ПАВЕЛ КРАШЕНИННИКОВ: ОБСУЖДЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ВЫЗОВЕТ ЖАРКИЕ ДЕБАТЫ
Недавно глава комитета Госдумы РФ по законодательству Павел Крашенинников встретился с журналистами в центральном офисе агентства "Интерфакс". На пресс-конференции речь шла о судебно-правовой реформе, обеспечении конституционных прав граждан, проблемах наследственного права и об альтернативной гражданской службе.
НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
П.Крашенинников напомнил, что с 1 марта вступила в силу третья часть Гражданского кодекса РФ, которая содержит в себе два раздела - международное частное право, регулирующее экономические отношения с участием иностранных граждан, и наследственное.
До настоящего времени наследственное право в России регулировалось Гражданским кодексом 1964 г., который предусматривал передачу имущества умершего либо по завещанию, либо только двум категориям близких родственников. Если таковых не оказывалось, все имущество переходило государству. При таком порядке, по словам П.Крашенинникова, у потенциальных наследников возникало "огромное количество проблем и несправедливостей", а у госчиновников - "источников для коррупции и разного рода преступлений".
Теперь государство исходит из принципа, что если собственность частная, то она и должна оставаться частной даже при смене субъекта. Поэтому новая редакция кодекса предусматривает целых восемь очередей наследования. Кстати, это не является открытием современных законотворцев. Еще в 1857 году отдельным законом Российской империи была утверждена таблица, показывающая все степени родства. Практика показывает, что свою актуальность она не потеряла до сих пор.
В новом законе четко прописаны нормы наследования о недвижимости, земельных участков, предприятий как имущественных комплексов, вкладах в коммерческих организациях, паях в потребительских кооперативах, невыплаченных пенсиях и зарплате. Закон также получил обратную силу. В связи с тем, что свидетельство о наследовании не выдается ранее, чем через полгода после смерти наследодателя, наследование в эти сроки будет проводиться уже по новому закону.
В правовом документе очень подробно расписана процедура раздела наследственного имущества, а подход к наследованию членства в жилищно-строительных кооперативах "изменился кардинальным образом". Так, с 1990 года члены ЖСК становились собственниками жилья только после выплаты паевого взноса, и лишь при этом условии квартира могла попадать в наследственную массу. Теперь, даже если пай не выплачен, человек приобретает на него право и имеет преимущество на вступление в кооператив. Раньше такая квартира передавалась, если в ней никто не проживал, в кооператив, который ее распределял внутри своей очереди, что также порождало огромное количество злоупотреблений.
В то же время, отметил глава думского комитета, до сих пор некоторые законодательные аспекты наследования не прописаны. В частности, в Налоговом кодексе должна быть глава о налогообложении наследуемого имущества применительно к новому праву. Нет и закона о выморочном имуществе, то есть о том, что должно быть передано государству. П.Крашенинников считает, что, например, жилье или земельные участки в пределах города могут переходить в муниципальную собственность.
Если же речь идет о каких-либо предприятиях или имущественных комплексах, то их следует передавать субъектам РФ. До революции, например, если умирал религиозный деятель, то все его имущество переходило к конфессии, наследство казака, у которого не было родственников, переходило в казачье общество, профессора - в университет.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
Много внимания в своем выступлении уделил председатель комитета Госдумы закону об альтернативной гражданской службе (АГС). 22 марта комитет Госдумы России по законодательству одобрил проект Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", внесенный правительством РФ. Законопроект направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Другие альтернативные проекты, предложенные депутатами Госдумы, комитет рекомендовал к отклонению.
В то же время в своем заключении комитет высказал ряд существенных замечаний к правительственному проекту, П.Крашенинников считает, что по поводу этого закона в Госдуме "будут очень жаркие дискуссии". И первой проблемой обсуждения станет срок АГС. Так, правительство предлагает четыре года. Российские депутаты выяснили, что нигде в мире альтернативщики не служат 48 месяцев. Как правило, АГС превышает военную службу в полтора раза, тем не менее в Швеции, например, она равняется военной и длится 7, 5 месяца.
Комитет по законодательству будет бороться, чтобы срок АГС вообще не указывался, а был бы кратен, приблизительно в полтора раза больше, военной службе. Законодатели также считают, что входе военной реформы срок воинской службы будет уменьшаться, пропорционально должен сокращаться и альтернативный вариант. При определении срока АГС будет учитываться и образование, в частности, призывники с высшим образованием будут призываться на АГС на срок вдвое меньший, чем другие.
Следующим вопросом, по которому пока не найдены четкие и понятные решения, является положение о том, должен ли призывник доказывать или заявлять свои пацифистские убеждения. По Конституции РФ, право на альтернативную службу имеет человек, который по характеру своих убеждений не может носить оружия. Правительство предлагает, чтобы кандидат на АГС доказывал свои убеждения. На взгляд П.Крашенинникова, это будет "тупиковая ситуация, которая опять приведет к коррупции".
