К ЭКСТРЕМИСТАМ ПРИРАВНЯЮТ КОММУНИСТОВ И ВРАЧЕЙ
Сегодня комитет Госдумы по законодательству рассмотрит президентский законопроект "О противодействии экстремистской деятельности". Председатель комитета Павел Крашенинников признает, что на сегодняшний момент по этому проекту под определение экстремистской деятельности можно подогнать все что угодно - например, организованные выступления учителей с требованием выплаты зарплат.
"чтобы термин "экстремизм" был не резиновый"
Главная ценность проекта в том, что он наконец дает определение экстремистской деятельности: под ней подразумеваются "противоправные действия организаций и физических лиц по насильственному захвату власти, изменению конституционного строя и нарушению целостности страны, осуществление террористической деятельности, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, организация массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики" и ряд других действий. Павел Крашенинников считает определение громоздким и намерен ко второму чтению сделать все от него зависящее, чтобы "термин "экстремизм" не допускал широкого толкования во избежание нарушения прав и свобод граждан". Наказать гражданина за экстремизм можно и сейчас: УК предусматривает привлечение к ответственности за разжигание национальной, расовой и религиозной розни. Но по новому закону ответственность за экстремизм понесут и юридические лица. Причем, чтобы подвергнуться уголовному преследованию, организации совсем не обязательно быть зарегистрированной в установленном порядке - за экстремизм будут отвечать и неформалы. Кстати, РНЕ и НБП (Национал-большевистская партия) на настоящий момент официально Минюстом не зарегистрированы. "Ведь преступное сообщество тоже нигде не зарегистрировано, но участие в нем уголовно наказуемо", - говорит Крашенинников.
"купить "Майн кампф" в Европе невозможно"
Экстремистские организации могут быть ликвидированы по суду. Могут быть ликвидированы и организации, финансирующие экстремистов.
Распространяющие экстремистские материалы СМИ могут также понести наказание вплоть до закрытия. Участие в организации экстремистского сообщества наказывается штрафом либо лишением свободы на срок от 2 до 4 лет, экстремистская деятельность - штрафом от 50 до 100 МРОТ либо лишением свободы на срок до 2 лет.
По его словам, в отношении антиэкстремистского законодательства мы отстали от Европы примерно на полвека: там меры против пропаганды экстремизма и нацизма были приняты сразу после окончания Второй мировой войны. "Купить "Майн кампф" на улице в Париже или Берлине невозможно", - говорит депутат. Новым законом нацистская символика запрещается, и у нас за ее публичную демонстрацию предусмотрена административная ответственность. Пока о другой символике в законе речь не идет, но ко второму чтению все возможно. Глава комитета не питает иллюзий, что принятие закона может быстро решить проблему скинхедов: "Это - как принять закон о зерне и ждать, что урожай сразу появится", - полагает он. Однако он заставит многих политиков, особенно левого спектра, следить за своей речью. Недаром, считает депутат, коммунисты выступают против этого закона: "КПРФ не хотелось бы отвечать за своих деятелей, ведь подобные некорректные высказывания, скорее всего, еще будут", - предположил депутат. Первое чтение законопроекта намечено на 6 июня.
АНАСТАСИЯ МАТВЕЕВА, 93, стр. 2, Газета
28/05/2002
|