ГОСУДАРСТВО УСИЛИЛО КОНТРОЛЬ. НАД ПРОЦЕДУРОЙ БАНКРОТСТВА
В канун Нового года руководитель Северо-Западного межрегионального территориального органа (МТО) Федеральной службы по финансовому оздоровлению (ФСФО) Владимир Золотов провел пресс-конференцию. Он заострил внимание на том, что новый закон "О несостоятельности (банкротстве)", который вступил в силу 3 декабря 2002 года, предусматривает процедуру досрочного прекращения банкротства предприятий и в значительной степени защищает интересы государства.
Так, закон определяет порядок банкротства предприятий оборонного комплекса, имеющих для страны стратегическое значение. Прежде предприятия ВПК рассматривались в арбитражных судах на общих основаниях. Теперь процедура банкротства на подобных предприятиях не может вестись без участия государства. Оно, в частности, получило право устанавливать дополнительные требования к кандидатурам арбитражных управляющих. И в ходе процедур восстановления платежеспособности стратегических предприятий запрещены механизмы проведения дополнительной эмиссии акций и замещения активов. Кроме того, по новому закону сам должник становится участником процедуры.
Обуховский и Кронштадтский подписали мировое
О влиянии государства можно уже говорить на примере двух петербургских предприятий, попавших в процедуру банкротства задолго до введения нового закона. Так, Обуховский завод был признан банкротом и оказался под процедурой наблюдения в марте прошлого года по заявлению дочерней структуры "Межрегионгаза" - торгового дома "СПбРесурсМРГ", которому государственное предприятие на тот момент задолжало 64 млн. руб. Общая кредиторская задолженность Обуховского завода составила 460 млн. руб., из которых долг бюджету - 230 млн.
Весной прошлого года речь шла о том, что Российское авиационно-космическое агентство ("Росавиакосмос") может потерять гигантский производственный комплекс, выпускающий самоходные и несамоходные пусковые ракетные и артиллерийские комплексы для зенитных и тактических ракет.Тогда говорилось, что процедура банкротства может завершиться акционированием предприятия и выводом части его активов в новую компанию, которую государство будет контролировать лишь частично.
Но вмешалось государство. Велась серьезная работа с кредиторами. В итоге было заключено мировое соглашение, и его утвердил суд. По указу президента страны завод вошел в концерн "Алмаз-Антей", который поможет петербургскому предприятию определить перспективный план загрузки.
Благодаря вмешательству госорганов мировым соглашением завершилась и процедура внешнего управления на другом федеральном государственном унитарном предприятии - Кронштадтском Морском заводе, который по решению Минобороны РФ определен головным по ремонту и модернизации алжирских кораблей. Завод имел контракт по межправительственному соглашению на ремонт двух сторожевых кораблей для ВМС Алжира. Однако из-за несвоевременной сдачи изделий он недополучил значительную часть от суммы контракта и не смог рассчитаться с поставщиками оборудования. Его кредиторская задолженность превысила огромную сумму - 760 млн. руб.
Дисквалифицированных возьмут на заметку
Старый закон о банкротстве позволял различным структурам в собственных интересах инициировать процедуру банкротства. В прошлом году Северо-Западный МТО сделал 68 заключений о преднамеренном банкротстве, из них 10 - по Петербургу и области. Однако из-за отсутствия специалистов в правоохранительных органах, которые могли бы квалифицированно расследовать преступления, до суда было доведено лишь одно дело. Следствие не смогло определить состава преступления на мясоперерабатывающем комбинате "Самсон", хотя факты продажи земли за бесценок и факты перевода активов в дочерние структуры налицо. Были налицо и действия криминальной направленности. Однако уголовное дело в отношении бывшего директора "Самсона" закрыли по причине отсутствия состава преступления. Судьба "Самсона" трагична. Сейчас он находится в конкурсном производстве. Аналогичная судьба и у ОАО "Завод резинотехнических изделий "Красный треугольник".
По новому закону вести процедуру будет государственный орган - ФСФО, чтобы, как отметил г-н Золотов, "учитывались в полном объеме интересы государства, а не узкие интересы какой-то группы людей, которые хотят очень прилично заработать".
Согласно постановлению правительства РФ от 11 ноября 2002 года, ФСФО как полномочному федеральному органу исполнительной власти поручено формирование и ведение реестра дис-квалифицированных лиц. Причем речь идет не только об арбитражных управляющих, но и о руководителях предприятий. База дисквалифицированных будет формироваться по судебным решениям. Составление реестра г-н Золотов отнес к "дополнительной и очень трудоемкой работе в деятельности МТО".
Среди других новаций - усиление внимания к финансовому мониторингу. В рамках нового закона все предприятия будут делиться на четыре категории. К первой относятся стратегические предприятия, по которым все принимаемые решения будут согласовываться с федеральным правительством. Ко второй - значимые для страны предприятия, которые определяются приказом ФСФО. К третьей - социально значимые предприятия для Северо-Западного округа и к четвертой - социально значимые для субъектов РФ. В новом законе введена новая процедура - финансовое оздоровление, которую будет вести административный управляющий.
Руководитель МТО подчеркнул, что интересы государства - это не только защита стратегических предприятий. Это защита и кредиторов, и собственника и создание условий для работы государственных структур. В законе также особое внимание уделено предприятиям ТЭК. Им посвящена специальная статья, которая начнет действовать с 2005 года. Особо выделяются предприятия кредитно-финансовой сферы и ЖКХ, индивидуальные предприниматели и сельскохозяйственные предприятия. Недавно председатель правительства РФ Михаил Касьянов дал поручение всем региональным органам ФСФО не инициировать процедуру банкротства сельхозпредприятий, подчеркнув, что от их дееспособности зависит продовольственная безопасность страны.
Нелли БОГОРАД, 2, стр. 5, Петербургский Час Пик
09/01/2003
|