УПК АТАКУЮТ ПРАВООХРАНИТЕЛИ
Самыми болевыми точками нового Уголовно-процессуального кодекса по-прежнему остаются вопросы выдачи судебных санкций и выдача прокуратурой разрешения на возбуждение уголовного дела.
Вчера промежуточными итогами реализации положений кодекса, который вступил в силу ровно 3 месяца назад, поделился председатель Комитета по законодательству Государственной думы Павел Крашенинников.
По его словам, правоохранительные органы до сих пор с ностальгией вспоминают старый Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), который, по его мнению, заведомо базировался на принципах виновности гражданина перед правоохранительными органами.
Правоохранители против
Как посетовал глава Комитета по законодательству, который и был профильным при подготовке УПК, прокуратура и эти самые правоохранители развернули активную кампанию по дискредитации нового УПК. Впрочем, понять их можно: после вступления в силу новой редакции Уголовно-процессуального кодекса они лишились значительной части своих полномочий (см. "ДП" N127,135.www.dp.ru). В частности, санкции на арест теперь выдает только суд, а чтобы возбудить уголовное дело, необходимо согласие прокурора.
"Кроме того, старый УПК можно было использовать в спорах хозяйствующих субъектов. Например, возбудить уголовное дело, поместить на время человека под стражу, а в это время провести собрание акционеров", - заявил Павел Крашенинников.
Другим итогом работы нового УПК стало сокращение количества поступлений подозреваемых в следственные изоляторы и фактов возбуждения уголовных дел. И те и другие показатели, по данным комиссии, которая проводит мониторинг реализации положений УПК, сократились по России в среднем на 20%. Сторонники УПК объясняют это тем, что суд, являясь нейтральной стороной процесса, способствует более объективному расследованию, в то время как правоохранители могут в любой момент повернуть расследование "в нужное русло".
Демократичные кодексы
"Прошли времена, когда за кражу курицы или мешок картошки можно было посадить человека", - продолжал Павел Крашенинников. Правда, для этого пришлось править не УПК, а вносить поправки в Уголовный кодекс (статья 158) и в Кодекс административных правонарушений. Теперь статья 158 УК стала дифференцированной и еще более гуманной и подразумевает лишь административную ответственность за нарушения такого рода. Однако и в сам УПК будут внесены поправки. Вряд ли они обрадуют Павла Крашенинникова. Как уже сообщал "ДП" (см. N84/02,www.dp.ru), группа из более 100 депутатов инициировала обращение в Конституционный суд с требованием опротестовать ряд положений УПК.
Претензии "бунтовщиков" (против УПК во время его принятия проголосовали лишь два депутата) весьма серьезны, например, нарушение презумпции невиновности. Впрочем, сам председатель Комитета по законодательству уверен, что депутаты просто неправильно трактуют нормы УПК. "То, что мы разрешили обвиняемому собирать доказательства и использовать их в суде, вовсе не значит, что нарушается презумпция невиновности", - заявил корреспонденту "ДП" Павел Крашенинников.
Владимир Лавицкий, Москва, 172, стр. 5, Деловой Петербург
01/10/2002
|