ОБАНКРОТИТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ СТАНОВИТСЯ СЛОЖНЕЕ, НО..
С 3 декабря вступил в действие новый закон о банкротстве
В Тверской области около 25 тысяч предприятий оказались в долгах перед бюджетом, в отношении 700 из них может быть возбуждена процедура банкротства. Каким образом на дела о несостоятельности повлияют положения нового закона? Что принципиально важного внесли его статьи? Об этом мы беседуем с президентом профсоюза арбитражных управляющих Тверской области кандидатом экономических наук Анатолием ДАНИЛЕНКО.
- Анатолий Владимирович, вы занимаетесь банкротством более пяти лет, являетесь признанным авторитетом в этой области. Как вы прокомментируете новшества?
- Безусловно положительным моментом является то, что обанкротить предприятие становится значительно сложнее. Мало того, что изменяются подходы к процедуре банкротства, еще возникает совершенно новое понятие: ответственность арбитражного управляющего за результаты своей работы, в том числе за нанесение ущерба и должнику, и кредиторам.
Появляется новый страховочный механизм: саморегулируемые общественные организации (СРО) арбитражных управляющих, которые наделяются функциями контроля за их деятельностью. СРО должны будут регистрироваться при арбитражных судах, и именно в эти организации арбитражный суд по смыслу закона должен будет в конце следующего года направлять запросы с предложением кандидатур на должность арбитражного управляющего. Их будет вноситься три в порядке убывания профессиональных качеств. Причем и должник, и кредитор вправе отвести по одной из кандидатур. Это принципиальный момент. Так что вступление в течение года в СРО - желательно. Но арбитражный управляющий должен внести взнос в компенсационный фонд этой организации - 50 тысяч рублей и застраховать свою гражданскую ответственность на 3 миллиона.
- Что появилось нового во взаимоотношениях кредитора и должника?
- Теперь требования кредитора к должнику должны быть установлены в судебном порядке. Только при невозможности взыскать долги через службу судебных приставов кредитор вправе обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд. Появляется возможность недобросовестных кредиторов "поставить на место". В заявлении он имеет право указать саморегулируемую организацию, куда хочет обратиться. Самое интересное, что если теперь денег на процедуру не хватит, их будет платить заявитель по делу.
- Существует ли очередность при расчете с кредиторами?
- По новому закону разные формы собственности уравнялись. Раньше предпочтение отдавалось бюджету. Его требования стояли в четвертой очереди, впереди конкурсных кредиторов. И пока должник не рассчитается с бюджетными долгами, дальше очередь кредиторов не двигалась. Им было абсолютно все равно, что будет с предприятием, продадут ли его за долги или реанимируют. Теперь порядок радикально изменился. И бюджет, и конкурсные кредиторы стоят в одной очереди и будут получать удовлетворение своих требований в равных пропорциях.
- Означает ли это, что станет невыгодным продавать за бесценок оборудование, "разносить" с молотка основные фонды?
- Теперь у кредиторов появилась реальная заинтересованность вернуть хотя бы часть своих денег обратно. Если раньше на 100 процентов никто в этом не был уверен, потому что долги предприятия-банкрота перед бюджетом исчислялись миллионами рублей, вытесняя претензии остальных кредиторов, то теперь у них такая возможность есть.
- Но не маячит ли при этом перспектива со знаком минус? Погасив долги, распрощавшись до последней нитки с основными фондами, как предприятие начнет работать? Оздоровлять будет нечего.
- Законодатели создали очень интересный механизм, который может реально применяться. Он называется замещение активов. Если предприятие вошло в ликвидацию и конкурсное производство открыто по новому закону, то разрешается на базе имущества должника создавать новый бизнес. В уставный капитал вносится имущество нового общества, привлекается инвестор либо стратегический партнер. В этом случае продаваться будет уже не имущество, а доля в уставном капитале. Это позволит сохранить рабочие места и даст возможность заменить нерадивого собственника.
- Но какая судьба ожидает акционеров, которые на заре приватизации выкупали акции родных заводов и фабрик, надеясь стать их хозяевами? Они за порогом, как ненужное старье, в какой бы редакции закон о банкротстве ни принимали. Ни почета, ни дивидендов.
- Да, именно так. Здесь действует такой принцип: если предприятие входит в процедуру банкротства, удовлетворение интересов его собственников происходит после расчета со всеми кредиторами. С другой стороны, а сумели ли работники-акционеры стать хозяевами? На самом деле у трудовых коллективов нет объединяющего пакета акций или их голоса не собраны в мощный кулак. Они не могут предложить антикризисную программу и защищать ее своими голосами. А само предприятие доведено до такого состояния, что эти акции превратились в ноль целых, ноль десятых копеек.
Проблема возникает в другом: сегодня нет четкой государственной политики в вопросах банкротства. Руководство регионов, муниципальных образований не хочет воспринимать процедуры банкротства как особое правовое состояние, позволяющее улучшать экономику, с другой стороны - избавляться от нерадивых собственников. Депутаты на местном уровне, будь то городская дума или Законодательное собрание, тоже не имеют намерений к этой проблеме подступаться. А давно пора. Если пойдет банкротство муниципальных и градообразующих предприятий, то как всегда начнем вспоминать о человеческом факторе. Но поздно - предприятия уже в штопоре! Специалистов по антикризисному управлению надо приглашать для его оздоровления, а не для похорон. Об этом многие забывают.
- Новый закон только вступил в действие, а о нем уже ходят нелестные отзывы. В чем проблемы?
- Самая большая проблема заключается в том, чтобы понять, для чего он нужен. То есть для чего нужны законы, которые плохо работают? У нас уже такие есть. Чтобы заработал закон о несостоятельности (банкротстве) 1999 года, который в декабре 2002 года отменили, потребовалось около двух лет судебной практики. Только-только арбитражные суды, арбитражные управляющие стали эффективно применять накопленный опыт, как говорят: старый закон плохой, мы создали новый. Как у известного героя Ильинского: "Заберите у него этот брак и выдайте ему новый".
Парадоксально, что новый закон уже называет сырым и законодатель, и готов некоторые статьи изменить. Даже Федеральная служба по банкротству публично высказывает позицию, что некоторые нормы закона работать не будут. Зачем была нужна такая спешка?
- Какой вы прогнозируете ситуацию по банкротствам на 2003 год?
- Я думаю, что процесс вхождения в процедуру банкротств застопорится. В законе есть достаточно много сложных моментов, которые в арбитражной практике еще не применялись. Скорей всего в 2003 году будет продолжаться банкротство и антикризисное управление теми предприятиями, которые вошли в процедуру по старому закону. По новому закону будет банкротиться незначительная часть.
- Тем, кто вошел в процедуру по старому закону, надо будет перебираться на новые рельсы?
- Законодатель говорит четко, когда какой закон применяется. По процедурам, возбужденным до 3 декабря 2002 года, применяется закон 1999 года.
Маргарита СИВАКОВА, 1, Тверская жизнь
05/01/2003
|