Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Трефилова Татьяна Ивановна

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Татьяны Ивановны Трефиловой

 

Обзор публикаций СМИ


БОЛЬШОЙ ПЕРЕДЕЛ МИХАИЛА КАСЬЯНОВА

Михаил Касьянов в конце апреля - начале мая совершил активную аппаратную экспансию. По его инициативе восстановленный пост вице-премьера по промышленности и военно-техническому сотрудничеству в апреле занял Борис Алешин. В результате нового распределения функций между заместителями премьер-министра, оформленного 29 апреля постановлением за подписью Касьянова, к Алешину перешел ряд полномочий, которыми ранее обладал вице-премьер Алексей Кудрин, считающийся главным оппонентом премьера внутри правительства. Наконец, уже в мае премьер добился двойного аппаратного успеха. Он не только добился отставки председателя Госкомитета по рыболовству Евгения Наздратенко (Касьянов добивался этого еще с февраля, когда он отстранил Наздратенко от исполнения обязанностей), но и получил санкцию от президента на назначение новым "главным рыбаком" своего протеже Александра Моисеева.

Появление в правительстве Бориса Алешина связывают с явным недовольством президента как промышленной политикой, так и положением дел в системе ВТС, которая, по сути дела, так и не стала системой - особые претензии у президента вызвала внешнеэкономическая деятельность российских оборонных предприятий. Как представляется, Алешин смог сформулировать (и через Касьянова донести до президента) проект системной реорганизации как ВТС, так и в целом ВПК. Ее примерные очертания уже известны: главным является масштабная централизация функций. Так, по мнению некоторых экспертов, планируется объединить созданные при Илье Клебанове правительственные агентства (по вооружениям, боеприпасам, судостроению и др.) в единое министерство оборонных отраслей. Кроме того, предполагается возрождение в каком-то виде военно-промышленной комиссии, которая существовала еще в правительстве СССР и курировала деятельность всех структур ВПК.

Показательно при этом, что главным сотрудником Алешина в реализации проектов в рамках ВТС, очевидно, станет новоназначенный начальник его секретариата Александр Рыбас. Ранее он занимался аналогичными вопросами в аппарате Михаила Касьянова. Сам же Алешин пришел в правительство в 2000 году в качестве первого заместителя тогдашнего главы Минпромнауки Анатолия Дондукова (с которым они в середине 90-х годов входили в состав совета директоров банка "Деловая Россия"). При этом Дондуков считался протеже Михаила Касьянова, а его отставка в начале 2002 года - компенсацией за тогдашний аппаратный успех премьера, добившегося ухода "питерца" Клебанова из вице-премьеров. Однако к моменту окончания правительственной карьеры Дондукова Алешин уже занял самостоятельный пост - Касьянов в конце 2001 года назначил его председателем Госстандарта.

Переход от курирования вице-премьерами отдельных направлений, а не министерств также связан, в частности, с назначением Алешина - к нему перешли новые функции, причем сделано это было в "мягкой" форме: без официального лишения того же Кудрина роли куратора тех или иных ведомств, что могло бы вызвать куда больше шума. Впрочем, есть и еще одна причина такого решения Касьянова - теперь возрастает влияние, оказываемые на министерства как с его стороны, так и со стороны аппарата правительства во главе с Игорем Шуваловым, одним из ближайших соратников премьера.

Что же касается Алешина, то он отныне фактически координирует функции не только Минпромнауки и оборонных агентств (что само по себе может спровоцировать окончательный уход Клебанова из правительства), но и ряда других ведомств. И хотя, как уже упоминалось, в новом распределении обязанностей между вице-премьерами прописаны лишь направления, которыми они ведают, а не конкретные министерства, очевидно, что "человек Касьянова" теперь будет заниматься еще и вопросами министерства по антимонопольной политики, ранее находившимися в "епархии" Кудрина. Более того, к Алешину перешло кураторство над большей частью направлений деятельности грефовского МЭРТа - такими как сокращение административных ограничений в экономике, мобилизационная готовность экономики, государственная инвестиционная политика и стимулирование частных инвестиций, торгово-экономическое сотрудничество с зарубежными странами, экспортный контроль. За традиционным куратором МЭРТ Кудриным остались лишь наиболее критикуемая функции МЭРТ: прогнозирование экономического и социального развития страны.

