«Москве нужно договариваться миром»
Правомочность исков бывших заложников и родственников погибших зрителей «Норд-Оста» к столичному правительству комментирует известный юрист, депутат Госдумы и экс-министр юстиции Павел КРАШЕНИННИКОВ.
-- Павел Владимирович, насколько, на ваш взгляд, оправдана норма федерального закона «О борьбе с терроризмом», которая предписывает выплачивать компенсацию жертвам теракта из бюджета региона, на территории которого произошел теракт?
-- Давайте начнем немного с другого. Сам факт подачи исковых заявлений при такой ситуации свидетельствует о том, что у наших граждан растет правосознание. Естественно, что самый лучший способ защищать свои права -- через суд. Следовательно, говорить о неправомерности или неэтичности подачи этих исковых заявлений было бы просто неконституционно. Граждане воспользовались, подчеркиваю, своим конституционным правом.
Что же касается закона «О борьбе с терроризмом», в соответствии с которым компенсацию должен выплачивать регион, то в случае, если кто-то считает, что это неправильно, он может подать заявление в Конституционный суд. Так что в обоих случаях есть цивилизованный способ решения проблемы. Через суд.
-- Но власти Москвы считают эти иски необоснованными и несправедливыми. А вице-мэр города Валерий Шанцев утверждает, что компенсации могут быть выплачены «только за счет сокращения каких-то социальных программ»...
-- За счет чего -- это уже другой вопрос. Хотя очень часто понятия подменяются, говорят: «У нас на это нет денег». Но разве кто-то мог представить себе такую ситуацию, что люди погибнут? Что кто-то потеряет здоровье? Это уже проблема ответчика, где он будет искать деньги и будет ли переделывать бюджет за счет социальных программ или, может быть, акции ЗИЛа будет продавать...
С точки зрения правовой, если иск будет удовлетворен, выплаты компенсаций должны обеспечиваться, во-первых, за счет бюджета, во-вторых, за счет того имущества, которым владеет ответчик. На месте региона я бы обдумал возможность подписания мирового соглашения, с тем, чтобы не раздувать этот процесс, а договориться и выплатить какую-то сумму, на которую согласятся истцы. Нужно понимать, что процесс в любом случае будет длительным и, если договориться, то сумма компенсационных выплат может оказаться меньше, да и произойдет все быстрее. А может быть, это будет и не сумма, а, к примеру, однокомнатная квартира или трехкомнатная.
-- Если задуматься о возможных будущих терактах и соответствующих исках, имеет ли смысл менять существующую норму закона? Можно ли тут ориентироваться на западный опыт? Есть ли на Западе удачные примеры решения подобных проблем?
-- Тут удачных примеров быть не может, они все неудачные, поскольку речь идет все-таки о последствиях преступления. Но у нас есть закон «О борьбе с терроризмом», у нас есть Гражданский кодекс, где прописаны очень четкие нормы возмещения ущерба, они аналогичны законодательству континентальных стран Европы. Взять, например, Германию, Францию, Голландию -- там примерно такая же схема. Так что у нас достаточно современное законодательство, процедуры все нормально и четко прописаны. Практики такой пока что нет, так что все вопросы применения законодательства будут решаться у нас на глазах.
-- В одном из интервью газете «Время новостей» адвокат бывших заложников Игорь Трунов заявил, что Россия могла бы ориентироваться на опыт, например, Франции, где компенсации жертвам терактов выплачивает специальный фонд, аккумулирующий средства государственного бюджета, средства, полученные от борьбы с финансированием терроризма, и пожертвования частных лиц и фирм. Имеет ли смысл и нам ориентироваться на эту модель, ведь текущее отечественное законодательство предусматривает компенсации только из регионального бюджета?
-- Это не совсем так, есть понятие «казна», куда входит не только бюджет, но и то имущество, которое принадлежит региону или муниципальному образованию. Если этих средств окажется недостаточно и не хватит резервов федерального бюджета, предназначенных для таких чрезвычайных ситуаций, тогда, может быть, придется задуматься о создании такого фонда.
-- Закон «О борьбе с терроризмом» предусматривает, что если у региона не хватает денег для выплаты компенсаций, то часть бремени несет на себе федеральный бюджет.
-- Да, это называется субсидиальной ответственностью. И вообще, я бы сказал, что наше нынешнее законодательство вполне может решить вопрос о выплате компенсаций жертвам терактов. Закон -- это, конечно, правовое поле, которое всегда надо совершенствовать. Но говорить о том, что сегодня у нас вообще ничего нет, я бы не стал. Есть юридическая норма, есть, насколько я понимаю, достаточно профессиональные адвокаты, которые написали грамотные исковые заявления, поэтому я считаю, что законодательство, решающее эти вопросы, существует и работает. Но лучше бы, конечно, чтобы не случались такие теракты, -- вот о чем надо заботиться, в том числе и регионам, и федерации.
Беседовал Кирилл МИХАЙЛОВ, №8, Время Новостей (online)
20/01/2003
|