ПАВЕЛ КРАШЕНИННИКОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ: В ЗАЩИТУ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРС
Новый Гражданский процессуальный кодекс - основа судебно-правовой реформы
Старый Гражданский процессуальный кодекс был принята 1964 году. С тех пор, конечно, многое изменилось, в том числе и строй, и общественные отношения, а соответственно и судебная система. Поэтому то латание, которое мы делали поправками каждый год, не изменяло концепцию кодекса, фактически сдерживающего развитие нынешних общественных отношений. При этом у нас уже были приняты новые Гражданский, Трудовой, Земельный, Семейный кодексы и так далее, затрагивающие тот круг отношений, при которых регулируется именно ГПК. Тем более что по количеству дел и востребованности он превосходит вместе взятые Арбитражный процессуальный и Уголовный процессуальный кодексы, а значит, касается весьма многих людей.
Нынешний ГПК - это новый современный кодекс, который устанавливает четкие и понятные критерии при принятии тех или иных судебных решений. В нем существенно урезана роль прокуратуры. Теперь на разных стадиях прокурор не имеет права вмешиваться во все споры, как это происходит сегодня. После вступления ГПК в силу прокуратура сможет выступать только в защиту государственных интересов.
Например, при издании губернатором или органом местного самоуправления какого-то незаконного акта, либо когда речь идет о государственных или муниципальных образованиях, либо когда дело касается прав недееспособных лиц, которые не могут себя защитить, - несовершеннолетних, нетрудоспособных, либо в силу своего заболевания. В таких делах прокурор обязан вступать в процесс.
В новом ГПК несколько изменена вторая инстанция - кассационная. Теперь суд кассационной инстанции сможет рассматривать все материалы по существу, в полном объеме, а также те доказательства, которые не были представлены по уважительным причинам в суде первой инстанции.
Существенно изменилась и следующая - надзорная - инстанция. Так, по ГПК 1964 года представителями надзора были генеральный прокурор и его заместители, председатель Верховного суда и его заместители, прокуроры и председатели судов субъектов Российской Федерации. То есть, с одной стороны, этот круг был ограничен. С другой стороны, у них были неограниченные возможности по времени - надзорные действия можно было предпринимать и через 10, и через 30 лет. Однако нигде в мире такой правовой неопределенности нет, когда годами по инстанциям ходят жалобщики. И мы изменили эту ситуацию. По нынешнему ГПК в порядке надзора подавать жалобы могут только лица, права которых затронуты решением суда, либо те, кто участвовал в процессе. Причем с ограничением срока до года. В принципе, когда после кассации решение вступило в силу, года вполне достаточно для того, чтобы обосновать свое несогласие с ним.
Также очень серьезно прописаны вопросы, связанные с предварительным судебным разбирательством. Более того, по его итогам может быть вынесено решение. Но, во-первых, оно может быть прекращено, оставлено без рассмотрения или вынесено решение об отказе, если пропущен срок исковой давности. В этом смысле мы упростили процесс, что, на мой взгляд, достаточно положительный момент.
Кстати, в связи с принятием ГПК в "Парламентской газете" прозвучала критика в отношении ликвидации института народных заседателей. Хочу подчеркнуть, что здесь нет никакой подтасовки и это абсолютно осознанная и последовательная позиция нашего комитета, которая, ко всему прочему, была отражена еще в УПК.Дело в том, что в 1960 году, когда был принят прежний УПК, и в 1964, когда вступил в силу старый ГПК, мы жили в совершенно другой стране. Все работали на государственных предприятиях, и если государство привлекало своих работников на другую работу (в качестве народных заседателей), то, естественно, сохраняло им зарплату. Сейчас у нас основная масса юридических лиц - не государственные предприятия. И, конечно, их руководителям абсолютно невыгодно отпускать своих работников даже на какое-то время на процесс. А если народный заседатель не приходит, то процесс останавливается. Поэтому и происходило огромное количество срывов процессов из-за того, что народные заседатели вовремя не являлись на них. Соответственно сегодня этот институт применительно к уголовному или гражданскому процессу стал просто тормозом. При этом я даже не беру в расчет профессионализм народных заседателей...
Важным моментом ГПК можно назвать и детализацию различных процедур. Например, по избирательному праву, по спорам по эмансипации, когда 16-летнего гражданина признают полностью дееспособным, по ограничению несовершеннолетних в распоряжении своими доходами, по принудительной госпитализации и т.д. Современно прописаны и вопросы, связанные с доказательством, например в виде аудио- и видеопродукции: как представлять и как их рассматривать. Предусмотрены также процедуры по третейским и мировым судам...
К слову, первоначально предполагалось, что ГПК вступит в силу уже с 1 января 2003 года. Однако потом мы перенесли этот срок на 1 февраля, чтобы дать чуть больше времени для ознакомления. Соответственно с этого дня практически все положения старого ГПК утратят свое действие. За одним исключением. Мы даем еще полгода для рассмотрения по существу тех жалоб, которые поступили от прокуратуры до 1 февраля. Раз такое право существовало, то оно, конечно, должно быть реализовано.
Сегодня в судебно-правовой реформе уже заложены краеугольные камни - три процессуальных кодекса: УПК, АПК и ГПК. И мы считаем, что основа для реформы создана неплохая.
220-221, стр. 1, 3, Парламентская газета
20/11/2002
|