НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Основной документ Свердловской области устарел, считает председатель комитета по законодательству Государственной думы Павел Крашенинников. "Правые" готовы предложить свой вариант
- Павел Владимирович, СПС разработал для Свердловской области устав, который, по мнению лидера правых Бориса Немцова, можно растиражировать во всех субъектах федерации. Что это за документ, в чем его отличия от действующего свердловского устава?
- Действующий на Среднем Урале устав готовился под провозглашенную в 1993 году тогдашним главой администрации Свердловской области Эдуардом Росселем Уральскую республику. В нем дублируются органы, прописанные в Конституции РФ, дублируются полномочия, например, губернатора. Расписано там все в эпатаж-ном стиле. Не устав, а своего рода конституция государства. Поэтому мы с коллегами по Фонду законодательных предположений взялись за подготовку нового устава области. Мне еще в должности министра юстиции РФ приходилось рассматривать вопросы, связанные с приведением в соответствие российскому законодательству нормативных документов ряда субъектов федерации. Эту же работу я продолжаю и в качестве руководителя комитета по законодательству в Государственной думе.
Почему необходимо менять не отдельные пункты, а устав области в целом? Предположим, вы решили навести некий порядок в отдельно взятом доме. Можно отремонтировать квартиры в нем, лестничные площадки и так далее. Но заложенная при строительстве конструкция останется. Наш устав полностью соответствует российскому законодательству, учитывает интересы как федерации, так и органов местного самоуправления. Он предлагает оптимальную структуру управления областью.
- И какова эта оптимальная структура?
- Во-первых, Свердловской области необходимо отказаться от двухпалатного парламента. Содержать в Свердловской области два законодательных органа, как показала практика, полная глупость. Причем как в финансовом отношении, так и в политическом. Скандалы, сотрясающие в течение двух последних созывов нижнюю палату областного Законодательного собрания, парализовали нормальную работу. Они не позволяют представительному органу субъекта влиять и на федеральную политику. При таких политических баталиях депутатам попросту некогда реализовывать право законодательной инициативы. Но даже если бы свердловские депутаты работали без простоев, они все равно не были бы способны оперативно вносить коррективы в проекты федеральных законов, рассматриваемых Государственной думой: пока за проект проголосуют обе палаты, федеральный законодательный поезд уйдет без среднеуральской законодательной инициативы.
- И это, по-вашему, сказывается на жизни свердловчан?
- В определенной мере. Парламентский кризис несет в себе шлейф других, на первый взгляд, не касающихся депутатской работы проблем. К примеру, в Свердловской области одним из последних в России создается институт мировых судей, во многих городах к формированию этого института вообще не приступали. При этом власть при каждом удобном случае не забывает подчеркивать, что следственные изоляторы переполнены. Да, согласен, необходимы новые тюрьмы и прочие здания для осужденных и тех, кто ждет приговора. Но институт мировых судей косвенно влияет на наполняемость камер. В некоторых российских субъектах мировые судьи рассматривают до 50 процентов дел. Кто мешает делать то же на Среднем Урале? Кстати, с 1 июля в России вступает в силу новый уголовно-процессуальный кодекс. Для регионов, где до сих пор не запущен институт мировых судей, это может оказаться катастрофой, так как количество осужденных и обвиняемых, по моим данным и по прогнозам коллег, возрастет.
Далее.Губернатор должен возглавлять исполнительную власть области. В нашем случае Эдуард Россель непосредственно, а не через председателя правительства Алексея Воробьева, должен руководить органами исполнительной власти. Сейчас многочисленные областные министерства, аппарат правительства зачастую дублируют друг друга. А прибавим еще штат сотрудников аппарата губернатора, состоящий в большинстве из бывших министров, которые также имеют влияние на министерства и ведомства... Зато в области до сих пор не действует Счетная палата, призванная контролировать бюджетные расходы. В итоге имеем громоздкую систему управления, где на содержание восьми тысяч чиновников тратится в год более миллиарда рублей.
- Вы возглавляете один из ключевых комитетов в Госдуме - комитет по законодательству. Так придумайте закон, в котором будет расписано, сколько чиновников положено субъекту федерации. За основу взять, к примеру, количество проживающих в отдельно взятом регионе.
- Регионы расценят такого рода инициативу как заявку Кремля на дальнейшее ущемление их прав федеральным центром.
- Зато регионы были бы вам благодарны, если бы ваш комитет разработал законопроект, способный отрегулировать взаимоотношения областной власти и местного самоуправления.
- Все решается на местах. Почему в большинстве регионов мэр центра субъекта федерации вполне нормально сосуществует с главой исполнительной власти области, а в других нет? Ответ также нужно искать в главном документе региона. В свердловском уставе, видимо, не сочли нужным расписать нормативный акт взаимоотношений уровней власти. Отсюда и проблемы. В нашем варианте проекта устава области механизм взаимодействия органов местного самоуправления с областными властными структурами прописан детально. В жизни, конечно, не все всегда гладко. Но при любом раскладе, приязни-неприязни, чиновники должны договариваться по спорным вопросам. Иначе свердловчанам и впредь оставаться свидетелями телевизионного диалога-ора между мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким и губернатором Эдуардом Росселем. К тому же диалога не прямого: делает это каждый на подконтрольной ему телекнопке. Ни федеральный центр, ни Дума не должны решать подобного рода региональные проблемы.
- Тогда нужно дать осуществиться голубой мечте многих губернаторов - разрешить им назначать глав муниципальных образований. Назначают же мэры мегаполисов глав районов.
- Потом президент возжелает назначать глав субъектов федерации, а затем Россия вернется к однопартийной системе и снова станет пугалом для цивилизованного мира. Получим то, от чего с таким трудом ушли.
- Есть у свердловского регионального отделения СПС, который вы возглавляете, шанс поставить вопрос о новом уставе области на голосование в Законодательном собрании? Или после потери региональной "дочкой" правых фракции в обновленной облдуме такой вариант исключен?
- Для принятия основополагающего документа области нужен референдум. За его проведение должны проголосовать обе законодательные палаты. Мы не питаем больших иллюзий по поводу того, что нынешний состав облдумы, подконтрольный в большинстве Росселю, вообще поставит на голосование вопрос о референдуме. Думаю, не будет на этом настаивать и лояльная губернатору Палата представителей Законодательного собрания Свердловской области.
Что касается потери фракции, то для СПС наличие фракции в законодательных органах регионов не самоцель. Члены СПС должны соблюдать генеральную линию, партийную идеологию, если хотите. Наши бывшие коллеги по СПС в думе Свердловской области не должны были голосовать "за" в вопросе, который определял возможность участия Росселя в губернаторских выборах 2003 года. Такова позиция СПС. На последнем заседании политсовета свердловского отделения правых абсолютное большинство признало правильным факт исключения из рядов СПС трех депутатов облдумы.
- Выходит, брэнд дороже мандатов. Но при таком раскладе уставу области от СПС уготована долгая жизнь в дальнем ящике стола инициатив.
- В чем-то вы правы. Но я не взялся бы утверждать, что в следующем году политический расклад в Свердловской области не изменится.
- Оптимизм связан с активностью председателя Центризбиркома Александра Вешнякова, который обратился в Конституционный суд РФ с заявлением рассмотреть правомочность выдвижения главами регионов своих кандидатур на третий срок?
- О позиции СПС по данному вопросу знают все. Есть регионы, где перебор сроков правления, политическое долголетие одного человека идут в минус экономике, инвестиционной привлекательности субъекта федерации в целом. Свердловская область из этой категории. Надо отдать должное Росселю, он немало сделал для сохранения промышленного потенциала региона. Но для дальнейшего развития нужен новый человек. Смог ведь наш земляк Борис Ельцин добровольно оставить кресло президента страны. И страна, пусть и медленно, преображается. Не повредит новая кровь и Свердловской области. Этот один из самых инвестиционно привлекательных регионов страны слывет сегодня территорией риска для ведения бизнеса.
Я как юрист не могу давать прогнозы относительно того, что решит Конституционный суд, но определенность нужна. Раз президенту страны отведено два срока, то почему не ограничить временные рамки глав субъектов? Думаю, уже летом будет поставлена точка в "губернаторском" деле.
- Говорят, экс-министр юстиции РФ свердловчанин Крашенинников не прочь примериться к губернаторскому креслу?
- Нет у бывшего министра столь грандиозных планов. Может, мне целесообразнее начать карьеру с мэра города Полевского, где я вырос? А если серьезно, то мне не скучно и в Госдуме, где формируется новое законодательное поле новой по сути
***
[Комментарий]
"Примерка закона на личности недопустима для партии, декларирующей примат буквы закона",
считает Банзаракца Чойнзонов, председатель Комитета по экономической политике, бюджету, финансам и налогам думы Свердловской области
- Банзаракца Лхамацыренович, до своего исключения из рядов СПС вы возглавляли фракцию правых в облдуме. Наверняка, знакомы вы и с уставом, разработанным СПС для Свердловской области. Можете прокомментировать его основные положения?
- Никто из свердловских правых, даже члены политсовета, не видели редакцию устава СПС. Хотя лидеры партии широко озвучивают ее, утверждают, что она на доработке и вот-вот выйдет в свет... Если устав как таковой и существует, то он, словно ноу-хау, держится в секрете. Возможно, данный проект - политический конек, с помощью которого правые хотели на апрельских выборах в облдуму преодолеть 5-процентный барьер, чтобы в дальнейшем воссоздать в нижней палате Законодательного собрания свою фракцию. Но Свердловская область - продвинутый в политическом плане регион. В виртуальный устав правых здесь не слишком верят.
Предложения, направленные на изменение устава Свердловской области, могут быть внесены: губернатором; одной третью депутатов двух палат (17 из 49.- Ред.)', по итогам референдума. Поэтому я не согласился бы с пессимистами, утверждающими, что проект устава правых не будет рассмотрен политиками и законодателями Среднего Урала, пока область возглавляет Россель. Нужно увидеть предмет разговора.
В рядах СПС в последнее время при принятии решений зачастую преобладают эмоции, а не здравый смысл. Руководством партии практикуется двойной стандарт по одному и тому же вопросу. Это касается и проблемы третьего срока для действующих глав субъектов федерации, прописанной в федеральном законодательстве. Так, известно, что Павел Крашенинников специально ездил в Чувашию агитировать местных законодателей за внесение изменений в устав республики, позволяющий президенту Федорову избираться на третий срок. В Свердловской области его позиция совершенно другая. Шарахания с точки зрения права, примерка закона на личности недопустимы для партии, декларирующей примат буквы закона.
Такой подход, на мой взгляд, больше всего вредит.
Боюсь, мои вчерашние однопартийцы растеряют либеральные ценности, присущие партии правого толка. Идеология правых - по большому счету идеология экономического толка. Ее поддерживают и все еще готовы поддержать как люди бизнеса, так и молодое поколение.
Фото Наталии Черепановой
Беседовал Джамал Гиназов, 22, стр. 34, 35, Эксперт-Урал (приложение к журналу Эксперт)
10/06/2002
|