Павел Крашенинников: «Одним из ключевых законов, принятых Госдумой в 2002 году, стала третья часть ГК РФ о наследовании»
Уходящий год прошел под знаком значительных законодательных преобразований. Вступили в силу новые Уголовно-процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы. С 1 февраля нового года заработает новый Гражданский процессуальный кодекс. Об итогах 2002 года и планах на будущий год корреспондент БПИ Ольга Галкина попросила рассказать председателя комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова. - Как вы оцениваете деятельность комитета по законодательству в уходящем году? - Комитет по законодательству - это единственный думский комитет, у которого КПД равен 100%. По всем законопроектам, которые комитет рекомендует принять или отклонить, Совет Федерации и Госдума принимают соответствующие решения. Если законопроект рекомендован к принятию комитетом по законодательству, то он, как правило, пройдет. - Какие принятые Госдумой в этом году законы вы считаете ключевыми? На самом деле, один из ключевых законов, принятых в этом году, - третья часть ГК РФ, значительно повлиявшая на систему наследственного права России. Один из важнейших принятых документов – вступивший в силу с 1 июля УПК РФ. Немногим позже, 1 сентября, вступил в силу еще один процессуальный кодекс – новый АПК РФ. Также было принято огромное количество поправок в Уголовный и Гражданский кодексы. И здесь очевидна проблема, связанная с тем, что правосознание субъектов законодательной инициативы, к сожалению, оставляет желать лучшего. Примерно 98 законопроектов из 100, касающихся ГК РФ и УК РФ, мы отклоняем. Бывает, что комитет рекомендует к отклонению 5-6 поправок в месяц, или даже десяток, а в это же время приходит очередной десяток поправок. Присылаемые законопроекты, как правило, не учитывают систему действующего законодательства, и находятся в русле, «квазиборьбы с преступностью». Вместо того, чтобы бороться за осуществление принципа неотвратимости уголовного наказания правонарушителей, иной субъект законодательной инициативы предлагает по отдельным видам правонарушений увеличить срок тюремного заключения с 4 до 8 лет. Считается, что это борьба с преступностью. - Как вы оцениваете произошедшую реформу процессуального законодательства, и нынешнее состояние судебной реформы? - Это все тесно взаимосвязанные вопросы. Недавно вступивший в силу УПК – это один из краеугольных камней судебно-правовой реформы, одна из ее важнейших законодательных составляющих. Опыт показал, что с принятием УПК, который успешно работает вот уже пол года, такая мера пресечения, как взятие под стражу избирается на 40% меньше. Для сравнения, в 2001 году около 30% граждан, к которым принималась такая мера пресечении, просто освобождались из-за оправдательного приговора, либо из-за прекращения уголовного дела. Теперь речь идет о том, что такая мера пресечения, как взятие под стражу, используется судами в крайних случаях. С учетом новых УПК, ГПК и АПК можно отметить такую положительную тенденцию, как изъятие излишних полномочий у органов прокуратуры. Пропала некая «недобросовестная конкуренция» прокуратуры и иных правоохранительных органов. Положительная тенденция еще и в том, что они уходят из участия в спорах хозяйствующих субъектов. Мне кажется, что это оздоровительная мера для экономики. - Как, на Ваш взгляд, с принятием нового закона о третейских судах будет развиваться система третейских судов? - Мне кажется, закон о третейских судах вполне действенный, и его положения можно смело вписывать в базовый закон о судебно-правовой реформе. Правильным решением было наделить стороны правом рассматривать споры не в государственных судах, а в третейских, если они изъявили такое желание. Иногда эта система работает надежнее, потому что сейчас третейские судьи более подготовлены к рассмотрению специфических дел, к тому же участники третейского разбирательства могут сами сформировать состав третейского суда. - Поделитесь, пожалуйста, первоочередными планами на будущий год и на весеннюю сессию. Какие законопроекты стоят в планах комитета по законодательству? - Сейчас мы доделываем Жилищный кодекс, и мне кажется, что из базовых законов это – основной закон, на котором надо сосредоточить свои усилия в новом году. Старый ЖК на 75% мертвый, и противоречит либо Конституции, либо ГК, либо другим законам. Только представьте - в настоящий момент действует порядка 3000 нормативных актов только на федеральном уровне, и огромное количество на уровне субъектов Федерации. Новый кодекс содержит ряд концептуальных новаций. В частности, предлагается ряд изменений, касающихся очереди на получение жилья. Предлагается предусмотреть только четыре категории граждан, имеющих право на получение бесплатного жилья. Предоставление жилья на безвозмездной основе иным категориям граждан будет регламентировано федеральным законом, параметры которого должны найти отражение в федеральном бюджете. В субъектах федерации финансирование строительства бесплатного жилья должно производиться, соответственно, из бюджетов субъектов Федерации. А сейчас у нас некоторые жилищные законы принимаются исходя из интересов тех категорий граждан, которые имеют право на бесплатное, да еще и внеочередное жилье. Теперь, что касается тарифов на услуги ЖКХ: то, что сегодня повышение этих тарифов преподносится как жилищная реформа, на самом деле лишь малая ее часть. Хотя в кодексе и есть отдельная глава, посвященная оплате жилья. С юридической точки зрения необходимо менять и конструкции договоров, поскольку в этой области у нас действуют старые конструкции договоров коммерческого и социального найма. Кроме того, законодательно не прописан договор обмена жилья. Необходимо также реанимировать ЖСК, товарищества собственников жилья, и активнее внедрять институт ипотеки. Что касается приватизации жилья, то этот вопрос Кодексом не оговаривался, он будет освещен отдельно, в законе о введении ЖК в действие. В соответствии с ним будет решен вопрос о прекращении приватизации жилья. Для приватизации гражданам предполагается отвести достаточно большой срок, в течение которого они смогут реализовать свое право на приватизацию. Скорее всего, этот срок будет установлен в три года. Предлагается прописать в законе норму о том, что все граждане, которые получили жилье по социальному найму до вступления в силу Жилищного кодекса, будут иметь право на его приватизацию. В общих чертах данный федеральный закон сейчас подготовлен, и будет в ближайшее время представлен в администрацию президента. - Что сейчас происходит с поправками в законодательство о регистрации прав на недвижимость. - Этот законопроект пока не внесен правительством, его внесение ожидается в январе-феврале 2003 года.
БПИ
30/12/2002 13:03:00
|