Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Трефилова Татьяна Ивановна

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Татьяны Ивановны Трефиловой

 

Обзор публикаций СМИ


ДАЛЬШЕ РЕГУЛИРУЙТЕСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Перед самыми майскими праздниками в представительстве Москвы состоялся круглый стол, посвященный проблемам объединения арбитражных управляющих в саморегулируемые организации.
3 декабря 2002 года вступил в силу федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". История его принятия трудна и запутана, похожа на детектив и хождение по мукам одновременно. Но другого и не ожидалось: ни для кого не секрет, что странная мода банкротить далеко не безнадежные предприятия не безобидная дань времени, а закамуфлированный передел собственности.


Государство практически было лишено права голосовать по долгам. В своем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин подчеркнул: "Что касается банкротства, то в этой сфере необходимо срочно навести порядок. Поточное банкротство предприятий уже успело стать доходным бизнесом. Мы обязаны сделать механизм проведения процедуры банкротства и оздоровление предприятий прозрачным, рыночным, а значит, невосприимчивым к коррупции".
24 декабря 2001 года правительство вносит законопроект о банкротстве в Госдуму. За время обсуждения в нижней палате парламента он был настолько "поправлен" думцами, что в некоторых своих статьях стал неузнаваемым. После долгих мытарств правительству все-таки удалось найти компромисс и с бизнесом, и с депутатами, и Госдума приняла новый закон.
Но искушенные в банкротствах лоббисты боролись до последнего - во время второго чтения депутаты приняли несколько взаимоисключающих поправок, а некоторые принципиальные изменения необъяснимым образом попали в текст закона уже после голосования. Например, правительственный законопроект предоставлял должнику право погасить долги, находясь во внешнем управлении, и таким образом выйти из процедуры банкротства.
Однако уже после рассмотрения проекта в Думе появилась поправка, по которой погашение долгов стало возможным только с согласия арбитражного управляющего. Незначительное, казалось бы, добавление сводило на нет все усилия законотворцев из правительства.
И внешние, и конкурсные управляющие получают вознаграждение в период своего управления. Погашение долгов означает прекращение работы управляющего и его руководящей роли. Мало какой менеджер в здравом уме и твердой памяти с этим согласится. По словам Татьяны Трефиловой, руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, трудно вспомнить хотя бы одну процедуру банкротства за последние два года, в которой управляющий согласился бы принять долги. Но самое интересное, что поправка об обязательном согласии управляюшего не вносилась никем: ни комитет по собственности, ни Дума ее не одобрили. Она оказалась в тексте законопроекта уже после всех чтений. Думские метаморфозы - комментарии излишни.
В таком виде продукт к употреблению не годился, и президент наложил на него вето, исключив из закона слова о согласии управляющего на погашение долгов и предложив четкий механизм, при помощи которого можно без проблем выйти из процедуры банкротства. Закон был принят спустя полгода, и хотя по нему не требуется согласие арбитражного управляющего на погашение долгов, тем не менее роль этого менеджера в процедуре банкротства нисколько не умаляется. Хотя и сильно видоизменяется.
Это связано в первую очередь с тем, что меняется система регулирования и контроля над деятельностью арбитражных управляющих. Раньше ФСФО сосредотачивал в своих руках функции уполномоченного и регулирующего органа одновременно. По новому закону контролирующей организацией будет Министерство юстиции, но без ФСФО ему не обойтись. Эта служба как уполномоченный орган, представляющий интересы государства - основного кредитора, будет продолжать в этом качестве осуществлять контроль за работой арбитражных управляющих.
Как считает Владимир Золотов, руководитель Северо-Западного межрегионального территориального органа ФСФО, Минюсту участие его службы в переходный период просто необходимо, поэтому оба ведомства будут работать вместе (в одном из апрельских номеров "НВ" было опубликовано интервью с Владимиром Золотовым, где анализировалась ситуация с банкротством предприятий на Северо-Западе).
В связи с отказом от лицензирования деятельности управляющих возникла необходимость эффективного надзора и - как следствие этого - изменение статуса и процедуры регулирования работы менеджеров. Отныне все арбитражные управляющие, продолжающие работу на ниве банкротства, должны войти в саморегулируемые организации, так называемые СРО, принципом деятельности которых провозглашается информационная прозрачность работы всех членов организации. В соответствии с новым законом арбитражные управляющие до 3 декабря 2004 года должны определиться и вступить в ту или иную саморегулируемую организацию.
В прошлом месяце в Москве состоялось заседание координационного совета Российского союза СРО, где шла речь о подготовке и заключении соглашений между всеми организациями, которых в России на сегодняшний день насчитывается 19. На Северо-Западе их зарегистрировано две: СРО "Северо-Запад" и СРО "Северная столица", а также три московских филиала. Крупнейший из них - некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Межрегиональный центр экспертов и профессиональных управляющих" (НП СРО "МЦПУ"), объединяющая специалистов из более чем десяти регионов России. Основу ее организационного построения составляют первичные организации Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также других регионов.
Новым законом введено обязательное страхование ответственности арбитражных управляющих. Начиная с декабря 2002 года все они должны заключить договор страхования профессиональной ответственности на срок не менее одного года с обязательным его продлением. Без такого договора невозможно назначение управляющего по делу о банкротстве конкретного должника. В СРО создается компенсационный фонд или имущество общества взаимного страхования, и все принимают равное финансовое участие в его формировании.
По мнению многих представителей СРО, при страховании ответственности арбитражных управляющих существует чрезмерная сумма страхового покрытия. Размер первичной страховки составляет 3 млн рублей, но она может быть увеличена в зависимости от балансовой стоимости имущества должника. При назначении управляющего на предприятие он должен заключить вторую страховку в случае, если балансовая стоимость превышает 100 млн рублей. Сумма страхового покрытия в таком случае определяется как 3 процента от балансовой стоимости предприятия. Так, например, в случае с "Инкомбанком" ее размер составляет 2 млн долларов.
Помимо страхового покрытия управляющих в саморегулируемых организацих предполагается создание компенсационного фонда. Он предназначен для таких выплат, как убытки от умышленной деятельности арбитражных управляющих, поскольку этот риск не включается в договор со страховой компанией. По словам директора петербургского филиала страховой группы "АВЕСТ" Ивана Пелевина, только за последние 9 месяцев 2002 года ФСФО провела экспертизу 391 дела и выявила 375 случаев преднамеренного фиктивного банкротства. Были заведены уголовные дела. Как раз в подобных случаях страховая компания не выплачивает возмещение.
Как отметил начальник отдела продаж санкт-петербургского филиала "РОСНО" Павел Макаров, для страховых компаний - это совершенно новый и неизвестный рынок. На сегодняшний день в "РОСНО" по Санкт-Петербургу заключено всего 20 таких договоров. Пока все текущие дела о банкротстве ведутся по старому законодательству. Но если вспомнить, что переходный период (полгода со дня вступления в силу нового закона), отведенный на перестройку, вот-вот закончится, то следует ожидать значительного усиления активности как арбитражных управляющих, так и страховых компаний.
Лидия ЯКОВЛЕВА, Невское время (online)
14/05/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Трефилова Т.И.
"О несостоятельности (банкротстве)"
ФСФО России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФСФО России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации