ПО НОВОМУ УПК СТАЛИ МЕНЬШЕ САЖАТЬ
Адвокатам он нравится, а прокурорам нет
правоприменение
Прошло ровно три месяца с момента вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса (УПК) России. Вчера на встрече с журналистами председатель комитета Государственной думы по законодательству Павел Крашенинников весьма положительно охарактеризовал работу нового УПК, одним из создателей которого он выступил. Зато московские прокуроры кодекс сильно ругают.
Павел Крашенинников рассказал, что с июля этого года, когда вступил в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс, число возбужденных уголовных дел и количество лиц, взятых под стражу, сократилось на 20%. По мнению председателя комитете Госдумы по законодательству, эта цифра положительно характеризует действие нового УПК. Господин Крашенинников, правда, считает, что милиционерам и прокурорам после введения в действие нового кодекса работать стало сложнее. Отчасти поэтому и дел возбуждается меньше. Ведь по новому УПК для возбуждения уголовного дела требуется согласие прокурора, а произвести арест можно теперь лишь по решению суда. Павел Крашенинников признает, что необходимость получения различных санкций осложняет ход расследования. Нередки жалобы со стороны сотрудников правоохранительных органов, судей, следователей прокуратуры. "Однако сейчас пессимизм уступает место более сдержанным высказываниям", - заявил господин Крашенинников. Вообще бывший министр юстиции РФ склонен считать новый УПК довольно действенным, несмотря на некоторые недостатки. По его мнению, кодекс нового образца лучше защищает интересы и права граждан и гарантирует беспристрастность суда.
Однако с такой оценкой не согласны те, кому по долгу службы приходится каждый день сталкиваться с заложенными в кодекс нововведениями. Сотрудники прокуратуры города Москвы, не пожелавшие представиться, в разговорах с корреспондентом "Ъ" признавались, что от нынешнего УПК они "не в восторге". "Совершается преступление, допустим, в три часа ночи. Преступника застаем на месте преступления. Так чтобы его задержать, необходимо разрешение прокурора. На это отведено по закону три часа. После прокурора надо вернуться к преступнику. На арест нужна санкция суда". На то, чтобы передать в суд дело для получения санкции на арест, отведено всего восемь часов. Естественно, правоохранительные органы это не устраивает. При этом они также признают, что количество уголовных дел с момента вступления нового УПК в силу неуклонно снижаются, но не считают это доказательством успешного функционирования нового кодекса.
Недовольны и работники судов: судьям приходится теперь работать и по выходным (если преступление совершено в выходной, то и санкция на арест нужна в тот же день). В будни же конец рабочего дня у судей передвинулся с шести вечера на семь. В разговоре с корреспондентом "Ъ" сотрудники московской прокуратуры также заметили, что роль судей на этапе предварительного следствия сводится к чисто формальным действиям. "Они смотрят лишь на то, чтобы не были нарушены формальности - сроки задержания, например".
Схожей с господином Крашенинниковым точки зрения на новый УПК придерживаются адвокаты. "В целом это прогрессивный закон, хотя в применении он, конечно, труден. Но он работает на людей, на будущее", - заявил в разговоре с корреспондентом "Ъ" адвокат Генрих Падва. Позицию адвокатов понять просто, так как новый УПК дает еще больше возможностей для защиты своих подопечных. По поводу претензий сотрудников прокуратуры господин Падва заметил, что им тяжело, потому что "работать приходится".
С января следующего года приступят к работе суды присяжных (пока они действуют лишь в девяти субъектах РФ), что, по мнению Павла Крашенинникова, еще прибавит проблем. Сейчас же комитет господина Крашенинникова ведет мониторинг действия УПК. В конце осени в Москве достоинства и недостатки нового кодекса будут обсуждены на большом заседании с участием всех заинтересованных сторон.
МИХАИЛ ДЕМИДЕНКО, 177, стр. 6, Коммерсант
01/10/2002
|