Позиции Алешина усиливаются еще и потому, что глава МЭРТ Герман Греф в последнее время пребывает в неопределенном аппаратном положении. Чем дольше он находится на больничном, тем больше слухов о его грядущей отставке. В этих условиях энергичный Алешин может подмять под себя целый ряд "курируемых" им функций.

Таким образом, назначение Алешина и передача ему весьма обширных функций представляет сейчас угрозу скорее не для Кудрина (он прочно контролирует Минфин, теперь к нему перешло кураторство межбюджетных отношений, которым ранее занимался Христенко, в его ведении остались МНС и ряд других структур), сколько для Грефа. Известно, что и без того МЭРТ и Минпромнауки конкурировали друг с другом в борьбе за контроль над вопросами реального сектора экономики. Теперь же на этом поле оказывается новая фигура, пользующаяся поддержкой главы правительства. Так что даже если Греф и сохранит министерский пост, его аппаратные перспективы выглядят весьма туманно.

Усиление позиций Касьянова в ходе инициированного им перераспределения сфер влияния вице-премьеров связывают и с тем, что из перечня полномочий Кудрина исчезли и не перешли к другим вице-премьерам вопросы рынка ценных бумаг (ФКЦБ) и вопросы финансового оздоровления предприятий (ФСФО). Есть основания полагать, что эти ведомства "замкнет" на себе сам Касьянов. Однако в данном случае речь идет не столько о переделе сфер влияния, сколько о констатации хорошо известного факта: оба ведомства и раньше курировались Кудриным лишь формально. В реальности вопросы банкротства традиционно "замыкал" на себе Касьянов (через главу ФСФО Татьяну Трефилову), а влияние Кудрина на ФКЦБ было несоизмеримо с аналогичным влиянием со стороны Александра Волошина.

Зато крупной аппаратной победой Касьянова можно считать разрешение в его пользу "рыболовного" конфликта. Напомним, что еще в 2001 году, после увольнения главы Госкомитета по рыболовству Юрия Синельника, Касьянов рассчитывал назначить на его место Александра Моисеева, бывшего армейского полковника, работавшего ранее в аппаратах Юрия Маслюкова, Виктора Христенко и самого Касьянова. Премьеру тогда удалось провести назначение Моисеева на пост первого зампреда и и.о. председателя комитета. Однако Владимир Путин принял тогда политическое решение - главным рыболовом стал покинувший пост приморского губернатора Евгений Наздратенко. Тем самым, глава государства решил две задачи: "мягко" убрал из Приморья склонного к слишком большой самостоятельности лидера и, одновременно, ограничил аппаратную экспансию премьера. Касьянову пришлось удовлетвориться лишь сохранением Моисеева на посту первого зампреда (да и то Наздратенко быстро добился назначения "вторым первым" зампредом Юрия Москальцова, одного из крупнейших рыбных бизнесменов Приморья).

С тех пор прошло два года. Госкомрыболовства сотрясают скандалы, Москальцов (по некоторым данным, разошедшийся с Наздратенко) оказался под следствием в рамках уголовного дела о хищении биоресурсов. На допросы вызывался и еще один назначенный при Наздратенко зампред - Леонид Холод. Сам Наздратенко был в феврале временно отстранен Касьяновым от исполнения своих обязанностей. По официальной версии, это произошло после многочисленных обращений глав регионов в правительство России, которые жаловались, что Наздратенко без объяснения причин изменил квоты для вылова целым рыболовецким коллективам. По неофициальной - из-за конфликта между Наздратенко и его преемником на посту губернатора Сергеем Дарькиным, у которых оказались противоположные интересы в рыбным бизнесе. В результате, в этом споре Касьянов взял сторону Дарькина.

Однако президент отказался санкционировать увольнение Наздратенко явно в пику Касьянову (по некоторым данным, "главный рыболов" действовал в интересах "питерской" части президентского окружения, которая заинтересована в ослаблении премьера). В результате, глава Госкомитета после месячного перерыва вышел на работу "назло" премьеру. В течение марта-апреля продолжалась эскалация конфликта: премьер стал настаивать на ликвидации комитета, президент выступил против. В результате, Путин все же согласился на уход Наздратенко, получившего в качестве "утешительного приза" пост заместителя секретаря Совбеза (в настоящее время роль этой структуры существенно снизилась по сравнению с 1999-2001 годами, когда ей руководили Путин и Сергей Иванов). Более того, после серии громких "рыбных" скандалов остался лишь один реальный кандидат на пост главы Госкомрыболовства, который не проходил ни по одному уголовному делу и не имел перспективы быть подвергнутым жесткой критике в первые же месяцы руководства комитетом в связи со "старыми грехами" (как это в свое время случилось с Синельником). Таким кандидатом оказался касьяновский протеже Моисеев, который в последние два года был фактически выключен из механизма принятия ключевых решений в собственном ведомстве.

Впрочем, значение аппаратных успехов Касьянова не стоит преувеличивать. Во-первых, положение дел в правительстве было заведомо нездоровым, аппаратные конфликты внутри кабинета министров зашли слишком далеко. Кстати, именно этим мотивирует "Яблоко" свою инициативу с вынесением вотума недоверия правительству. В этой ситуации любые претензии президента к кабинету министров (а, ожидается, что значительная часть из них будет изложена в президентском послании Федеральному собранию) могли бы натолкнуться на возражения со стороны Касьянова, что у премьера связаны руки. Согласившись на ряд аппаратных требований главы правительства, президент развязал себе руки и теперь может усилить критику его деятельности.

Во-вторых, судьба касьяновских протеже (Алешина и Моиссева) будет зависеть от того, насколько успешно они смогут управлять своими сферами деятельности, в которых легко "завязнуть" в противоречиях между различными группами интересов. Как это, к примеру, произошло с Клебановым, который, придя в правительство, также предлагал внешне стройную систему реорганизации оборонки с помощью правительственных агентств и военно-промышленных холдингов. Да и Наздратенко пришел на свой "рыбный" пост как представитель региона, еще недавно противостоявший столичной бюрократии. В результате, и тот, и другой оказались под огнем критики со стороны недавних коллег - "оборонного" директората и дальневосточных губернаторов. Так что авансы, выданные "системщику" Алешину и не замешанному в рыбных скандалах Моисееву могут быстро исчерпаться. При этом спрос будет не только с них, но и с премьера, который рекомендовал их на ключевые посты.

В-третьих, правительство Михаила Касьянова по Конституции слагает свои полномочия после президентских выборов, то есть через год. Есть основания полагать, что пока президент не готов к серьезным изменениям в составе и структуре кабинета министров. Однако определенные планы такого рода уже разрабатываются - в частности, активно обсуждается вопрос о создании "партийного правительства" на основе пропрезидентского большинства, которое планируется сформировать в новой Думе. Такая схема может усилить влияние президента на правительство, так как процесс его формирования окажется под еще большим его контролем, чем сейчас (ведь речь идет именно о пропрезидентском большинстве). В этом случае сильный самостоятельный премьер (которым к настоящему времени стал Касьянов, начинавший в 2000 году в качестве "технического" главы правительства) будет просто излишним. Снизится (по крайней мере, временно) и влияние аппарата кабинета министров. В связи с этим можно вспомнить начало 1998 года, когда серьезное усиление аппара тных позиций Виктора Черномырдина предшествовало его отставке (впрочем, в случае с Касьяновым вряд ли стоит ожидать столь быстрого кадрового решения).

Таким образом, аппаратное усиление Касьянова может быть связано с "отложенным решением" президента, которое может состояться в конституционные сроки. Впрочем, в этом случае правительство Михаила Касьянова поставит своего рода рекорд - оно станет единственным российским кабинетом, "продержавшимся" весь период полномочий назначившего его президента.


Алексей Макаркин, Политком.ru
05/05/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Трефилова Т.И.
"О несостоятельности (банкротстве)"
ФСФО России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФСФО России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации