БАНКРОТСТВО ПО-НОВОМУ
В октябре 2002 года президент РФ подписал новый Федеральный закон "О банкротстве", который вступил в силу 3 декабря 2002 года. Ранее действующий закон уже однозначно вошел в историю не как инструмент урегулирования конфликтов, связанных с финансовой состоятельностью организаций, а как мощный инструмент передела собственности.
На прошедшей пресс-конференции, посвященной вступлению в силу нового закона, руководитель Приволжского межрегионального территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ПМТО ФСФО) Владимир Островский отметил, что новый закон значительно отличается от ранее действующих и является "продолжниковым", то есть защищает интересы предприятия-должника и его собственника.
Проблема прошлого закона заключалась в том, что по нему арбитражные управляющие получали слишком большие полномочия по управлению предприятием-должником. Договорившись с кредиторами, они могли на законных основаниях произвести передел собственности. Новый закон был призван решить эти проблемы.
В новом законе более качественно учитываются интересы должника. Если раньше должник не принимал участия ни на каких стадиях процесса банкротства, то сейчас он участвует в арбитражном процессе по делу о банкротстве и в деле о банкротстве. В некоторых процедурах (в наблюдении и финансовом оздоровлении) предприятием-должником руководит не арбитражный управляющий, а представители собственника. Также уполномоченные органы предприятия-должника вправе вносить предложения об эмиссии акций, о привлечении инвестора.
Интересы должника учитываются и при реализации активов предприятия. Например, как сообщил заместитель руководителя ПМТО ФСФО Игорь Ляпин, должник вправе установить минимальную продажную цену предприятия. При реализации крупных активов организации они должны быть оценены по рыночной цене и проданы не ниже этой цены. Сам собственник или третье лицо может погасить всю зарегистрированную задолженность, и в этом случае процедура банкротства прекращается. К тому же появилась возможность выхода из процедуры банкротства через процедуру финансового оздоровления.
В новом законе пересмотрена ситуация с арбитражными управляющими. К ним повысились требования (необходимость наличия высшего образования и опыта работы на руководящих должностях не менее двух лет), а также стало обязательным членство в саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих. Эти организации, как отметил Островский, будут осуществлять контроль за своими членами и отвечать собственными средствами за их противоправные действия. СРО будут страховать ответственность управляющих (как отмечалось на пресс-конференции, две страховые компании уже имеют лицензию -это РОСНО и "Военно-страховая компания"), но страховаться будет лишь 1-3% от стоимости активов предприятия-должника. В новом законе также появилось право должника и кредиторов отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих из списка, предложенного СРО суду.
"По новому закону изменился порядок участия государства в процедурах банкротства", -заявил Владимир Островский. Теперь функции государства в процессе банкротства будут реализовываться двумя органами -уполномоченным (представляет интересы государства в процедурах банкротства) и регулирующим (осуществляет надзор за СРО). Видимо, и эта стратегия преследует цель снижения вероятности заказных банкротств (доля государства в общей сумме долгов предприятия, как правило, оказывается самой значительной). Как сообщил г-н Островский, вероятно, функции уполномоченного органа будет исполнять ФСФО, а регулирующего -Министерство юстиции (оно уже выразило готовность взять на себя эти функции).
Как проявит себя новый закон, еще не известно -слишком мало по нему наработано практики. Но уже сейчас есть некоторые опасения. Например, слишком много полномочий имеет арбитражный суд. Большая часть решений, касающихся отвода управляющих, смены руководства в процессе наблюдения и финансового оздоровления и т. д., принимается именно судами. По практике прошлого закона именно суды зарекомендовали себя не с лучшей стороны, а состояние судебной системы лишь продолжает ухудшаться. Суд может не принять жалобы к рассмотрению, может вынести слабо обоснованное решение. Хотя г-н Ляпин выразил твердое убеждение в том, что подобная практика не будет применяться, "управление судебными решениями" оставляет страждущим до чужой собственности широкое поле для маневров.
Новый закон улучшил ситуацию с арбитражными управляющими, обязав СРО нести ответственность за действия ее членов. В условиях страхования можно, чисто теоретически, за 1-3% стоимости предприятия "купить" его целиком, "кинув" и собственника, и СРО. Но нужно учитывать, что СРО -продукт не массовый, и получить свидетельство очень тяжело (сейчас выдано по всей стране лишь 6 свидетельств). К тому же СРО будет следить за своим имиджем и поэтому более тщательно контролировать своих управляющих. Но, несмотря на все это, многое будет зависеть от моральной устойчивости арбитражных управляющих и цены конкретного вопроса.
Все же хочется надеяться, что эти опасения не реализуются, те благие начинания, которые легли в основу закона, не будут перекрыты возможным негативом от его реализации, а новый закон не постигнет участь предшествующего. Не побоимся также сказать, что особенности применения этого закона покажет степень зрелости российского бизнеса и эффективность судебной системы.
БАЛАХНИН Александр, 1, Биржа
13/01/2003
|