Депутат считает, что призывнику достаточно написать заявление о своих пацифистских убеждениях, и оно должно быть принято за исключением случаев, если этот человек до службы совершил преступление, которое связано с применением того или иного оружия. Зарубежный опыт подсказывает, что, например, в Германии совсем недавно был принят новый закон, который предусматривает доказательство неприятия оружия, однако в скандинавских странах преобладает заявительный порядок.
Российским депутатам удалось также отказаться от упоминания в законе экстерриториального принципа несения альтернативной службы. Первоначально правительственный вариант АГС предполагал, что альтернативщик точно не должен служить рядом со своим домом. Для этих целей даже планировалось использование специальных колоний-поселений с ограничением свободы передвижения. Сам П. Крашенинников считает, что альтернативно служащий может и должен сам выбирать место службы.
Депутат также считает, что направлять на АГС должен "федеральный орган типа Министерства по труду", а не Министерство обороны, которое будет "препятствовать реализации конституционного права молодого человека".
Кроме того, парламентарий высказал свое несогласие с предусмотренным в проекте неограниченным использованием граждан, проходящих АГС в качестве гражданского персонала на предприятиях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. По мнению комитета, который возглавляет П. Крашенинников, прохождение альтернативной службы в военной сфере может быть допустимо только с согласия призывника. А перечень профессий для АГС не следует жестко регламентировать. Молодые призывники могли бы работать не только в больницах или домах престарелых. Альтернативную службу можно проходить и в учреждениях Главного управления исполнения наказаний, и в подразделениях МЧС, в пожарных частях - вообще везде, где не хватает .гражданского персонала.
Принимать конкретные решения по этим вопросам могли бы исполнительные власти на местах. Депутат отметил, что, согласно правительственному законопроекту, дополнительные бюджетные затраты на введение АГС составят 1442 млрд. рублей, в том числе 513 млн. рублей - за счет местных бюджетов.
О СМЕРТНОЙ КАЗНИ И НОВЫХ ЗАКОНАХ
П. Крашенинников отметил, что рассмотрение Госдумой РФ дополнительного протокола к Европейской конвенции по соблюдению прав и свобод человека, запрещающего смертную казнь, откладывается. Ранее предполагалось, что вопрос о ратификации протокола будет рассмотрен депутатами в марте.
Вероятно, что на этот процесс повлияло недавнее обращение российских депутатов к Президенту России Владимиру Путину с призывом отказаться от моратория на исполнение смертной казни.
По мнению депутата, это обращение стало "ударом по престижу" России перед Европейским Сообществом. Более того, это игра на неудовлетворенных чувствах российских граждан, недовольных тем, как государство борется с преступностью. Парламентарий напомнил, что сегодня в РФ действуют два моратория - на исполнение смертной казни и на вынесение смертных приговоров.
Глава думского комитета прокомментировал также ряд законов, вступивших или вступающих в силу в этом году. В частности, по его мнению, новый Уголовно-процессуальный.кодекс, вступающий в действие с 1 июля, значительно улучшает правовую защищенность граждан. Вместе с тем в него будут вноситься поправки, возникающие в ходе практического применения. П.Крашенинников напомнил также, что в стадии подготовки ко второму чтению в Думе находятся Арбитражный и Арбитражно-процессуальный кодексы. Наряду с УПК депутат назвал оба кодекса самыми важными документами в судебной реформе. В ходе их подготовки законодатели решили много спорных вопросов, сняли ряд противоречащих норм. Наиболее важное достижение законодателей парламентарий видит в том, что новые законы запрещают прокуратуре вмешиваться q спор хозяйствующих субъектов, а также предлагают механизм исполнения решений иностранных судов. Были также разрешены вопросы, связанные с конкуренцией судов, особенно по экономическим вопросам, в частности корпоративным. Сильно ограничиваются надзорные функции, в частности такое понятие, как надзор за судами, вовсе заканчивается. Все эти меры должны привести к тому, что увеличится правовая защищенность как юридических лиц, так и их работников.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И РЕГИОНАМИ
Крашенинников считает договоры по разграничению предметов ведения и полномочий между субъектами Федерации и Центром "памятниками права, уже сыгравшими свою роль". Надо распрощаться с ними как с "явлением ушедшей эпохи", заявил он. В свое время заключение этих договоров было компромиссом по отношению к субъектам РФ.
Тогда федеральное правовое поле "не было заполнено", однако сейчас эти договоры зачастую противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству, отметил П.Крашенинников. При этом парламентарий напомнил, что в указанных договорах оговаривается, что их действие продолжается вплоть до принятия соответствующих законов.
Елена СЕМАКОВА, 14, стр. 18, Крайний Север
05/04/2002
|