"Пожарные" экономики
79 арбитражных управляющих области учредили свою "цеховую" организацию "Южный Урал"
Новый закон о банкротстве предопределил создание так называемых саморегулируемых организаций (СРО). Несмотря на труднопроизносимую формулировку, "смысл" этих структур в общем-то понятен. Они будут объединять специалистов антикризисного управления, задача которых - проводить оздоровительные процедуры на проблемных предприятиях. А каково значение "персоналий" в этом деле, красноречиво показывают последние примеры, связанные с Карабашским медеплавильным заводом или Челябинскуглем. Вновь кадры решают...
Поэтому жители области уже стали свидетелями некоторого обострения вокруг, казалось бы, рядовых процессов, вызванных изменениями в законодательстве. Часть арбитражных управляющих региона, возглавил которых экс-губернатор Вадим Соловьев, примкнула к созданной в Свердловской области Уральской СРО. Другие управляющие, поддерживаемые региональной властью, стали объединяться на принципах "суверенитета".
- Саморегулируемые организации будут иметь серьезное влияние на экономику территорий, - объясняет председатель совета некоммерческого партнерства (НК) "Южный Урал" Василий Гранин (ранее - председатель комитета по промышленности областной администрации - ред.). - Они станут вести надзор за антикризисным управлением, выступать координирующими центрами при финансовом оздоровлении предприятий.
На сегодняшний день ряд СРО уже зарегистрирован в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Татарстане. Наша область несколько отстала от них, и это - серьезный минус. Поэтому в конце декабря группа управляющих, что не захотела войти в филиал свердловчан, учредила некоммерческое партнерство "Южный Урал". Избрала его совет, куда вошли известные в бизнес-кругах люди. Среди них руководитель ЧТЗ В. Платонов и один из менеджеров этого завода В. Кожеуров, генеральный директор ОАО "УралАЗ" В. Панов, управляющие Сосновской птицефабрикой и златоустовским "Булатом" С. Сергеев, И. Золотухин, а также В. Тургумбаев, И. Яковлев и другие. Исполнительным директором стал Е. Лысов - опытный специалист, менеджер с длинным послужным списком: проводил оздоровительные процедуры на Южуралзолоте, Магнитогорском калибровочном заводе, Троицкой швейной фабрике.
"Южный Урал" теперь должен пройти регистрацию как юридическое лицо, что несложно. Документы готовы, и мы ожидаем, что с формальностями закончим в самое ближайшее время. Сложнее будет получить статус саморегулируемой организации или, проще говоря, лицензию на такой вид деятельности. Занимается этим Москва, точнее, Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО). Рассчитываем, что к регистрации в столице подойдем через месяц-полтора.
- Что нужно для этого?
- Есть несколько обязательных условий. Минимальное число арбитражных управляющих, входящих в СРО, не может быть менее 100 человек. Это же касается и количества законченных или текущих, находящихся в производстве дел (все антикризисники должны быть действующими, активными "штыками"). Плюс к этому необходим компенсационный фонд, образовать который можно, если каждый член организации внесет в него по 50 тысяч рублей.
- Сколько человек теперь в "Южном Урале"?
- На первое собрание пришли 79. Но это не окончательная цифра. Сомнений, что достигнем установленной законом планки, нет. В арбитражном суде зарегистрировано более 200 человек. А по спискам, которые есть у нас, лицензии в разное время вообще получили свыше 300 человек. Даже учитывая, что 18 управляющих вошли в местный филиал Уральской СРО, потенциал остается более чем достаточным. И, по-моему, только плохая информированность мешает остальным управляющим определиться с выбором. На всякий случай оставляю для них номера своих мобильных телефонов: 71-51-49, 8-29-000-149. Телефон исполнительного директора "Южного Урала" Евгения Николаевича Лысова: 8-29-002-147. Выйти с нами на связь, повторяю, можно по этим номерам. Ждем обращений.
- Может ли один человек состоять сразу в двух организациях?
