Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Трефилова Татьяна Ивановна

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Татьяны Ивановны Трефиловой

 

Обзор публикаций СМИ


Обновление законодательства о банкротстве. В.Ф. Яковлев

Федеральный закон
"О несостоятельности (банкротстве)"
от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ

Обновление законодательства о банкротстве

Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”, вступивший в силу 3 декабря 2002 г., третий закон о банкротстве за последние десять лет. Столь стремительное обновление законодательства о банкротстве объясняется тем, что в стране достаточно быстрыми темпами осуществляются экономические преобразования.
Являясь органами судебного контроля в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражные суды, как никакие иные органы, через призму судебных дел остро чувствуют проблемы в правовом регулировании экономической сферы.
Особое место в сфере экономических отношений занимают проблемы несостоятельности (банкротства).
Практика применения арбитражными судами Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” 1998 года свидетельствовала о необходимости внесения в него изменений и дополнений, направленных на определение новых критериев банкротства, установление дополнительных гарантий от произвольных действий кредиторов по инициированию дел о банкротстве в арбитражных судах, обеспечению повышения роли государства в определении судьбы организаций-должников, более полному учету особенностей организаций оборонно-промышленного комплекса и т.п.
Новый Закон о банкротстве отличается от предыдущих значительно большим законодательным массивом. Если в Законе о банкротстве 1998 года было 189 статей, то в новом – 233. Появились новые институты, например процедура финансового оздоровления, саморегулируемые организации арбитражных управляющих, проверка обоснованности всех заявленных требований в судебном заседании, переход из конкурсного производства во внешнее управление, банкротство стратегических организаций.
Новизна комментируемого Закона о банкротстве состоит не только в этих институтах, но и в большом количестве новелл, содержащихся в его нормах, в том числе в составе ранее известных институтов.
К наиболее крупным новеллам можно отнести следующие.

1. Закон о банкротстве нередко использовался в целях передела собственности. В связи с этим необходимо было обязать кредитора, обращающегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, представлять доказательства, подтверждающие невозможность удовлетворения его требований в порядке, установленном законодательством, вне процедур банкротства, что предотвратило бы необоснованные массовые обращения в суды с заявлениями о банкротстве.
Не меняя признаки банкротства, законодатель предусмотрел, что право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам только по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, а у уполномоченного органа по обязательным платежам – по истечении 30 дней с даты принятия решения налоговым, таможенным органом о взыскании задолженности за счет имущества должника (ст. 7 Закона).
Кроме того, увеличен размер требований кредиторов к должнику – юридическому лицу как условие возбуждения дела о банкротстве. Теперь, если иное не предусмотрено Законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей.

2. Практически уравнены в правах конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В частности, уполномоченные органы, как и конкурсные кредиторы, получают удовлетворение своих требований в третью очередь, уполномоченные органы принимают участие в голосовании по всем вопросам и во всех процедурах, в том числе и по вопросам заключения мирового соглашения.

3. Более тщательно регламентированы процедуры созыва и проведения собрания кредиторов и комитета кредиторов, полномочия арбитражных управляющих, процессуальный порядок рассмотрения дел о несостоятельности, что, безусловно, повышает гарантии прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. Учтен ряд постановлений Конституционного Суда Российской Федерации по проверке отдельных положений Закона о банкротстве на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации. В частности, гарантированы права и законные интересы должника на момент возбуждения производства по делу о банкротстве. Теперь должник может заявить свои возражения в процессе проверки обоснованности требований заявителя.

5. Практика применения законодательства о банкротстве настоятельно требовала внесения в него изменений, направленных на укрепление независимости (юридической, материальной и т.п.) арбитражных управляющих, вовлечение в эту профессию компетентных, опытных специалистов, усиление контроля за их деятельностью.
Установлены новые требования к кандидатуре арбитражного управляющего (ст. 20 Закона) и изменен порядок его утверждения арбитражным судом. Так, в частности, арбитражный управляющий обязан быть участником саморегулируемой организации, иметь высшее образование. Арбитражный управляющий теперь не будет назначаться арбитражным судом из числа кандидатов, предлагаемых собранием кредиторов. Арбитражный суд должен направить запрос о представлении кандидатуры арбитражного управляющего в заявленную кредитором, обратившимся с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в процедуре наблюдения, или собранием кредиторов в других процедурах, саморегулируемую организацию. Заявленная саморегулируемая организация проводит отбор кандидатур арбитражных управляющих и направляет список кандидатур в арбитражный суд. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом, за исключением случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры требованиям статьи 20 Закона (ст. 45 Закона).

6. Помимо прежних процедур банкротства (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение) введена новая – финансовое оздоровление, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

7. В каждой процедуре банкротства арбитражный управляющий осуществляет мониторинг или руководит предприятием. Банкротство проходит под общим надзором арбитражного суда, в частности, внешний и конкурсный управляющий представляют в суд результаты проведения внешнего и конкурсного производства, суд отстраняет арбитражного управляющего от исполнения обязанностей, утверждает мировое соглашение и т.п. Кредиторы в основном определяют ход процедуры банкротства. Вместе с тем Закон содержит ряд положений, касающихся возможности широкого участия должника в процедуре банкротства. Лицами, участвующими в деле о банкротстве, теперь стали представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия. Кроме того, без согласия должника невозможно теперь будет заключить мировое соглашение, продать предприятие ниже цены, определенной органами управления должника (абз. второй п. 5 ст. 110 Закона).
Введение в действие нового Закона о банкротстве обязывает всех судей арбитражных судов глубоко изучить его нормы. Перед Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации стоит задача по подготовке постановления Пленума о практике применения судами норм нового Закона о банкротстве.

В.Ф. ЯКОВЛЕВ,
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,
профессор

 

 


№5 (2003 г.), Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (online)
07/05/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Трефилова Т.И.
"О несостоятельности (банкротстве)"
ФСФО России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФСФО России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации