Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Трефилова Татьяна Ивановна

Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству
Татьяны Ивановны Трефиловой

 

Обзор публикаций СМИ


ОБАНКРОТИТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ СТАНОВИТСЯ СЛОЖНЕЕ, НО..

С 3 декабря вступил в действие новый закон о банкротстве

В Тверской области около 25 тысяч предприятий оказались в долгах перед бюджетом, в отношении 700 из них может быть возбуждена процедура банкротства. Каким образом на дела о несостоятельности повлияют положения нового закона? Что принципиально важного внесли его статьи? Об этом мы беседуем с президентом профсоюза арбитражных управляющих Тверской области кандидатом экономических наук Анатолием ДАНИЛЕНКО.

- Анатолий Владимирович, вы занимаетесь банкротством более пяти лет, являетесь признанным авторитетом в этой области. Как вы прокомментируете новшества?

- Безусловно положительным моментом является то, что обанкротить предприятие становится значительно сложнее. Мало того, что изменяются подходы к процедуре банкротства, еще возникает совершенно новое понятие: ответственность арбитражного управляющего за результаты своей работы, в том числе за нанесение ущерба и должнику, и кредиторам.

Появляется новый страховочный механизм: саморегулируемые общественные организации (СРО) арбитражных управляющих, которые наделяются функциями контроля за их деятельностью. СРО должны будут регистрироваться при арбитражных судах, и именно в эти организации арбитражный суд по смыслу закона должен будет в конце следующего года направлять запросы с предложением кандидатур на должность арбитражного управляющего. Их будет вноситься три в порядке убывания профессиональных качеств. Причем и должник, и кредитор вправе отвести по одной из кандидатур. Это принципиальный момент. Так что вступление в течение года в СРО - желательно. Но арбитражный управляющий должен внести взнос в компенсационный фонд этой организации - 50 тысяч рублей и застраховать свою гражданскую ответственность на 3 миллиона.

- Что появилось нового во взаимоотношениях кредитора и должника?

- Теперь требования кредитора к должнику должны быть установлены в судебном порядке. Только при невозможности взыскать долги через службу судебных приставов кредитор вправе обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд. Появляется возможность недобросовестных кредиторов "поставить на место". В заявлении он имеет право указать саморегулируемую организацию, куда хочет обратиться. Самое интересное, что если теперь денег на процедуру не хватит, их будет платить заявитель по делу.

- Существует ли очередность при расчете с кредиторами?

- По новому закону разные формы собственности уравнялись. Раньше предпочтение отдавалось бюджету. Его требования стояли в четвертой очереди, впереди конкурсных кредиторов. И пока должник не рассчитается с бюджетными долгами, дальше очередь кредиторов не двигалась. Им было абсолютно все равно, что будет с предприятием, продадут ли его за долги или реанимируют. Теперь порядок радикально изменился. И бюджет, и конкурсные кредиторы стоят в одной очереди и будут получать удовлетворение своих требований в равных пропорциях.

- Означает ли это, что станет невыгодным продавать за бесценок оборудование, "разносить" с молотка основные фонды?

- Теперь у кредиторов появилась реальная заинтересованность вернуть хотя бы часть своих денег обратно. Если раньше на 100 процентов никто в этом не был уверен, потому что долги предприятия-банкрота перед бюджетом исчислялись миллионами рублей, вытесняя претензии остальных кредиторов, то теперь у них такая возможность есть.

- Но не маячит ли при этом перспектива со знаком минус? Погасив долги, распрощавшись до последней нитки с основными фондами, как предприятие начнет работать? Оздоровлять будет нечего.

- Законодатели создали очень интересный механизм, который может реально применяться. Он называется замещение активов. Если предприятие вошло в ликвидацию и конкурсное производство открыто по новому закону, то разрешается на базе имущества должника создавать новый бизнес. В уставный капитал вносится имущество нового общества, привлекается инвестор либо стратегический партнер. В этом случае продаваться будет уже не имущество, а доля в уставном капитале. Это позволит сохранить рабочие места и даст возможность заменить нерадивого собственника.

- Но какая судьба ожидает акционеров, которые на заре приватизации выкупали акции родных заводов и фабрик, надеясь стать их хозяевами? Они за порогом, как ненужное старье, в какой бы редакции закон о банкротстве ни принимали. Ни почета, ни дивидендов.

- Да, именно так. Здесь действует такой принцип: если предприятие входит в процедуру банкротства, удовлетворение интересов его собственников происходит после расчета со всеми кредиторами. С другой стороны, а сумели ли работники-акционеры стать хозяевами? На самом деле у трудовых коллективов нет объединяющего пакета акций или их голоса не собраны в мощный кулак. Они не могут предложить антикризисную программу и защищать ее своими голосами. А само предприятие доведено до такого состояния, что эти акции превратились в ноль целых, ноль десятых копеек.

Проблема возникает в другом: сегодня нет четкой государственной политики в вопросах банкротства. Руководство регионов, муниципальных образований не хочет воспринимать процедуры банкротства как особое правовое состояние, позволяющее улучшать экономику, с другой стороны - избавляться от нерадивых собственников. Депутаты на местном уровне, будь то городская дума или Законодательное собрание, тоже не имеют намерений к этой проблеме подступаться. А давно пора. Если пойдет банкротство муниципальных и градообразующих предприятий, то как всегда начнем вспоминать о человеческом факторе. Но поздно - предприятия уже в штопоре! Специалистов по антикризисному управлению надо приглашать для его оздоровления, а не для похорон. Об этом многие забывают.

- Новый закон только вступил в действие, а о нем уже ходят нелестные отзывы. В чем проблемы?

- Самая большая проблема заключается в том, чтобы понять, для чего он нужен. То есть для чего нужны законы, которые плохо работают? У нас уже такие есть. Чтобы заработал закон о несостоятельности (банкротстве) 1999 года, который в декабре 2002 года отменили, потребовалось около двух лет судебной практики. Только-только арбитражные суды, арбитражные управляющие стали эффективно применять накопленный опыт, как говорят: старый закон плохой, мы создали новый. Как у известного героя Ильинского: "Заберите у него этот брак и выдайте ему новый".

Парадоксально, что новый закон уже называет сырым и законодатель, и готов некоторые статьи изменить. Даже Федеральная служба по банкротству публично высказывает позицию, что некоторые нормы закона работать не будут. Зачем была нужна такая спешка?

- Какой вы прогнозируете ситуацию по банкротствам на 2003 год?

- Я думаю, что процесс вхождения в процедуру банкротств застопорится. В законе есть достаточно много сложных моментов, которые в арбитражной практике еще не применялись. Скорей всего в 2003 году будет продолжаться банкротство и антикризисное управление теми предприятиями, которые вошли в процедуру по старому закону. По новому закону будет банкротиться незначительная часть.

- Тем, кто вошел в процедуру по старому закону, надо будет перебираться на новые рельсы?

- Законодатель говорит четко, когда какой закон применяется. По процедурам, возбужденным до 3 декабря 2002 года, применяется закон 1999 года.


Маргарита СИВАКОВА, 1, Тверская жизнь
05/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Трефилова Т.И.
"О несостоятельности (банкротстве)"
ФСФО России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
ФСФО России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации