закона не будет статьи, запрещающей проходящим альтернативную гражданскую службу получать образование. Если молодой человек хочет учиться и у него есть для этого возможности и способности, право на образование должно у него быть. Он сможет учиться как в средних, так и в высших учебных заведениях, скажем, на вечернем или заочном отделении.

Третья проблема, которая может вызвать дискуссию, - принцип, на основе которого будет предоставляться альтернативная служба. Он может быть доказательным, как того хочет Генштаб, либо заявительным, когда молодому человеку достаточно просто подать заявление о своем желании проходить альтернативную службу, после чего ему будет предложен перечень мест, где он может служить. В первом же варианте ему придется обосновывать, почему он не может носить оружие.

В мире существует разный опыт альтернативной службы. Во Франции, скажем, достаточно просто заявить о своем нежелании служить, и тебе будет предложено выполнять тяжелую, непрестижную работу. Например, санитаром в больницах, госпиталях, психиатрических клиниках или на лесоповале и торфоразработках. А вот в Кыргызстане Закон об альтернативной службе признает убедительными только религиозные убеждения: от службы освобождены члены религиозных сообществ, которым запрещено носить оружие. На Украине религиозные убеждения признаются законными только для тех конфессий, которые имеют в стране законный статус. А в Италии все совсем просто: не хочешь служить - плати значительный налог на военные нужды и сиди дома.

Однако далеко не все достижения мирового опыта могут и должны быть использованы в России.

"Мне кажется, что доказательный принцип для нас - тупиковый вариант, - говорит Павел Крашенинников. - Потому что он будет порождать почву для коррупции. Справки о том, мучил ли человек в детстве кошек и играл ли в "Зарницу", - глупая затея и только воздвигнет ненужные бюрократические барьеры. Так что, скорее всего, придется от этого принципа отказаться. Но это одна из принципиальных проблем, и, думаю, правительство будет отстаивать свою позицию".

Самые же бурные дебаты ожидаются вокруг срока альтернативной службы, которая во всех странах более длительна, чем военная. Но ни в одной стране мира, она не продолжается 4 года, как предлагает правительство. По мнению депутатов, именно это может заставить молодого человека отказаться от альтернативной службы. Они полагают, что срок прохождения альтернативной службы должен быть максимум 3-3, 5 года, и собираются отстаивать эту позицию.

Еще один немаловажный вопрос - кто в правительстве будет курировать альтернативную службу. По закону это решит Президент, но депутаты намерены стараться, чтобы эти функции не были возложены на Министерство обороны по вполне понятным причинам.

Одним словом, подождем слушаний: согласно процедуре они могут состояться не раньше, чем через 30 дней после поступления законопроекта в Думу.

Фото ИТАР -ТАСС


Наталья КОВАЛЕВА, 9, стр. 3, Культура
28/02/2002
Материалы по теме:
Конференция
Список вопросов
Биография Крашенинникова П.В.
Госдума РФ
Комитет по законодательству
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Конституционный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Гарант-Интернет, Компания "Гарант"
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации