ТРЕБУЮ АДВОКАТА!
Во вторник россиян ждут новые штрафы и арест по суду
В понедельник в России вступает в силу сразу несколько новых законов, которые должны радикально изменить действующую правовую систему. Это Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), закон об адвокатуре. Цель этой реформы - окончательно избавиться от атавизмов советской юридической машины и максимально приблизить правовые процедуры к западным стандартам. Новый УПК заменит УПК РСФСР, действующий с 60-х годов и не соответствующий не только нормам международного права, но и Конституции РФ. Закон об адвокатуре придет на смену Положению об адвокатуре образца 1980 года. Вместо залатанного многотысячными поправками Административного кодекса появится новый КоАП. После многолетних (тот же закон об адвокатуре лежал в Думе 9 лет!) обсуждений в Госдуме для этих нормативных актов начинается практическая жизнь в российской юстиции, без которой все они - мертворожденные дети наших законодателей. Без практики это лишь бумага. С сегодняшнего дня эта бумага - а вернее, статьи и параграфы, на ней отраженные, - будет иметь решающее значение в судьбе миллионов людей. Следователей, судей, прокуроров, адвокатов, подозреваемых и обвиняемых, нас с вами, поскольку мы хоть раз в жизни подпадаем под административную ответственность (хотя бы потому, что перешли улицу в неположенном месте). Простой пример. С понедельника нельзя давать деньги гаишнику. По новому КоАПу это будет расценено как криминал. Платить штрафы придется через "кредитные учреждения" или попросту - сберкассы. Другой кодекс - другие судьбы. Накануне министр юстиции России Юрий Чайка заявил, что вступление в силу с 1 июля нового УПК позволит значительно улучшить ситуацию в уголовно-исполнительной системе. "Благодаря новым требованиям численность арестованных существенно сократится, и мы сможем создать нормальные условия для лиц, содержащихся в следственных изоляторах", - сказал глава Минюста. Ведь санкцию на арест будут давать только суды. По данным Минюста, в этом году число лиц, находящихся в следственных изоляторах, сократится примерно на 100 тысяч человек (в 2001 году из СИЗО было выпущено досрочно 120 тысяч человек). Что будут делать эти "выпущенные" люди - на этот вопрос у Чайки нет ответа. Зато есть ответ на другой: готовы ли правоохранительные органы к работе в условиях нового УПК? "Думаю, будет непросто, особенно на первоначальном этапе. Но во всех структурах, я знаю, проведена большая подготовительная работа, и есть надежда, что особо серьезных проблем удастся избежать", - считает министр юстиции. "Судейский корпус значительно укреплен - как материально, так и кадрово-организационно", - заметил глава Минюста, явно давая понять: пора укреплять и другие структуры. Недовольны новыми законами многие - как справа, так и слева. Хотя идеологическое противопоставление здесь вряд ли уместно. Размежевание было по другим критериям: корпоративных и ведомственных интересов (в том числе и материальных). Так, прокуратура осталась недовольна Уголовно-процессуальным кодексом, ГИБДД - КоАПом, многие адвокаты - реформой своего профессионального сообщества. При этом сводить все к формуле "судьи обыграли прокуроров" было бы некорректно. Незадолго до 1 июля судьи потеряли свое главное преимущество, которого не было ни у прокуроров, ни у следователей, - неприкосновенность. Она стала условной. Победителей и побежденных нет. Да, для рядовых граждан новый Административный кодекс выглядит репрессивным, но по УПК и закону об адвокатуре они могут любое общение с правоохранительными органами начинать с фразы "Требую своего адвоката!". С 1 июля адвокат приобретает гораздо большие полномочия в досудебном производстве с момента задержания подозреваемого. Причем новый УПК обеспечивает подозреваемому возможность свидания с защитником наедине еще до первого допроса (такой допрос должен состояться не позднее 24 часов в случае задержания). - Вступление в силу нового УПК для нас проблемы не представляет, - сообщили "Известиям" в 14-м отделении милиции города Москвы. - Среди сотрудников проведена разъяснительная работа, так что и морально, и физически мы готовы. Гораздо больше вопросов по выполнению административно-правового кодекса. Например, по нарушению правил регистрации среди иностранцев. Там предписан либо штраф, либо выдворение, но пока неясно, как это будет происходить на практике. Пока все новые законы - это набор правил, которые еще не получили обкатку на практике. Народная формула "закон - что дышло" по-своему универсальна. Возможно, победителем будет то корпоративное сообщество, которое сумеет перехватить инициативу и использовать эти правила в своих интересах. С другой стороны, когда законами одновременно недовольны силовики и правозащитники, это значит, что удалось найти действительно золотую середину. Со всеми своими минусами новый УПК сокращает возможности превращать уголовное правосудие в бизнес. "Теперь, - заявил "Известиям" один из представителей адвокатского сообщества, - следователям придется реально соперничать в коварстве с адвокатами, а не имитировать состязательность по-советски". Павел Крашенинников, глава комитета Госдумы по законодательству: Критика пойдет после первой практики Специально для "Известий" тему нового правового пространства прокомментировал председатель комитета Госдумы по законодательству Павел КРАШЕНИННИКОВ: - Безусловно, июль - это важный правоприменительный этап в судебно-правовой реформе. Кроме УПК, вступают в силу Кодекс об административных правонарушениях, законы о регистрации юридических лиц, об адвокатуре. Преобразования будут глубокие и в прокуратуре, и в судах. Сейчас об этом забывают, но в июле вступит в силу закон о введении в действие Арбитражно-процессуального кодекса, в котором наконец-то будет поставлена точка по корпоративным спорам. Это известная проблема, когда все кому не лень идут в тот или иной суд и получают разные судебные решения - Можно ли сказать, что 1 июля завершилась судебно-правовая реформа и страна начинает жить в новом правовом пространстве? - Для меня судебно-правовая реформа состоит из трех аспектов. Кроме нормативных актов (первый аспект), это вопросы, связанные с финансированием, статусом и ответственностью тех лиц, которые работают в области применения права: прокуроров, судей. Здесь много проблем, которые еще предстоит решать. И третий аспект - это правосознание общества. Здесь еще конь не валялся. Что касается нормативных актов, то и здесь много работы. Мы должны принять четвертую часть Гражданского кодекса, Жилищный кодекс. Сегодня мы можем констатировать существенный прорыв - это факт. То, что до 1 июля у нас процесс был устаревший, никуда не годный и, скажем так, с несовременными функциями прокуратуры, - это правда. - Чем обернутся новые нормативные акты для потребителя, для рядовых граждан? - Тем, что немного изменятся правила игры, в соответствии с которыми уменьшится возможность произвольного применения таких репрессивных законов, как УПК. Правила будут защищать всех участников процесса, независимо от того, кто они - следователь, подозреваемый или подсудимый. Это станет возможным потому, что появятся более четкие критерии для принятия решений. Хотя как раз в июле, после первой правоприменительной практики, волной пойдут критика и нападки в адрес этих законов. Знаю точно, что недобросовестным конкурентам - хозяйствующим субъектам - в отношении друг друга законы применять будет сложнее. Ведь, к примеру, по УПК возбуждать уголовные дела можно только с согласия прокурора. - А как насчет репрессивной сущности нового Административного кодекса, о которой много говорят правозащитники? - Новый КоАП действительно жестче прежнего, но хочу напомнить, что у нас раньше было больше десятка законов, которые предусматривали административную ответственность и которые действовали. В то же время новый КоАП лучше, чем тот, который предлагался первоначально (с эвакуаторами, с возможностью арестовывать водителей). Лучше иметь систему правил, чем обилие несистематизированных законов об административной ответственности.
Александр САДЧИКОВ, Известия.Ru
30/06/2002 17:24:00
|