- Нет, исключено. Но он может быть учредителем и членом некоммерческого партнерства, которое еще не получило статус СРО. Однако, как только это произойдет, ему придется определиться, где он и с кем.
- Почему вообще родилось желание создать свою, то есть региональную организацию?
- Как я уже говорил, только сейчас в области более 300 человек получили право работать арбитражными управляющими. Не надо сбрасывать со счетов и молодежь, что учится сегодня, но завтра захочет попробовать себя в деле. Максимум же челябинцев, которых сможет принять в свои ряды Уральская СРО, - 30-40 человек. Что делать остальным, оставшимся за бортом? В этом дело...
Идти по такому пути, наверное, было б не совсем верно еще и потому, что потребность в квалифицированных управляющих в нашей области достаточно велика. Другими словами, есть человеческий ресурс и поле деятельности. Так вот мы и пришли к мысли: надо, чтобы они соответствовали друг другу. Это послужит на пользу экономике.
- Организации арбитражных управляющих рассматриваются еще как инструмент влияния... На кого они будут ориентироваться - на округ или область, тот и будет в большей степени влиять на экономическую политику.
- Можно по-разному понимать. Но если посчитать количество арбитражных процедур и число управляющих в УрФО, станет ясно: 350, условно говоря, человек не хватит, чтобы охватить все нуждающиеся в этом предприятия. Отсюда вывод: недостаточно иметь одну СРО. Возможно, их должно быть две или три - жизнь покажет. И, конечно, логично заявить, что располагаться они должны в крупных промышленных центрах, таких, как Екатеринбург и Челябинск. При этом Курган или Тюмень могут тяготеть как к нам, так и к соседям с севера. Это они сами будут выбирать. Мы же не закрыты для других территорий, готовы работать с ними и у них, учитывая накопленный в разных отраслях опыт. В нашей области есть специалисты не только в сфере промышленного менеджмента. Работают арбитражные управляющие и на селе. А это проблема очень большая - оздоровление сельскохозяйственных предприятий.
- Не получится ли так, что наличие в регионе двух организаций, исповедующих разные стратегические принципы, приведет к появлению еще одной "горячей точки"?
- Мы стараемся объединить квалифицированных специалистов и не хотим борьбы. Хотя, надо признать, ситуация не так проста, как кажется: две фирмы, мол, будут делить на одном поле сферы влияния. Это далеко не так. Руководитель ФСФО России Татьяна Трефилова как-то заявила, что подобных организаций, по ее прогнозам, в стране образуется от 30 до 50. Если не в каждом российском субъекте они появятся, то, по крайней мере, во многих. Получается: и в федеральных округах не должно быть монополии. Уральский регион - один из крупнейших. Следовательно, также с полным правом может рассчитывать на появление нескольких организаций арбитражных управляющих.
А вообще-то сейчас просматривается другая тенденция. Создаются московские СРО, которые проводят политику разделения территорий, создавая на местах свои первичные структуры. Это, на наш взгляд, приводит к потере управляемости и прозрачности арбитражных процедур, ради которых как раз и придумывались саморегулируемые организации. Поэтому больших трений и разногласий со свердловчанами, полагаю, не следует опасаться. Есть более серьезные проблемы роста.
- Организации управляющих могут действовать на любой территории?
- Если сумеем работать квалифицированно и профессионально, наша структура будет востребована в разных регионах - от Калининграда до Владивостока, в зависимости от того, где есть кредиторы, которые знают нас и выбирают для проведения оздоровительных мероприятий.
Со временем же, скорее всего, арбитражное управление будет осуществляться не одним человеком, а командой специалистов. Если проблемное предприятие - гигант, в одиночку сложно найти выход, поэтому над стратегией управляющие будут думать коллективно. Рано или поздно мы придем к тому, что появятся целые "антикризисные" конторы. Создание СРО - это, как мне представляется, лишь ступень к тому, чтобы на нашем рынке образовались подобные учреждения.
Беседовал Евгений АЛЕКСАНДРОВ
Челябинский рабочий (online)
05/01/2003
|